Теоретические аспекты функционирования экономического механизма АПК
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 16:01, курсовая работа
Описание работы
Методы используемые в данной работе: анализ, синтез и классификация. Основной целью данной курсовой работы является изучение особенностей финансовых отношений предприятий и принципов их организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы организации экономических взаимоотношений предприятий рассмотреть финансовые отношения предприятия КСУП "Комбинат "Восток" предложить пути совершенствования организации финансовых отношений предприятий
Поскольку каждый работник
хозяйства является членом коллектива
конкретного структурного подразделения,
то его основные производствен-ные
интересы должны быть учтены и реализованы
в рамках данного струк-турного подразделения.
Становление рыночных
отношений в нашей стране
обусловливает усиление значимости
экономических интересов работников
как главной производительной силы.
В современный период
времени мы можем констатировать
низкий уровень развития хозрасчетных
отношений в сельскохозяйственных
пред-приятиях. Основными причинами,
негативно влияющими на распростране-ние
внутрихозяйственного расчета,
являются: слабая оснащенность
матери-ально-техническими средствами
сельскохозяйственных предприятий;
ярко выраженный диспаритет цен
на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию; высокий уровень
инфляции; отсутствие предприимчивости
у руководителей хозяйств в условиях рыночных
отношений.[25, 1-12 с.]
В агропромышленном комплексе
наметились положительные тенденции.
Но они пока не обеспечивают эффективного
развития села. Сложившаяся структура
и механизмы хозяйствования далеко не
всегда способствуют рентабельному ведению
производства даже при нормативном уровне
затрат. Стало очевидно, что без кардинальных
перемен, принятия государством комплекса
дополнительных и более действенных мер
невозможно вывести сельскохозяйственное
производство на самоокупаемость, обеспечить
привлекательность сельского труда и
образа жизни. Поэтому президентом Беларуси
утверждена государственная программа
возрождения и развития села на 2005–2010
гг, а затем и программа устойчивого развития
села на 2011 – 2015 годы. Основными целями
программ являются возрождение и развитие
села на основе укрепления аграрной экономики.
Для выполнения намеченных
целей предусматривается задействовать
внутриотраслевые резервы для дальнейшего
расширенного воспроизводства сельскохозяйственной
продукции, на основе интенсивных методов
хозяйствования нарастить объемы производства
и сбыта сельскохозяйственной продукции,
достаточные для стабильного и сбалансированного
функционирования внутреннего продовольственного
рынка, увеличить поставки сельскохозяйственной
продукции на экспорт с целью привлечения
в страну иностранной валюты, создать
условия для устойчивого развития социальной
инфраструктуры села. Сказанное планируется
обеспечить через совершенствование экономических
отношений между юридическими лицами
в агропромышленном комплексе, технико-технологическое
переоснащение сельскохозяйственного
производства, увеличение объемов жилищного
строительства на селе, повышение уровня
научного обеспечения АПК.
Положительно оценивая предпринимаемые
усилия, следует отметить, что остается
много проблем макро- и микроэкономического
уровней. Это устранение противоречий
между потребностями государства в наращивании
производства продовольствия и сырья
для промышленности и возможностями сельскохозяйственных
товаропроизводителей для достижения
этих целей. В результате, даже в случае
совпадения интересов, например, по увеличению
производства, формы их реализации определяются,
как правило, лишь одной стороной – государством.
Это вызывает ответную негативную реакцию
хозяйств. Поэтому происходит постоянное
давление снизу с целью ослабления административного
управления (особенно директивности планирования),
расширения производственно-хозяйственной
самостоятельности предприятий, возможности
распоряжения произведенной продукцией
и полученным доходом. Усиливается разрыв
между системой вертикального планирования
и хозяйственным планированием. Происходит
не столько выравнивание экономических
условий хозяйствования, сколько уравнительное
распределение результатов деятельности
без должного учета вклада каждого хозяйствующего
субъекта. Особенно обострилась ситуация,
когда начался процесс перехода к новым
формам хозяйствования, в том числе образованию
арендных предприятий, крестьянских хозяйств,
сельскохозяйственных кооперативов, которые
требуют принципиально новых отношений
применительно к планированию деятельности.
Но это входит в противоречие с системой
централизованного планирования, которое,
с одной стороны, выражается в стремлении
государства получать в свое распоряжение
и распределять возможно большие объемы
натуральной продукции, с другой – определять
соотношения накопления и потребления.
