Сущность малых предприятий и их место в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

курсовая работа по дисциплине "Экономика фирмы"

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России………..5
  2. Технико-экономическая характеристика ООО «ГородСтрой». Особенности создания и функционирования…………………………..16
  3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем……………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы………………………………………...…39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес в рыночной экономике страны — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны.

Каждое предприятие, будь оно малое или крупное, в ходе своей деятельности, стремится получить как можно большую прибыль  при минимальных затратах. Для  обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли, возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия, повышения внимания к оценке эффективности торговой деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной  деятельности торговых предприятий. С  его помощью вырабатываются отражения и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговой деятельности, осуществляются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Целью данной курсовой работы является:

На основе изучения экономической  литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить  экономические результаты деятельности ООО «ГородСтрой».

Задачи курсовой работы:

- Рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы;

- Дать общую характеристику выбранной организации;

- Произвести подробную технико – экономическую характеристику организации;

- Показать преимущества организации, раскрыть проблемы и пути их решения.

 

1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

 

Субъектом малого предпринимательства  является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности малых предприятий  независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

В соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».

К субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

В 80-90% имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990 г. малые предприятия  образовывались чаще отделением от государственных  предприятий-учредителей. В 1991 г. малые  предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности [9, с. 53].

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные  власти выступают учредителями малых  предприятий (иногда совместно с  другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит, как  правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

Роль малых предприятий  в экономике России все больше возрастает. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают  различные фонды поддержки предпринимательства. Развитие малых предприятий стимулируется  налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Процесс создания в России малых предприятий начался в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг., но в последующие годы их число  существенно не изменилось. Если в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002 г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий. По последним данным по итогам первого полугодия 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по всем показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика. Такой вывод делается в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства [13, с. 12].

Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном  разрезе) в докладе не учитываются  индивидуальные предприниматели без  образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.

По данным на 1 июля 2010 года, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. [13, с. 2]

За последние годы не увеличилось число малых предприятий и в общей численности предприятий и организаций страны. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет лишь 30,7%, тогда как в странах — членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России. Практический интерес представляют данные, характеризующие распределение числа малых предприятий по регионам страны. Так, на 1 января 2010 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составляло [13, с. 3]: Северо-Западный округ — 14,5%; Центральный округ — 36,7; Поволжский округ — 15,0; Уральский округ — 6,6; Сибирский округ — 11,8; Дальневосточный округ — 4,7; Южный округ — 9,7% (Рисунок 1).

В настоящее время  вопрос развития сети малых предприятий  включен как один из важнейших  в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Здесь  предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики и роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

  • численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
  • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
  • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в решение проблемы сокращения числа безработных;
  • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
  • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно малых предприятий промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и малых строительных предприятий. Во всех указанных сферах производительность труда в 2009 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников малых предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.

Малые предприятия страны вносят значительный вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 2009 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму 852 705,2 млрд. руб., что составило 6% общего объема произведенной в России продукции (работ, услуг).

Более половины продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Особенно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания. Так, по итогам 2009 г. на долю малых предприятий Москвы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходилось 44% розничного товарооборота и 73% объема бытовых услуг.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, имеют более высокую рентабельность продукции (работ, услуг) и затрат по сравнению с соответствующей отраслевой. В 2009 г. особенно успешно функционировали малые предприятия жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, на которых на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп. прибыли и 34 коп. прибыли на каждый рубль выпущенной продукции. В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета.

Информация о работе Сущность малых предприятий и их место в россии