Теоретические аспекты функционирования экономического механизма АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Методы используемые в данной работе: анализ, синтез и классификация.
Основной целью данной курсовой работы является изучение особенностей финансовых отношений предприятий и принципов их организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации экономических взаимоотношений предприятий
рассмотреть финансовые отношения предприятия КСУП "Комбинат "Восток"
предложить пути совершенствования организации финансовых отношений предприятий

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.85 Кб (Скачать файл)

Поскольку  каждый  работник  хозяйства  является  членом  коллектива конкретного  структурного  подразделения,  то  его  основные  производствен-ные интересы должны быть  учтены и реализованы  в рамках данного струк-турного подразделения.

Становление  рыночных  отношений  в  нашей  стране  обусловливает усиление  значимости  экономических  интересов  работников  как  главной производительной  силы. 

В  современный  период  времени  мы  можем  констатировать  низкий уровень  развития  хозрасчетных  отношений  в  сельскохозяйственных  пред-приятиях.  Основными  причинами,  негативно  влияющими  на  распростране-ние  внутрихозяйственного  расчета,  являются:  слабая  оснащенность  матери-ально-техническими  средствами  сельскохозяйственных  предприятий;  ярко выраженный  диспаритет  цен  на  промышленную  и  сельскохозяйственную продукцию;  высокий  уровень  инфляции;  отсутствие  предприимчивости  у руководителей хозяйств в условиях рыночных отношений.[25, 1-12 с.]

В агропромышленном комплексе наметились положительные тенденции. Но они пока не обеспечивают эффективного развития села. Сложившаяся структура и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению производства даже при нормативном уровне затрат. Стало очевидно, что без кардинальных перемен, принятия государством комплекса дополнительных и более действенных мер невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни. Поэтому президентом Беларуси утверждена государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг, а затем и программа устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы.   Основными целями программ являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики.

Для выполнения намеченных целей предусматривается задействовать внутриотраслевые резервы для дальнейшего расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, на основе интенсивных методов хозяйствования нарастить объемы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, достаточные для стабильного и сбалансированного функционирования внутреннего продовольственного рынка, увеличить поставки сельскохозяйственной продукции на экспорт с целью привлечения в страну иностранной валюты, создать условия для устойчивого развития социальной инфраструктуры села. Сказанное планируется обеспечить через совершенствование экономических отношений между юридическими лицами в агропромышленном комплексе, технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства, увеличение объемов жилищного строительства на селе, повышение уровня научного обеспечения АПК.

Положительно оценивая предпринимаемые усилия, следует отметить, что остается много проблем макро- и микроэкономического уровней. Это устранение противоречий между потребностями государства в наращивании производства продовольствия и сырья для промышленности и возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей для достижения этих целей. В результате, даже в случае совпадения интересов, например, по увеличению производства, формы их реализации определяются, как правило, лишь одной стороной – государством. Это вызывает ответную негативную реакцию хозяйств. Поэтому происходит постоянное давление снизу с целью ослабления административного управления (особенно директивности планирования), расширения производственно-хозяйственной самостоятельности предприятий, возможности распоряжения произведенной продукцией и полученным доходом. Усиливается разрыв между системой вертикального планирования и хозяйственным планированием. Происходит не столько выравнивание экономических условий хозяйствования, сколько уравнительное распределение результатов деятельности без должного учета вклада каждого хозяйствующего субъекта. Особенно обострилась ситуация, когда начался процесс перехода к новым формам хозяйствования, в том числе образованию арендных предприятий, крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, которые требуют принципиально новых отношений применительно к планированию деятельности. Но это входит в противоречие с системой централизованного планирования, которое, с одной стороны, выражается в стремлении государства получать в свое распоряжение и распределять возможно большие объемы натуральной продукции, с другой – определять соотношения накопления и потребления. Для устранения такого противоречия предпринимались попытки соединить планирование «сверху» и «снизу», которые, в конечном счете, могли привести к формированию отношений на основе принципов договора, когда в процессе увязки планов удовлетворялись бы интересы сторон. Однако в этом случае потребовалось бы существенное ослабление функции плана как директивного документа.

Развитие самостоятельности хозяйств приводит к необходимости совершенствования всей системы планирования, его принципов и методов. Для сельского хозяйства это означает: изменение политики ценообразования с постепенной либерализацией и перестройка инвестиционного процесса по мере повышения удельного веса собственных средств в финансировании капитальных вложений, усиление роли прибыли, реформирование механизма закупок продукции, а также упорядочение взаимоотношений со сферой переработки и обслуживания агропромышленного комплекса. В результате планирование все в большей степени должно вписываться в общий механизм экономических отношений, в известной мере утрачивая роль главного и самостоятельного рычага управления хозяйственной деятельностью в аграрном секторе.

Становление рыночных отношений следует рассматривать как средство обеспечения структурной перестройки и улучшения сбалансированности экономики в целях повышения эффективности производства и уровня жизни населения. Эти отношения определяются функционированием многообразных форм собственности, возрастающей мотивацией труда, использованием преимуществ конкуренции и развитием предпринимательской деятельности, главенствующей ролью платежеспособного спроса и предложения в формировании рынка товаров и услуг.

В результате проведенных в Беларуси преобразований сельскохозяйственные товаропроизводители частично получили «рыночные права», прежде всего следующие:

– выбор форм собственности и хозяйственной деятельности, определение производственного направления;

– использование произведенной продукции, а также полученных доходов исходя из собственных намерений (после расчетов по налогам и другим обязательствам), осуществление другой предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, свободный выбор рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, работ и услуг;

– принятие решений о цене предложения реализуемой продукции, получение кредитов в любых банковских учреждениях на договорных или иных условиях;

– участие (или неучастие) в целевых программах с соблюдением предусмотренных условий, неограниченное привлечение финансовых источников для текущей деятельности, развития производства и социальной сферы.

Но эти «рыночные права», не всегда выдерживаемые на макроэкономическом уровне, оказались недостаточными для обеспечения структурной перестройки и развития производства. Причина заключается в том, что в народном хозяйстве в дополнение к саморегулированию еще не отработана система регулирования межотраслевых отношений, которая должна включать следующие основные направления.

Прежде всего, это регулирование ценовых отношений. Во-первых, определение гарантированных (защитных) цен на основные виды продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования. Во-вторых, регулирование цен на материально-технические ресурсы и услуги, предоставляемые сельскому хозяйству, путем экономического воздействия на промышленные и обслуживающие предприятия и организации, выплат компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. На этапе более развитых экономических отношений целесообразно использовать и другие виды ценового регулирования, включая расчет целевых цен на основные виды сельскохозяйственной продукции для определения наиболее желательного с позиций производителя уровня, а также ориентировочных цен по тем видам продукции, на которые не рассчитываются гарантированные (защитные) цены, и пороговых цен для определения таможенных пошлин. Основная задача регулирования ценовых отношений заключается в обеспечении эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что является непременным условием нормального функционирования любого типа товарных отношений, особенно основанного на использовании принципов рынка.

Другое направление – налоговая политика, включающая повышение роли земельного налога в качестве финансовой базы взаимоотношений с государством, что, с одной стороны, стимулирует вложения для улучшения продуктивных качеств земли, с другой – формирует финансовые ресурсы для осуществления мер по повышению плодородия. В настоящее время земельный налог составляет лишь около 7% общей суммы налогов и других обязательных платежей сельскохозяйственных предприятий и не выполняет ни одной из своих функций. В то же время в целом все налоги и приравненные к ним платежи по размеру составляют около 10% выручки от реализации произведенной хозяйствами продукции (услуг) и являются чрезмерно высокими. [18, 1-14 с.]