Для устранения такого противоречия предпринимались
попытки соединить планирование «сверху»
и «снизу», которые, в конечном счете, могли
привести к формированию отношений на
основе принципов договора, когда в процессе
увязки планов удовлетворялись бы интересы
сторон. Однако в этом случае потребовалось
бы существенное ослабление функции плана
как директивного документа.
Развитие самостоятельности
хозяйств приводит к необходимости совершенствования
всей системы планирования, его принципов
и методов. Для сельского хозяйства это
означает: изменение политики ценообразования
с постепенной либерализацией и перестройка
инвестиционного процесса по мере повышения
удельного веса собственных средств в
финансировании капитальных вложений,
усиление роли прибыли, реформирование
механизма закупок продукции, а также
упорядочение взаимоотношений со сферой
переработки и обслуживания агропромышленного
комплекса. В результате планирование
все в большей степени должно вписываться
в общий механизм экономических отношений,
в известной мере утрачивая роль главного
и самостоятельного рычага управления
хозяйственной деятельностью в аграрном
секторе.
Становление рыночных отношений
следует рассматривать как средство обеспечения
структурной перестройки и улучшения
сбалансированности экономики в целях
повышения эффективности производства
и уровня жизни населения. Эти отношения
определяются функционированием многообразных
форм собственности, возрастающей мотивацией
труда, использованием преимуществ конкуренции
и развитием предпринимательской деятельности,
главенствующей ролью платежеспособного
спроса и предложения в формировании рынка
товаров и услуг.
В результате проведенных в
Беларуси преобразований сельскохозяйственные
товаропроизводители частично получили
«рыночные права», прежде всего следующие:
– выбор форм собственности
и хозяйственной деятельности, определение
производственного направления;
– использование произведенной
продукции, а также полученных доходов
исходя из собственных намерений (после
расчетов по налогам и другим обязательствам),
осуществление другой предпринимательской
деятельности в соответствии с законодательством,
свободный выбор рынка сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, материально-технических
ресурсов, работ и услуг;
– принятие решений о цене предложения
реализуемой продукции, получение кредитов
в любых банковских учреждениях на договорных
или иных условиях;
– участие (или неучастие) в
целевых программах с соблюдением предусмотренных
условий, неограниченное привлечение
финансовых источников для текущей деятельности,
развития производства и социальной сферы.
Но эти «рыночные права», не
всегда выдерживаемые на макроэкономическом
уровне, оказались недостаточными для
обеспечения структурной перестройки
и развития производства. Причина заключается
в том, что в народном хозяйстве в дополнение
к саморегулированию еще не отработана
система регулирования межотраслевых
отношений, которая должна включать следующие
основные направления.
Прежде всего, это регулирование
ценовых отношений. Во-первых, определение
гарантированных (защитных) цен на основные
виды продукции для сельскохозяйственных
товаропроизводителей всех форм собственности
и хозяйствования. Во-вторых, регулирование
цен на материально-технические ресурсы
и услуги, предоставляемые сельскому хозяйству,
путем экономического воздействия на
промышленные и обслуживающие предприятия
и организации, выплат компенсаций сельскохозяйственным
товаропроизводителям. На этапе более
развитых экономических отношений целесообразно
использовать и другие виды ценового регулирования,
включая расчет целевых цен на основные
виды сельскохозяйственной продукции
для определения наиболее желательного
с позиций производителя уровня, а также
ориентировочных цен по тем видам продукции,
на которые не рассчитываются гарантированные
(защитные) цены, и пороговых цен для определения
таможенных пошлин. Основная задача регулирования
ценовых отношений заключается в обеспечении
эквивалентности обмена между сельским
хозяйством и другими отраслями экономики,
что является непременным условием нормального
функционирования любого типа товарных
отношений, особенно основанного на использовании
принципов рынка.
Другое направление – налоговая
политика, включающая повышение роли земельного
налога в качестве финансовой базы взаимоотношений
с государством, что, с одной стороны, стимулирует
вложения для улучшения продуктивных
качеств земли, с другой – формирует финансовые
ресурсы для осуществления мер по повышению
плодородия. В настоящее время земельный
налог составляет лишь около 7% общей суммы
налогов и других обязательных платежей
сельскохозяйственных предприятий и не
выполняет ни одной из своих функций. В
то же время в целом все налоги и приравненные
к ним платежи по размеру составляют около
10% выручки от реализации произведенной
хозяйствами продукции (услуг) и являются
чрезмерно высокими. [18, 1-14 с.]
