Технология обоснования (планирования) численности персонала
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 08:04, контрольная работа
Описание работы
Задание 1. Как определяется среднесписочная численность работников за год, за месяц, за каждый год. Основные унифицированные формы первичной документации по учету труда и его оплаты. Планирование персонала является составляющей общего планирования деятельности и развития предприятия, направленной на обеспечение пропорционального и динамичного развития персонала. Оно предусматривает определение общей и дополнительной потребности в следующем периоде, а также расчет его квалификационной структуры.
Содержание работы
Задание 1. Как определяется среднесписочная численность работников за год, за месяц, за каждый год. Основные унифицированные формы первичной документации по учету труда и его оплаты. 2 Задание 2. Тема «Технология обоснования (планирования) численности персонала». 3 Список литературы 3
Соответствие руководителей
и специалистов квалификационной категории
можно определить по результатам аттестации
с помощью аналитического показателя
- среднего аттестационного балла:
где Аб - средний аттестационный
балл данной функциональной группы руководителей,
специалистов и служащих;
Б - конкретный аттестационный
балл;
Ч - численность руководителей,
специалистов и служащих, имеющих данный
аттестационный балл (по трехбалльной
системе - "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно").
Отдельно определяется дополнительная
потребность в квалифицированных рабочих
и специалистах. Методика вычисления такой
необходимости - разработка балансовых
расчетов.
Балансовые расчеты на предприятиях
является составной комплексных планов
экономического и социального развития. Они
тесно связаны с перспективами развития
производства, с внедрением организационно-технических
мероприятий.
Дополнительная потребность
предприятия в рабочих отдельных профессионально-квалификационных
групп определяется как разница между
фактической численностью рабочих, скорректированной
на предположено в расчетном периоде уменьшение
рабочих, и численностью, рассчитанной
на перспективу. Количественная величина
изменения численности рабочих в запланированном
периоде может быть со знаком "плюс",
что свидетельствует о дополнительной
потребности в кадрах по отдельным профессионально-квалификационным
группам. На этой основе определяют потребность
в подготовке и повышении квалификации
кадров. В случае знака "минус" общая
потребность в данной профессионально-квалификационной
группе уменьшается. Это обусловливает
высвобождение рабочих.
На предприятиях целесообразно
дополнительную потребность обеспечивать,
прежде всего через переподготовку и повышение
квалификации своих работников. Для этого
необходимо провести анализ фактического
профессионально-квалификационного состава
рабочих с учетом уменьшения численности
некоторых работников, которые в запланированном
периоде остаются на предприятии или будут
освобождены по отдельным профессионально-квалификационным
группам. На стадии анализа определяется
потребность в повышении квалификации
и переподготовке работников предприятия. Это
создает предпосылки для их успешного
профессионально-квалификационного продвижения,
выявления контингента занятых неквалифицированным,
низко квалифицированной и непривлекательной
трудом. На базе этого разрабатывается
план повышения профессионально-квалификационного
уровня работников.
В балансовом расчета существенным
является определение величины последующего
уменьшения рабочих и величины привлечения
кадров в профессионально-квалификационным
группам.
Разработка балансового метода
планирования с учетом спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда, технического
развития, изменений в характере и сущности
труда, в профессионально-квалификационном
составе работников дает возможность
обеспечить необходимые темпы и пропорции
расширенного воспроизводства рабочей
силы.
В случае выявления потребности
в квалифицированных рабочих необходимо
определить круг лиц, относящихся к квалифицированным
рабочих кадров. Целесообразно выделить
три группы квалификации рабочих в зависимости
от разрядов: малоквалифицированные (I-II
разряда), квалифицированные (III-IV разряда),
высококвалифицированные (V-VIII разряды).
Квалификационные требования
рабочих мест и квалификации рабочих характеризуется
коэффициентом, который определяется
отношением количества работников, занимающих
рабочие места согласно квалификационным
требованиям, до необходимого количества
рабочих.
На основе данных о дополнительной
потребности в работниках определяют
необходимое количество учащихся в профессионально-технических
учебных заведениях.
Общая потребность в специалистах
и служащих определяется в зависимости
от трудоемкости закрепленных функций,
норм управляемости, уровня механизации
управления и с учетом типичных штатных
расписаний. Общая потребность в специалистах
(Чс) представляет собой сумму численности
специалистов на предприятии на начало
планируемого периода (Чсб) и величины
дополнительной потребности в специалистах
(где):
ЧМ = Чсб
+ Дс .
Рассчитывая потребность в
специалистах, надо научно обоснованно
определить необходимую потребность на
прирост (или уменьшение) должностей, замещаемых
специалистами в связи с расширением объема
работ; на частичную замену практиков,
занимающих должности специалистов с
высшим и средним специальным образованием,
на покрытие природного выбывание работников,
занимающих должности специалистов и
руководителей.
Дополнительная потребность
в приросте должностей представляет собой
разницу между общей потребностью в специалистах
запланированного и базового периодов.
Вопрос оформления первичных
учетных документов чрезвычайно важен
для хозяйствующих субъектов. Ведь документы,
оформленные в соответствии с законодательством,
в частности, подтверждают для целей исчисления
налога на прибыль произведенные налогоплательщиком
расходы, а также доказывают обоснованность
применения вычетов по НДС. Поэтому использование
документов, формы которых не соответствуют
установленным требованиям, может повлечь
неблагоприятные для хозяйствующих субъектов
последствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичным учетным
документом оформляется каждый факт хозяйственной
жизни. Отметим, что до 1 января 2013 г. согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее
- Закон N 129-ФЗ) указанный документ составлялся
по каждой хозяйственной операции. Однако
понятия "хозяйственная операция"
и "факт хозяйственной жизни" не идентичны.
Факт хозяйственной жизни -
это сделка, событие, операция, которые
оказывают или способны оказать влияние
на финансовое положение экономического
субъекта, финансовый результат его деятельности
и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). В Законе N 129-ФЗ не было определено понятие
"хозяйственные операции", но из п. 2 ст. 1 этого Закона следовало, что
таковыми признавались все операции, осуществляемые
организациями в процессе деятельности.
Таким образом, содержащееся
в Законе N 402-ФЗ понятие "факт хозяйственной
жизни" шире понятия "хозяйственная
операция", которое использовалось
в Законе N 129-ФЗ. И здесь возникает главный
вопрос, волнующий специалистов: какие
факты хозяйственной жизни могут оформляться
первичными учетными документами, которые
составлены по формам, самостоятельно
разработанным организацией, а когда применение
унифицированных форм остается обязательным?
Ведь постановления Госкомстата РФ, которыми
утверждались унифицированные формы первичной
учетной документации, не отменены.
Следует обратить внимание,
что с 1 января 2014 г. в ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ уточнено: не допускается принятие
к бухгалтерскому учету документов, которыми
оформляются не имевшие места факты хозяйственной
жизни, в том числе лежащие в основе мнимых
и притворных сделок. Определения понятий
мнимых и притворных объектов бухгалтерского
учета содержатся в ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, с
указанной даты в ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ вступает в силу
уточнение, согласно которому обеспечение
своевременной передачи первичных учетных
документов для внесения содержащихся
в них данных в регистры бухгалтерского
учета и обеспечение достоверности таких
данных осуществляет лицо, ответственное
за оформление факта хозяйственной жизни.
При этом лицо, на которое возложено ведение
бухгалтерского учета, и лицо, с которым
заключен договор об оказании услуг по
ведению бухгалтерского учета, не несут
ответственности за соответствие составленных
другими лицами первичных учетных документов
свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных
учетных документов, применяемых организацией
(за исключением организаций государственного
сектора), должен определять руководитель
организации. При этом в указанном Законе
нет требования об обязательном применении
унифицированных форм. Напомним, до 1 января
2013 г. применять самостоятельно разработанные
формы первичных документов можно было
только в случае, если необходимая форма
отсутствовала в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации
(п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Однако заметим,
что даже при составлении первичных документов
не по унифицированным формам налогоплательщикам
удавалось отстоять в суде правомерность
признания расходов (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу
на прибыль).
Разрабатывая собственные формы
первичных учетных документов, можно взять
за основу унифицированные формы, добавив
или удалив часть реквизитов. Кроме того,
целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов".
При разработке следует учитывать,
что первичный учетный документ обязательно
должен содержать реквизиты, перечисленные
в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ:
- наименование и дата
составления документа;
- наименование экономического
субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной
жизни;
- величина натурального
и (или) денежного измерения факта
хозяйственной жизни с указанием
единиц измерения;
- подписи, фамилии (с инициалами),
а также должности лиц, совершивших
сделку, операцию и ответственных
за ее оформление, либо лиц, ответственных
за оформления свершившегося
события.
Необходимо иметь в виду, что
перечень реквизитов по отдельным первичным
учетным документам может быть расширен
другими нормативными актами. Например,
требования к реквизитам путевого листа
содержатся в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N
152, принятом во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007
N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического
транспорта".
