Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проведение анализа объемов производства и реализации продукции предприятия на примере РУП «Гомсельмаш», и разработка основных направлений по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизации ее структуры
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение экономической сущности, значения производственной программы, ее структурных элементов;
изучение особенностей сбытовой политики и ее инструментов;
ознакомление с измерителями производства и реализации продукции, методика их расчета;
анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии;
анализ ассортимента и структуры продукции на предприятии ОАО «Гомельский радиозавод».
разработка рекомендации по увеличению объемов производства и реализации продукции.

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 81.84 Кб (Скачать файл)

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих  разные потребительские свойства, применяются  условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных  по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда  за одну тонну принимаются масса, эквивалентная 7000 килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в  миллионах штук условного кирпича, производство консервов – в условных банках. На предприятиях, изготавливающих  один вид продукции, но при этом различающиеся  мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные  измерители. Так, на турбиностроительных  заводах продукция измеряется в  киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов – в штуках, тысячах  тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин  определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей –  в штуках и грузоподъемности.[26,c.121]

Планирование производства продукции в натуральном выражении  дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с  потребностями рынка, производственными  мощностями предприятия, потребности  в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем  и структуру производства на многопрофильных  диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль  предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана  производства продукции в стоимостном  выражении.[18,c.316]

План производства продукции  в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная  продукция (РП) (валовый доход); товарная продукция; валовая продукция. Основными  стоимостными показателями этого раздела  плана является реализованная продукция (валовый доход). Реализованной считается  продукция, оплаченная покупателем  или сбытовой организацией. Ее объем  исчисляется как стоимость предназначенных  к доставке оп плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий  и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых  услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями  продукции или через собственную  сбытовую сеть.

Плановый объем  реализованной продукции ( ) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле[4,c.119]:

 

                             ,                        (1.1)

 

где       – товарная продукция i-го вида в оптовых ценах предприятия;

– изменение остатков готовой  продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

– изменение остатков готовой  продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n – количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…,n).

Реализованная продукция  характеризует валовую прибыль предприятия ( ) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг) [4,c.119]::

 

                                 

,                              (1.2)

                                      

,                                  (1.3)

где   – валовая прибыль предприятия от реализации i-го вида продукции;

    – цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная);

   – планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1,2,3…,n) в натуральном выражении.

Товарная продукция (ТП) включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Выражается она в оптовых ценах для увязки плана производства с финансовым планом; вторые – для определения темпов, динамики измерения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции ( ) рассчитывается по формуле[4,c.119]:

 

                             

,    (1.4)

 

где – план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

– действующая оптовая цена i-го вида продукции;

n–количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…n);

  – объем услуг и работ i-го вида промышленного характера;

m – количество видов работ промышленного характера (j=1,2,3,…m).

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенного производства. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (ВП) рассчитывается по формуле[4,c.120]::

             

      

                  (1.5)

 

где , – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

, – остатки инструментов и приспособлении собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой  продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом  периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых  изделий со значительной длительностью  производственного цикла.

На предприятиях, у которых  отсутствует внутрихозяйственный  оборот и незавершенное производство (например, в пищевой промышленности), по своему составу валовая продукция  совпадает с товарной. Валовую  продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

Показатели товарной и  валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они  дают искаженное представление о  собственном вкладе предприятия  в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в  их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых  предприятиях 80-90 % издержек.

Более объективную картину  о масштабах производства дают показатели чистой и условно чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции  включаются расходы на оплату труда  с начислениями на заработную плату  и прибыль предприятия.

Плановый объем чистой продукции (ЧП) рассчитывается по формулам [4,c.121]::

                             

                            

                             (1.6)

                               

                                 (1.7)

 

где МЗ – материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

ЗП – заработная плата  с начислениями на нее;

 – прибыль от реализации  продукции.

Условно чистая продукция (УЧП), в отличие от чистой, включает амортизацию и рассчитывается по формуле[4,c.121]::

                                 

                          (1.8)

                              

                        (1.9)

Показатели чистой и условно  чистой продукции служат для анализа  структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

 

1.3 Сбытовая политика предприятий и ее инструменты

Организация сбыта продукции  является завершающей стадией производственного  цикла. В условиях рыночной экономики  это один из важных этапов работы всего  предприятия и каждого работника.

Сбытовая политика – выбор систем сбыта и конкретных каналов реализации продукции.

Сбыт продукции оказывает  влияние на ход производства. Для  создания четкой, ритмичной работы предприятия следует уделять  внимание равномерному распределению  объемов производства по кварталам  и месяцам с тем, чтобы продукция  ритмично поступала в товаропроводящую сеть.

Сбытовая сеть предприятия  может быть представлена широкой  системой торговых представительств, дилеров, магазинов оптовой и  розничной торговли. Для малого предприятия  содержание большого штата сотрудников  – дорогостоящее дело, поэтому  сбыт осуществляют один-два человека из фирмы и различные торговые предприятия за соответствующее  вознаграждение в виде комиссионных, наценок или скидок, процентов  от торгового оборота. В зависимости  от структуры и количества сбытовых подразделений формируются служебные  обязанности должностных лиц  и способы мотивации их труда  в интересах фирмы и работника.[21,c.67]

Процесс реализации продукции  можно разделить на четыре периода.

Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции.

Второй период включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия.

В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок.

Сбытовая политика определяет пути, по которым продукция, произведенная  предприятием, попадает конечному потребителю.

Виды системы  сбыта:

В экономической литературе различают два вида системы сбыта:

1. Собственная система  сбыта, которая предполагает:

  • наличие собственных органов сбыта, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и не несут ценового риска (торговые агенты, отделы сбыта, магазины, выставки, ярмарки);
  • наличие несобственных органов сбыта, являющихся юридически самостоятельными лицами экономически зависимыми, не несущими ценового риска (торговые представители, маклеры).

2. Связанная система сбыта. Предприятие работает с юридически самостоятельными торговыми фирмами, которые продают от собственного имени и за свой счет (т. е. с ценовым риском), при этом юридически связан с производителем.

Независимая система сбыта  предполагает наличие трех видов  сбытовой связи:

  • вертикальная - продавец обязуется не перепродавать товар третьему лицу;
  • согласование сбыта - продавец обязуется использовать определенные каналы сбыта;
  • согласование заказов, примером может служить франчайзинг.

Различают два типа договорных отношений.

Первый получил наибольшее применение в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзинг узкоспециализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Другой тип  договорных отношений значительно сложнее. Маленькая фирма-франчайзинг работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.

К инструментам сбытовой политики относятся:

1. Товарная политика  предприятия. Под товарной политикой предприятия понимают разработку привлекательной производственной программы с целью преодоления сопротивления рынка.

При формировании товарной политики учитывается ряд следующих  ограничений:

– законодательная база (патентное производство, защита прав потребителей, окружающей среды и  т.д.);

– ограничения в технических  знаниях;

– экономические условия (например, ограниченные производственные мощности, финансовые ограничения и  т.д.);

Информация о работе Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации