Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проведение анализа объемов производства и реализации продукции предприятия на примере РУП «Гомсельмаш», и разработка основных направлений по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизации ее структуры
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение экономической сущности, значения производственной программы, ее структурных элементов;
изучение особенностей сбытовой политики и ее инструментов;
ознакомление с измерителями производства и реализации продукции, методика их расчета;
анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии;
анализ ассортимента и структуры продукции на предприятии ОАО «Гомельский радиозавод».
разработка рекомендации по увеличению объемов производства и реализации продукции.

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 81.84 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей промышленных  предприятий  является  наиболее  полное обеспечение спроса  населения  высококачественной  продукцией.  Темпы  роста объема производственной продукции,  повышение  ее  качества  непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

       Объем  производства  и  реализованной  продукции  (выполненных  работ, оказанных услуг) – это  основные  показатели,  характеризующие  деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен  для  установления  нормированных статей затрат – расходов на рекламу,  представительских  расходов,  а  также для исчисления целого ряда налогов.

       По своему  экономическому  содержанию  объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы  предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями,  степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Производственная программа  разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные  виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование производственными  мощностями, материальными и трудовыми  ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных  факторов. В зависимости от сферы  производства различают продукцию  материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и  др.) и услуги сферы нематериального  производства (транспортировка, торговля, обучение, лечение и т.д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды товаров и  услуг называются номенклатурой  производственной программы. Ассортимент  продукции (услуг) характеризует соотношение  удельных весов отдельных видов  изделий (работ) в производственной программе.

Объектом исследования являются производство и реализация товаров и услуг предприятия ОАО «Гомельский радиозавод»

Предметом исследования –  резервы и пути повышения производства и реализации продукции ОАО «Гомельский радиозавод».

Цель данной курсовой работы – проведение анализа объемов производства и реализации продукции предприятия на примере РУП «Гомсельмаш», и разработка основных направлений по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизации ее структуры

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотрение экономической сущности, значения производственной программы, ее структурных элементов;
  • изучение особенностей сбытовой политики  и ее инструментов;
  • ознакомление с измерителями производства и реализации продукции, методика их расчета;
  • анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии;
  • анализ ассортимента и структуры продукции на предприятии ОАО «Гомельский радиозавод».
  • разработка рекомендации по увеличению объемов производства и реализации продукции.

Анализ, представленный в  курсовой работе, является ретроспективным, т. к. использована информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т. е. изучалась деятельность только одного предприятия в динамике за 2009-2011 гг; финансово-экономическим, т. е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов

Источниками информации для  анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики производства и реализации продукции, отчетность статистическая Ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», Ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия  по продукции», Ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение  готовых изделий, их отгрузка и реализация»  и другие.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты расчетов производственной программы промышленной организации, ее сущность, характеристика структурных элементов, измерители объемов производства.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу объемов  производства и реализации продукции  промышленной организации.

В третьей главе работы предложены пути повышения увеличения объемов производства и реализации продукции, оптимизации ее структуры  исходя из разработки конкретных мероприятий.

Данная  тема исследования достаточно широко освещена в современной  отечественной и зарубежной литературе по экономике и бухгалтерскому учету. Так, теоретической основой написания  курсовой работы выступили научные  работы и труды, посвященные изучению основных средств, их оценке, анализу состояния основных средств на предприятиях в современных условиях, авторов как: Ермалович Л.Л., Бизюкова И.В., Вашко И.М., Камышанов П.И., Грузинова В.П., Карташщова Л.В., Кожекина Г.Я., Ладутько Н.И., Левкович О.А., Маслов Е.В., Пашко Ю.А., Савицкая Г.В., Стражев В.И., Левин Е. М., Саврухов. Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ И  ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ  ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Производственная программа промышленной организации и характеристика ее структурных элементов

В новых экономических  условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения  прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель систематизирует  свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры  и объединяет их в производственной программе.[3,c.344]

Производственная программа  – перечень выпускаемой продукции, осуществляемых работ и услуг  по заказам и договорам потребителей, исчисленной в натуральном и  стоимостном выражении, в определенных договором (заказом) временных рамках и при соблюдении установленных  качественных параметров.

При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции  и рентабельности капитала. Для осуществления  этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет  вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать  стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия.[4,c.190]

Основой для разработки производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям  такую номенклатуру товаров и  услуг, которая бы соответствовала  в целом профилю производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в  определении характера новых  товаров, соотношение объема выпуска  старых и новых изделий, уровня цен  и конкурентоспособности продукции, гарантий, качества сервиса и других параметров продукции. Решением указанных  задач на предприятии занимается отдел маркетинга совместно с  другими службами. Основная функция  маркетинга заключается комплексном  исследовании рынка, формировании и  стимулировании сбыта для достижения основной цели – завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.[8,c.190]

Место производственной программы  в системе показателей работы предприятия показано на рис. 1.

Рисунок 1- Связь производственной программы с другими показателями работы предприятия.

 

Производственная программа  разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные  виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

Содержание производственной программы зависит от различных  факторов. В зависимости от сферы  производства различают продукцию  материального производства (промышленную, сельскохозяйственную, строительную и  др.) и услуги сферы нематериального  производства (транспортировку, торговлю, обучение, лечение т.д.) В каждой отрасли  производства выделяют группы и подгруппы  выпускаемой продукции и оказываемых  услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.[7,c.78]

Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг  называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) – развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Предприятие промышленности формируют производственную программу  на основе: государственного заказа; заказов  потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

При разработке производственной программы предприятия применяются  натуральные, трудовые и стоимостные  методы измерения. Они позволяют  вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой  продукции.[16,c.192]

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры, и др.) характеризуют  производственную специализацию предприятия  и долю на рынке. В расчете на единицу  продукции устанавливаются технологические  нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость  изделия (услуги). Без натуральных  измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные  измерители наиболее полно и правильно  характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции  однородного характера.

Трудовые измерители –  часы и минуты рабочего времени –  применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость или нормирование затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для  измерения работы оборудования используются станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый вполне приемлемы для измерения  объема производства. Однако в связи  со снижением трудоемкости продукции  человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряется в нормо-часах, представляет собой объем производства, который  должен выполнить коллектив цеха предприятия.[21,c.218]

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они  отражают объем производственной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США или  евро.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая и внутрипроизводственный обороты, нормативная стоимость  обработки.

Обобщающим показателем  производственной программы предприятия  является объем продаж или реализованная  продукция. Первый термин применятся в  мировой практике, второй – в  отечественной. Объем продаж более  объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться  только для предприятий сферы  материального производства, выпускающих  продукцию. В условиях рыночной экономики  большинство предприятий создают  продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.[14,c.278]

 

1.2. Структура и показатели производственной программы предприятия

Производственная программа  состоит из двух разделов: плана  производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; плана  производства в стоимостном выражении.

План производства продукции  в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для  измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки изделий, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются  двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в  погонных и квадратных метрах; бумаги – в тоннах и квадратных метрах; труб – в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей  позволяет в плане более полно  охарактеризовать физический объем  производства и потребительские  свойства продукции.[25,c.189]

Информация о работе Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации