Тарифная система Республики Беларусь и ее применение в системе организации заработной платы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение понятия и сущности заработной платы, выполняемых ею функций, а также ее форм и систем, раскрытие процесса организации заработной платы, а также исследование развития заработной платы в Республике Беларусь и ее состояния на современном этапе. При изучении вопроса современного положения в сфере заработной платы в Республике Беларусь были использованы периодические издания последних лет, в которых данную проблему исследовали не только ведущие ученые и экономисты нашей страны, но и представители дальнего и ближнего зарубежья. В ходе анализа данных источников были сделаны соответствующие выводы по современному положению заработной платы в Беларуси, а также намечены основные перспективы ее дальнейшего развития.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………... 6 ТАРИФНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОНЯТИЕ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА………………………………………………………… 7 Сущность заработной платы, принципы и элементы ее организации. Формы заработной платы……………………………………...………………....... 7 Тарифная система…………………………………………………………... 11 Планирование фонда заработной платы………………………………….. 14 Нормативно правовые акты регулирующие тарифную систему…………………………………………………………………………….. 17 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОДО «ЗАПАДГАЗСЕРВИС»………………………………………………………….. 20 Общество с Дополнительной Ответственностью «Западгазсервис»………………………………………………………………….. 20 Система оплаты труда работников предприятия ОДО «Западгазсервис»………………………………………………………………….. 23 2.2.1. Контракт и трудовой договор……………………………………………… 23 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОДО «ЗАПАДГАЗСЕРВИС»…………………………………………………… 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Рекомендациями по организации
заработной платы на основе Единой тарифной
сетки работников Республики Беларусь,
утвержденными постановлением Минтруда
и соцзащиты РБ от 28.04.2006 № 54, рассматриваются
многочисленные варианты сочетания различных
элементов организации заработной платы
с учетом отраслевых особенностей производства,
управления и организации труда, что позволяет
моделировать системы организации заработной
платы. Вместе с тем, определяя порядок
оплаты труда своих работников в конкретной
организации, следует обратить внимание
на особенности учета расходов в части
заработной платы, учитываемых при ценообразовании.
Система организации заработной платы
состоит из тарифной и надтарифной
части. С учетом этого рассмотрим порядок
формирования тарифной части оплаты труда
в целях ценообразования.
Тарифная часть заработной
платы работников организаций состоит
из тарифных ставок рабочих, должностных
окладов служащих, фиксированных должностных
окладов. С целью определения названных
величин следует обратить внимание на
ЕТС, которая является инструментом тарифного
нормирования оплаты труда работников
организаций и представляет собой систему
тарифных разрядов и соответствующих
им тарифных коэффициентов.
Отметим, что дифференциация
и регулирование тарифной части заработной
платы различных профессионально-квалификационных
групп работников организаций производятся
в зависимости от следующих факторов:
сложности труда (квалификации)
в пределах одной профессии, должности
– внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация;
содержания и специфики труда
рабочих, руководителей, специалистов
и других служащих – межпрофессиональная, междолжностная дифференциация;
общих условий труда, сложности
выпускаемой продукции, товаров (работ,
услуг), видов деятельности и других специфических
факторов, характерных для определенной
отрасли (подотрасли), – межотраслевая дифференциация.
Вместе с тем применение ЕТС
не ограничивает прав нанимателей в выборе
форм, систем и размеров оплаты труда,
с помощью которых заработная плата работников
увязывается с конечными результатами
труда, эффективностью работы организации.
Следовательно, в основе определения
тарифной ставки рабочего, должностного
оклада лежит тарифная ставка 1-го разряда,
устанавливаемая в отдельной организации
(за исключением организаций, финансируемых
из бюджета). Размер тарифной ставки 1-го
разряда устанавливается в коммерческих
организациях самостоятельно и зависит
в первую очередь, от финансовых возможностей.
При этом организациям не запрещается
устанавливать несколько тарифных ставок
1-го разряда для различных категорий работников
и различных обособленных подразделений
(с учетом соответствующего экономического
обоснования).
Установленные тарифные ставки
рабочих, должностные оклады служащих
закрепляются в штатном расписании, разрабатываемом
и утверждаемом в каждой организации.
1.4 Нормативно правовые акты
регулирующие тарифную систему
Для регулирования организации
заработной платы государственными органами
издаются нормативно-правовые акты (постановления).
В соответствии с п. 9 Инструкции
о порядке применения Единой тарифной
сетки работников Республики Беларусь,
утвержденной постановлением Минтруда
и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (с учетом
последних изменений, внесенных постановлением
от 21.07.2008 № 113) (далее – Инструкция № 123),
тарифные ставки рабочих определяются
путем суммирования:
тарифной ставки рабочего, рассчитанной
на основе ЕТС, которая исчисляется путем
умножения тарифной ставки 1-го разряда,
действующей в организации, на тарифный
коэффициент соответствующего тарифного
разряда ЕТС (кратный размер тарифной
ставки 1-го разряда), установленный рабочему
по его профессии, и на коэффициент повышения
по технологическим видам работ, производствам,
видам экономической деятельности и отраслям
согласно приложению 2 (далее – коэффициенты
повышения);
сумм повышений тарифных ставок
рабочих, размеры которых предусмотрены
Инструкцией № 123, исчисленных отдельно
по каждому основанию путем умножения
тарифной ставки, рассчитанной в соответствии
с вышеприведенным абзацем, на размеры
установленных рабочему повышений;
сумм повышений тарифных ставок
рабочих, размеры которых предусмотрены
иными нормативными правовыми актами,
исчисленных отдельно по каждому основанию
путем умножения суммы составляющих, рассчитанных
в соответствии с предыдущими двумя абзацами,
на размеры установленных рабочему повышений.
Должностные оклады служащих
определяются путем суммирования:
тарифного оклада служащего,
рассчитанного на основе ЕТС, который
исчисляется путем последовательного
умножения тарифной ставки 1-го разряда,
действующей в организации, на тарифный
коэффициент соответствующего тарифного
разряда ЕТС, установленный служащему
по его должности, на коэффициент от 0,93
до 1,07 (включительно), а отдельным руководителям и высококвалифицированным
специалистам, внесшим значительный вклад
в эффективность работы организации, участвующим
в реализации инвестиционных и инновационных
проектов, способствующих модернизации производства и внедрению новейших технологий, до 2,0 (включительно) и (или) на коэффициент повышения согласно приложению 2 к Инструкции № 123;
сумм повышений тарифных окладов
служащих, размеры которых предусмотрены
Инструкцией № 123 и иными нормативными
правовыми актами, рассчитанных в порядке,
приведенном выше (а именно в соответствии
с абзацами третьим и четвертым части
первой п. 9 Инструкции № 123).
Применение вышеуказанных коэффициентов
осуществляется в том случае, если это
предусмотрено коллективным договором,
соглашением или нанимателем. Сдельные
расценки определяются исходя из тарифных
ставок (окладов) выполняемых работ с учетом
коэффициентов их повышения по технологическим
видам работ, производствам, видам экономической
деятельности и отраслям согласно приложению
2 к Инструкции № 123.
Вместе с тем законодательством
установлены определенные ограничения
(нормы) в части оплаты труда, касающиеся
ценообразования.
Так, в соответствии с постановлением
Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 "О
некоторых вопросах регулирования оплаты
труда работников коммерческих организаций"
(далее – постановление № 1651) в затраты,
учитываемые при ценообразовании и налогообложении
коммерческими организациями независимо
от форм собственности, кроме коммерческих
организаций с иностранными инвестициями,
включаются выплаты по тарифным ставкам,
должностным окладам и сдельным расценкам
(с учетом выполнения норм труда не более
чем на 200 %), исчисленным исходя из тарифной
ставки 1-го разряда, не превышающей ее
предельного размера, установленного
с учетом дифференцированных отраслевых
коэффициентов и тарифных коэффициентов
ЕТС.
В соответствии с инструкцией
о порядке определения тарифных ставок
и должностных окладов работников коммерческих
организаций и индивидуальных предпринимателей
устанавливает механизм их дифференциации
и регулирования на основе Единой тарифной
сетки работников Республики Беларусь.
Настоящая Инструкция применяется:
государственными коммерческими
организациями и коммерческими организациями,
в уставном фонде которых доля собственности
государства составляет 50 и более процентов,
за исключением коммерческих организаций
с иностранными инвестициями (далее - организации),
для тарификации профессий (должностей)
работников и определения их тарифных
ставок и должностных окладов;
коммерческими организациями
с иностранными инвестициями, коммерческими
организациями, в уставном фонде которых
доля собственности государства составляет
менее 50 процентов, и индивидуальными
предпринимателями для тарификации профессий
(должностей) работников в соответствии
с локальными нормативными правовыми
актами. При этом тарифные коэффициенты
по профессиям (должностям) устанавливаются
не ниже тарифных коэффициентов, указанных
для соответствующих категорий работников
в приложениях 1, 2 и 3 к настоящей Инструкции.
Конкретный порядок тарификации
определяется коллективным договором,
соглашением или нанимателем.
Тарифная ставка (тарифный оклад)
работника, рассчитанная по ETC (далее -
тарифная ставка (оклад), определяется
путем последовательного умножения тарифной
ставки первого разряда, действующей у
нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего
тарифного разряда или кратный размер
тарифной ставки первого разряда, установленный
работнику по его профессии (должности),
и на коэффициент повышения по технологическим
видам работ, производствам, видам экономической
деятельности и отраслям (далее - коэффициент
повышения) согласно приложению 4 к настоящей
Инструкции.
Таким образом, существуют различные
подходы к определению размера заработной
платы и ее регулированию. Далее рассмотрим
регулирование и организацию заработной
платы на примере предприятия ОДО «Западгазсервис».
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОДО «ЗАПАДГАЗСЕРВИС»
2.1 Общество с Дополнительной
Ответственностью «Западгазсервис»
ОДО «Западгазсервис» зарегистрировано
решением Брестского облисполкома от
26.09.2000г.
Основная цель создания и деятельности
общества - извлечение прибыли и удовлетворение
социальных и материальных потребностей
участников и трудового коллектива. Предметом
деятельности является осуществление
коммерческих операций по насыщению рынка
РБ товарами, продукцией, услугами.
Общество осуществляет
следующие виды деятельности:
Разработка программного обеспечения
и консультирование в этой области
Деятельность, связанная с базами
данных
Деятельность в области бухгалтерского
учета
Обработка данных
Розничная торговля, кроме торговли
автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых
товаров и предметов личного пользования
Организация перевозок грузов
Оптовая торговля и торговля
через агентов, кроме торговли автомобилями
и мотоциклами
Исследование конъюнктуры рынка
и выявление общественного мнения
Консультирование по вопросам
коммерческой деятельности и управления
Сдача внаём собственного недвижимого имущества.
Организационная структура
ОДО «Западгазсервис» имеет следующий
вид представленный на «рисунке 1»:
Рисунок 1 - Организационная структура
ОДО «Занадгазсервис».
Всего списочная численность
работников ОДО «Западгазсервис» 23 человека.
Данная организационная структура
управления относится к линейно-функциональному
типу. Она выбрана для того, чтобы разгрузить
линейного руководителя, распределяя
реализующие функции управления среди
всех представителей предприятия.
Преимуществами данного типа
организационной структуры управления
являются:
привлечение к руководству
более компетентных в конкретной области
специалистов;
оперативность решений в нестандартной
ситуации;
разгрузка непосредственного
руководителя предприятия;
быстрый рост профессионализма
функциональных руководителей.
Директор предприятия следит
за ходом работы подотчетных ему подразделений
совместно с заместителем, с которым происходит
согласование работы, выявление и анализ
позитивных и негативных тенденций работы
на основании обратной связи, налаженной
между структурными элементами предприятия.
На заместителя директора
общества возлагаются следующие функции:
Руководство деятельностью
общества, направленное на достижение
ее высокой эффективности.
Обеспечение здоровых и безопасных
условий труда для подчиненных работников, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Организация работы по обеспечению
надлежащих условий работы и бытовых условий
работающих.
На ведущего экономиста
возлагаются следующие функции:
Выполнение работы по осуществлению
экономической деятельности организации.