Функционирование агрокомплекса,
как системы, определяется степенью развитости
внутрисистемных интеграционных связей,
составляющих существенное содержание
всей системы. Следует активнее воздействовать
на процесс интеграции предприятий сельского
хозяйства, перерабатывающей и пищевой
промышленности, обслуживающих отраслей,
вовлекать в интеграционные процессы
торговые и банковские структуры. На основе
анализа и оценки сложившейся экономической
ситуации в агрокомплексе региона считаю,
что структурная перестройка агрокомплекса
с соответствующим механизмом хозяйствования
требует создания самоуправляемых, саморазвивающихся
и самофинансируемых систем, представляющих
собой организационно-правовую
форму объединений, предприятий и других
хозяйствующих субъектов. [23, 33 с.]
Понятие рынка. Развитие товарного
производства в сельском хозяйстве предопределяет
объективную необходимость установления
рынка с соответствующими ему категориями
и методами регулирования.
В практике существует два вида
связей между производителем и потребителем
продукции. Первый - при помощи рынка как
обмена, осуществляемого в соответствии
с законами товарного производства и обращения.
Второй - плановое распределение произведенного
продукта на основе изучения потребности
и составление баланса. [13, 278 с.]
В аграрном секторе сложилась
многоукладная экономика. На базе бывших
колхозов и совхозов созданы акционерные
общества, товарищества, сельскохозяйственные
кооперативы, приусадебные хозяйства.
Фермерское движение не получило своего
развития в ходе рыночных реформ. В результате
рыночных реформ и ухудшения экономических
условий работы сельскохозяйственных
предприятий в аграрном секторе, хозяйства
населения превратились в основной источник
сельскохозяйственной продукции. [26]
Общественное разделение труда
привело к интенсивному отрыву от земледелия
обработки сельскохозяйственного сырья.
Сельское хозяйство и перерабатывающая
промышленность постепенно превратились
в самостоятельные отрасли производства.
С течением времени от сельского хозяйства
отделилось и машиностроение, которое
стало производить средства производства
для сельского хозяйства, а затем и для
других отраслей экономики.
В социальном аспекте отделение
промышленности от сельского хозяйства
нашло выражение в образовании специфических
форм концентрации населения — в отличие
от деревень появились города. Постепенно
сложилась противоположность между городом
и деревней, сформировалась отсталость
деревни. С течением времени установилось
экономическое, политическое и интеллектуальное
господство города над деревней.
Углубляясь, общественное разделение
труда вызывает в жизни противоположные
процессы. Оно становится основой, предпосылкой
обратного явления — соединения сельскохозяйственного
и промышленного производства. Именно
общественное разделение труда является
причиной создания материальных предпосылок
нового, высшего синтеза — союза земледелия
и промышленности.
Высший синтез — союз сельского
хозяйства и промышленности не возникает
и не достигается автоматически. Для этого
необходимы следующие условия и предпосылки:
1) высокий уровень развития
производительных сил и производственных
отношений;
2) высокая степень общественного
разделения труда;
4) углубление специализации
и повышение уровня концентрации
сельскохозяйственного производства;
5) расширение и углубление
межхозяйственной кооперации;
6) зарождение и развитие
производственно-экономических связей
между сельским хозяйством и промышленностью
в форме агропромышленной интеграции.
Необходимость агропромышленной
интеграции определяется требованиями
рационального использования ограниченных
экономических ресурсов как в сельском
хозяйстве, так и в промышленности. В сельском
хозяйстве интеграция позволяет повысить
эффективность производства путем решения
на ее основе следующих проблем:
1) сглаживается влияние почвенно-климатических
условий на процесс воспроизводства в
сельском хозяйстве. В этой отрасли имеет
место переплетение естественных и экономических
процессов. Нередко здесь от засух, наводнений,
заморозков гибнет часть произведенной
сельскохозяйственной продукции. Агропромышленная
интеграция позволяет преодолевать эти
негативные явления (своевременная переработка
сельскохозяйственного сырья, более высокая
техническая оснащенность технологических
процессов);
2) рациональнее используется
постоянный капитал, функционирующий
в сельском хозяйстве. В этой
отрасли время производства существенно
больше рабочего периода. Поэтому автомашины,
тракторы, сельскохозяйственная техника
используются в течение года неравномерно,
по сезонам работ. В условиях агропромышленной
интеграции средства производства в течение
года используются более равномерно;