Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:28, контрольная работа
Хорошей отправной точкой для понимания технологической стратегии является утверждение, что стержень фирмы — это то, что она знает и может делать, а не продукция, которую она производит, или рынки, которые она обслуживает.
Технологическая стратегия базируется на этом знании и этих умениях. Она состоит из политики, планов и способов приобретения знаний и умений, внутрифирменного управления этими знаниями и умениями и их использования для получения прибыли (см. рис.1).
Необходимо отличать технологическую стратегию от стратегии НИОКР, представляющей собой приобретение технологии только за счет внутрифирменной деятельности.
Рассмотрение технологии дает нам лучшее представление о фирме, чем анализ ее продукции, рынков и производственных процессов.
6. Деловой "портфель". Этот термин применяется для обозначения группы хозяйственных подразделений, принадлежащих одному хозяйствующему субъекту (владельцу). Портфель в зависимости от специфики его формирования может быть диверсифицированным, синергическим или смешанным. В плане должны быть предусмотрены структурные изменения портфеля, т.е. планируемые приобретения и продажи предприятия и его структурных подразделений; способы деления предприятия на более мелкие подразделения в процессе реструктуризации и разукрупнения (деление в соответствии с дифференциацией продукции, покупателей,
рынков сбыта).
7. Инновации. В широком смысле под инновациями понимается применение новых возможностей для решения проблем. В узком смысле инновации - это мероприятия, направленные на создание, освоение и повышение качества выпускаемых видов продукции, внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, совершенствование управления основным, вспомогательным и обслуживающим производством, экономию материалов, топлива, энергии и т.д.
Инновационная деятельность объединяет все разделы стратегического плана и включает не только процессы зарождения идеи, но и ее коммерческой реализации. Данный раздел содержит перечень всех инноваций, предусматриваемых к реализации в планируемом периоде. Подробное технико-экономическое обоснование каждой инновации осуществляется в соответствующем бизнес-плане. Поэтому на практике малые и средние предприятия иногда стратегический план отдельным документом не оформляют, а все стратегические решения отражают в бизнес-планах. Однако такой подход не исключает необходимости выполнения всех вышерассмотренных процедур стратегического планирования.
Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.
В последние годы почти в любой
книге по конкуренции, конкурентным
преимуществам или
М. Портер рассматривает следующие стадии конкурентоспособности страны:
На первых трех стадиях происходит экономический рост стра ны, а на последней стадии — стадии богатства — происходит спад конкурентоспособности (эту стадию прошли в 80-е годы Швеция и Великобритания, которые потом вернулись в стадию нововведений).
М. Портер приводит детерминанты конкурентного преимущества страны, которые он называет еще и свойствами страны (рис. 3.1).
Детерминанты конкурентного
Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало приморозить" или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие "случайности" немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.
Параметры
спроса
на внутреннем
Стратегия фирм t
их структура
на внутреннем рынке
Родственные
и поддерживающие отрасли ,
конкурентоспособные
на международном рынке
Рис . 3.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны
Действия правительства в лице государственных учреждений любого уровня могут и усилить, и ослабить конкурентное преимущество страны. Особенно четко это видно при анализе вли яния политики правительства на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции на внут реннем рынке, законодательные акты могут повлечь изменение спроса на внутреннем рынке, ассигнования на образование могут изменить положение некоторых факторов производства, а государственные закупки — стимулировать родственные и поддерживающие отрасли. В целом же, повторим, государственная политика, проводимая без учета ее влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны, но может и усилить его.
М. Портер отмечает, что стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики — не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами (рис. 3.2).
Угроза появления
Рис . 3.2. Пять сил , определяющих конкуренцию в отрасли
Пять сил конкуренции
Мощные покупатели или поставщики,
торгуясь, извлекают выгоду и снижают
прибыль фирмы Ожесточенная конкуренция
в отрасли снижает
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т. е. ее основными экономическими и техническими характеристиками, Например, воздействие покупателя зависит от следующих факторов, сколько у фирмы покупателей, какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя (это делает товар "чувствительным к цене"). Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту "внедриться" в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой-либо марке, масштаб производства и необходимость подключаться к сети посредников).
М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: 1) более низкие издержки и 2) дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Трудно, но все-таки можно получить конкурентное преимущество на основе и более низких издержек, и дифференциации. Тем не менее любая действенная стратегия должна уделять внимание всем типам конкурентного преимущества, хотя и IH строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна тем не менее обеспечить приемлемые качество и обслуживание Точно так же товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.
Конкурентное преимущество
издержки Дифференциация
Лидерство за счет экономии на издержках |
Дифференциация качества товаров |
Сосредоточение на издержках |
Сфокусированная дифференциация |
Рис . 3.3. Типовые стратегии фирмы
Типовые стратегии фирм в координатах: сфера конкуренции — конкурентное преимущество представлены на рис. 3.3.
М. Портер приводит систему ценностей (рис 3.4) и цепочку ценностей фирмы (рис. 3.5)
Рис . 3.5. Цепочка приращения ценностей фирмы
Конкурентное преимущество фирмы определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями Лучше организовав эти связи (см. рис 3.4), фирма может получить конкурентное преимущество Регулярные и своевременные поставки (например, в японской организации "канбан") могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов
Цепочка ценности фирмы (см рис. 3.5) - это система видов ее деятельности, между которыми существуют связи Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других
Связи часто приводят к тому, что дополнительные затраты по "подгонке" отдельных видов деятельности друг к другу окупаются в дальнейшем Например, более дорогие конструкции и комплектующие изделия или более тщательный контроль качества позволяют снизить расходы на послепродажное обслуживание. Фирмы должны идти на такие издержки в соответствии со своей стратегией во имя конкурентного преимущества
М. Портер отмечает, что конкурентное преимущество получают фирмы:
Наиболее типичными причинами новаций (новшеств и иннова ций), дающими конкурентные преимущества фирме, являются:
1.
Новые технологии. Изменение технологии
может создать новые
Фирмам, "вросшим" в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии, а отреагировать на нее — еще сложнее