Помимо собственных форм хозяйствующие
субъекты могут воспользоваться рекомендованной
ФНС России в Письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ формой универсального
передаточного документа. Данная форма разработана на основе действующей формы счета-фактуры, утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011
N 1137. Помимо обязательных реквизитов счета-фактуры,
перечисленных в п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, универсальный передаточный
документ содержит обязательные реквизиты
первичного учетного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В связи с этим
такой документ можно использовать как
для отражения факта хозяйственной жизни
в целях бухучета, так и в целях обложения
НДС и налогом на прибыль. Порядок заполнения
отдельных реквизитов, а также перечень
операций, для оформления которых можно
применять универсальный передаточный
документ, содержатся в приложениях к
указанному Письму. Кроме того, как пояснила ФНС
России, в форму можно включать дополнительные
столбцы и (или) вносить дополнительную
информацию, необходимую участникам оформляемой
операции (Письмо от 24.01.2014 N ЕД-4-15/1121@).
Как уже говорилось, руководителю
организации необходимо определить применяемые
формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Следует также обратить внимание
на то, что первичный учетный документ
может быть составлен в электронном виде
(ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). А как известно,
для обмена электронными документами
нужно, чтобы у участников электронного
документооборота были совместимыми форматы
документов. Соответственно, при разработке
собственных форм документов и их форматов
возникнет сложность в осуществлении
электронного документооборота. Отметим,
что на основе унифицированных форм уже
разработаны и Приказом ФНС России от
21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ утверждены рекомендуемые
форматы широко применяемых документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг).
В электронном виде эти документы можно
передать в налоговый орган (для подтверждения
расходов в целях исчисления налога на
прибыль и для иных целей по запросу инспекции)
и контрагентам.
С 1 января 2013 г. требование о
применении унифицированных форм при
составлении первичных учетных документов
в Законе N 402-ФЗ отсутствует, но их использование
привычно для многих хозяйствующих субъектов.
Кроме того, самостоятельная разработка
форм документов, отличных от унифицированных,
требует времени, специальных знаний и
дополнительных затрат на настройку программного
обеспечения под новые бланки, а применение
таких форм может вызвать затруднения
в работе как внутри организации, так и
с контрагентами.
Запрета на использование унифицированных
форм в Законе N 402-ФЗ не содержится, поэтому
их по-прежнему можно применять, утвердив
такое решение в учетной политике или
отдельным приказом руководителя.
Кроме того, отказываться от
применения всех унифицированных форм
довольно рискованно.
В Информации N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил,
что обязательными к применению остаются
формы первичных учетных документов, установленные
уполномоченными органами в соответствии
с другими федеральными законами и на
их основании (например, формы кассовых
документов).
Действительно, Положением о порядке ведения кассовых
операций с банкнотами и монетой Банка
России на территории Российской Федерации
(утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) предусмотрено
применение следующих унифицированных
форм:
- приходные и расходные
кассовые ордера (формы N КО-1 и КО-2);
- кассовая книга (форма N КО-4);
- книга учета принятых
и выданных кассиром денежных
средств (форма N КО-5);
- расчетно-платежные и
платежные ведомости (формы N Т-49 и Т-53).
Указанные формы утверждены
Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, от 05.01.2004 N 1.
Отметим, что это не все унифицированные
формы, которые и c 2013 г. обязательны к применению,
несмотря на предоставленную свободу
разработки собственных форм.
Кроме того, неприменение унифицированных
форм документов при учете труда и его
оплаты может повлечь нежелательные для
организаций последствия. Вопросу применения
этих форм посвящен следующий раздел настоящего
спецвыпуска.
Есть и другие обязательные
к применению формы первичных документов.
Однако требование, содержащееся в ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, общее: формы должен
определить руководитель экономического
субъекта. Поэтому во избежание разногласий
с контролирующими органами использование
унифицированных форм лучше утвердить
приказом руководителя либо предусмотреть
в учетной политике.
Отдельного внимания заслуживает
вопрос применения унифицированных форм
для оформления событий, которые происходят
в сфере трудовых отношений (прием на работу,
увольнение работника, предоставление
ему отпуска и др.).
По мнению Роструда, после вступления
в силу Закона N 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013
г., негосударственные организации вправе
использовать формы первичных учетных
документов, разработанные ими самостоятельно
(Письма от 09.01.2013 N 2-ТЗ, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).