Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий.
Введение.................................................................…………………..…3
1. Теоретическая часть
1.1. Предмет и задачи технико-экономического анализа........……….…7
1.2. Содержание и направления технико-экономического анализа…...10
1.3. Основные принципы и методы анализа............................…………12
2. Методики технико-экономического анализа
2.1. Анализ производственной программы……………………………..14
2.2. Анализ трудовых показателей……………………………………...20
2.3. Анализ использования материальных ресурсов……………………28
2.4. Анализ использования основных производственных фондов…….37
2.5. Анализ прибыли, рентабельности и себестоимости продукции….42
3. Расчетная часть
3.1. Исходные данные. Расчет базовых, плановых и фактических
показателей работы строительно-монтажной организации для
их последующего анализа .................................................……...55
3.2. Анализ производственной программы.............................…………..63
3.3. Анализ использования трудовых ресурсов.......................………….64
3.4. Анализ использования материальных ресурсов...............…….…….66
3.5. Анализ использования основных производственных фондов...…...68
3.6. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности............………..70
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы………………………………………….…………….76
Задачи технико-экономического анализа:
1. Обеспечение правильного сочетания плановых показателей с производственными возможностями, с высоким качеством и эффективностью работы, экономным расходованием всех видов ресурсов, а так же в том, чтобы дать обоснованную оценку результатам работы.
2. Выявление и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов, способствующих улучшению деятельности строительно-монтажной организации. Под внутрихозяйственными резервами понимается неиспользованные возможности роста эффективности, совершенствования организации, технология строительного производства. Резервы могут быть текущие и перспективные. Текущие резервы выявляются в короткий срок (месяц, квартал, год). Перспективные резервы требуют дополнительный срок.
3. Привлечение коллектива в управление производством.
Для выполнения этих задач необходимо, чтобы в результате их осуществления были выявлены основные факторы, оказавшие существенное влияние на различные стороны деятельности строительной организации.
Для каждого из этих факторов должен быть определен характер и степень влияния каждого из них на технико-экономические показатели предприятия. Анализ хозяйственной деятельности должен быть оперативным, систематическим, действенным, конкретным, объективным.
1.2. Содержание и направления технико-экономического
анализа
Содержание анализа хозяйственной деятельности, как научной дисциплины, вытекает из функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук. Эти функции следующие:
1. Установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, а так же за экономным использованием ресурсов.
4. Выявление резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта, а так же достижений науки и практики.
5. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.
6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с использованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов, а так же разработкой мероприятий по их использованию.
Содержанием анализа хозяйственной деятельности строительной организации является проверка наличия и использования материально-технических ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов, оценка количественных и качественных показателей, изучение основных факторов, влияющих на выполнение объема и эффективности строительно-монтажных работ, вскрытие недостатков в организации и технологии производства, разработка мероприятий.
Направления анализа хозяйственной деятельности:
1. Изучение организационно-технического уровня строительного производства.
2. Изучение выполнения производственной программы как по вводу мощностей и объектов, так и по выполнению плана подрядных строительно-монтажных работ.
3. Изучение эффективности использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда.
4. Изучение использования основных производственных фондов, особенно средств механизации и транспорта.
5. Изучение обеспечения и использования материальных ресурсов.
6. Анализ себестоимости строительно-монтажных работ, прибыли и рентабельности.
7. Анализ финансового состояния и использования кредитов.
8. Оценка общей эффективности производства и т. д.
1.3. Основные принципы и методы анализа
Методы анализа хозяйственной деятельности следующие:
1. Сравнительный - фактические данные (за 3-5 лет) связываются с данными плана текущего года.
2. Факторный - направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
3. Диагностический (экспресс-анализ) - способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
4. Маржинальный анализ - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а так же деление затрат на постоянные и переменные.
5. Экономико-математический анализ - выбирается оптимальный вариант решения экономической задачи.
6. Функционально-стоимостной - метод выявления резервов, базируется на функциях, которые выполняет объект, и ориентирован на оптимальные методы их реализации, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции. Нужен для выявления и предупреждения лишних затрат.2
Характерные черты анализа хозяйственной деятельности:
1. Необходимость системного подхода к изучению объектов анализа. Этот метод базируется на изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с различными внешними и внутренними связями.
Этапы:
2. Детализация - выделение составных частей.
3. Систематизация элементов - проводится на основе изучения взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоподчиненности.
4. Обобщение (синтез) - из всего множества изучаемых факторов необходимо выделить типичные от случайных, главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности предприятия.
На основе этих черт производится разработка и использование системы показателей.
Метод анализа хозяйственной деятельности - системное, комплексное изучение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия, путем обработки специальными приемами системы показателей плана учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.3
2. Методики технико-экономического анализа
Анализ производственной программы
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ формирования и выполнения
производственной программы предприятий
начинают с изучения показателей выпуска
продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ объема
продукции;
2. Анализ ассортимента
продукции;
3. Анализ структуры
продукции;
4. Анализ качества
продукции;
5. Анализ
ритмичности производства;
6. Анализ выполнения
договорных обязательств и реализации
продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П “Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 “Баланс предприятия”, ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках”; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация”, журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)4
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Анализ формирования и выполнения производственной программы. В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или “стоимостного” фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).
Динамика товарной продукции Таблица 1
Год |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб |
Темпы роста, % | |
Базисные |
Цепные | ||
|
|
Тб=ТПi/ТП0 х 100% |
Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% |
где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:
Тпр = Тср - 100 .
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.5
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле
где
- изменения
объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП1 - фактический выпуск продукции
при фактической структуре;
ВП1,0 - фактический выпуск продукции при
плановой структуре.
Информация о работе Технико-экономический анализ деятельности ОАО "Саянстрой"