Функционирование агрокомплекса, как системы, определяется степенью развитости внутрисистемных интеграционных связей, составляющих существенное содержание всей системы. Следует активнее воздействовать на процесс интеграции предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, обслуживающих отраслей, вовлекать в интеграционные процессы торговые и банковские структуры. На основе анализа и оценки сложившейся экономической ситуации в агрокомплексе региона считаю, что структурная перестройка агрокомплекса с соответствующим механизмом хозяйствования требует создания самоуправляемых, саморазвивающихся и самофинансируемых  систем, представляющих  собой  организационно-правовую  форму объединений, предприятий и других хозяйствующих субъектов. [23, 33 с.]

Понятие рынка. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему категориями и методами регулирования.

В практике существует два вида связей между производителем и потребителем продукции. Первый - при помощи рынка как обмена, осуществляемого в соответствии с законами товарного производства и обращения. Второй - плановое распределение произведенного продукта на основе изучения потребности и составление баланса. [13, 278 с.]

В аграрном секторе сложилась многоукладная экономика. На базе бывших колхозов и совхозов созданы акционерные общества, товарищества, сельскохозяйственные кооперативы, приусадебные хозяйства. Фермерское движение не получило своего развития в ходе рыночных реформ. В результате рыночных реформ и ухудшения экономических условий работы сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе, хозяйства населения превратились в основной источник сельскохозяйственной продукции. [26]

Общественное разделение труда привело к интенсивному отрыву от земледелия обработки сельскохозяйственного сырья. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность постепенно превратились в самостоятельные от­расли производства. С течением времени от сельского хо­зяйства отделилось и машиностроение, которое стало про­изводить средства производства для сельского хозяйства, а затем и для других отраслей экономики.

В социальном аспекте отделение промышленности от сельского хозяйства нашло выражение в образовании специфических форм концентрации населения — в отличие от деревень появились города. Постепенно сложилась противоположность между городом и деревней, сформировалась отсталость деревни. С течением времени установилось экономическое, политическое и интеллектуальное господство города над деревней.

Углубляясь, общественное разделение труда вызывает в жизни противоположные процессы. Оно становится основой, предпосылкой обратного явления — соединения сельскохозяйственного и промышленного производства. Именно общественное разделение труда является причиной создания материальных предпосылок нового, высшего синтеза — союза земледелия и промышленности.

Высший синтез — союз сельского хозяйства и промышленности не возникает и не достигается автоматически. Для этого необходимы следующие условия и предпосылки:

1) высокий уровень развития  производительных сил и производственных  отношений;

2) высокая степень общественного  разделения труда;

3) индустриализация сельскохозяйственного  производства;

4) углубление специализации  и повышение уровня кон­центрации  сельскохозяйственного производства;

5) расширение и углубление  межхозяйственной кооперации;

6) зарождение и развитие  производственно-экономических связей  между сельским хозяйством и промышленностью в форме агропромышленной интеграции.

Необходимость агропромышленной интеграции определяется требованиями рационального использования ограниченных экономических ресурсов как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В сельском хозяйстве интеграция позволяет повысить эффективность производства путем ре­шения на ее основе следующих проблем:

1) сглаживается влияние почвенно-климатических условий на процесс воспроизводства в сельском хозяйстве. В этой отрасли имеет место переплетение естественных и экономических процессов. Нередко здесь от засух, наводне­ний, заморозков гибнет часть произведенной сельскохозяйственной продукции. Агропромышленная интеграция позволяет преодолевать эти негативные явления (своевременная переработка сельскохозяйственного сырья, более высокая техническая оснащенность технологических процессов);

2) рациональнее используется  постоянный капитал, функционирующий  в сельском хозяйстве. В этой  отрасли время производства существенно больше рабочего периода. Поэтому автомашины, тракторы, сельскохозяйственная техника используются в течение года неравномерно, по сезонам работ. В условиях агропромышленной интеграции средства производства в течение года используются более равномерно;

Информация о работе Теоретические аспекты функционирования экономического механизма АПК