Теоретические аспекты налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы определить наиболее оптимальный режим налогообложения на примере конкретной организации.
Для реализации сформулированной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
• дать определение субъектам малого предпринимательства, какова их роль и значение в экономике государства;
• изучить теоретические основы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
• привести критерии для определения режима налогообложения субъектов малого предпринимательства;
• рассмотреть систему налогов уплачиваемых юридическими и физическими лицами, в порядке – объект налогообложения, налоговая база, ставки и сроки;
• рассчитать налоговую нагрузку исследуемой фирмы;
• рассчитать показатели по двум направлениям: при общепринятом и при специальном режимах налогообложения;
• определить наиболее оптимальный режим налогообложения.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес.docx

— 93.08 Кб (Скачать файл)

    Предоставление льгот по налогу на прибыль – не дает достаточных стимулов для развития в малом бизнесе. Удельный вес налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды также велик и составляет в среднем 40%-50% выручки от основной деятельности. Льготой могут пользоваться не все малые предприятия, а только ограниченный круг, занимающийся определенным видом деятельности и удельный вес дохода или выручки от данной деятельности должен быть достаточно высоким. Кроме того, действие льгот не распространяется на весь период деятельности предприятия.

    О специальных режимах налогообложения речь пойдет в следующем пункте.

    Рассмотрим каждый налог, уплачиваемый при общем режиме налогообложения.

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.

    Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

    Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.

    Налогоплательщиками налога являются:

    1)  Организации;

    2)  Индивидуальные предприниматели;

    3)  Лица, перемещающие товары (работы, услуги) через таможенную границу РФ.

    Освобождаются от обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2.000.000 рублей.

    Не являются налогоплательщиками:

    ·  Организации, перешедшие на уплату налога вследствие применения упрощённой системой налогообложения (УСН);

    ·  Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД);

    Объектом налогообложения НДС являются:

    ·  Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению, а также передача имущественных прав;

    ·  Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

    ·  Ввоз товаров на таможенную территорию РФ;

    ·  Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления.

    Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

    1.  Общая сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям с учётом изменений увеличивающих или уменьшающих налоговую базу;

    2.  Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как общая сумма НДС, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Для налогоплательщиков установлены следующие сроки уплаты НДС:

    ·  Ежеквартально – не позднее 20 числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом, исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг);

    ·  Сроки представления налоговых деклараций – в сроки уплаты НДС.

    Налог на прибыль организаций является прямым и занимает доминирующее место в части формирования консолидированного бюджета.

    Согласно последним сводкам: поступления налогов и сборов в федеральный бюджет составили за первые четыре месяца 2012 года 1, 464 триллиона рублей, что послужило 57-ми процентному росту, а консолидированные бюджеты регионов увеличились на 53 процента. По данным налоговиков, абсолютный рекорд принадлежит налогу на прибыль, сумма которого за январь-апрель 2012 года выросла более чем на 87 процентов и вплотную подошла к триллионной отметке – 944,4 миллиарда рублей. В итоге доля налога на прибыль в общем объеме поступлений федерального бюджета составила 19 процентов.

    Налогоплательщиками налога на прибыль являются:

    1.  Российские организации;

    2.  Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

    Объектом налогообложения являются:

    1.  Для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

    2.  Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

    3.  Для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.

    Налоговая база по налогу на прибыль составляют полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (выраженные в денежной форме).

    Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.

   Срок уплаты налога

   Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговая декларация

    Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

    Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

    Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Единый социальный налог

    Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

    Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне – Федеральная Налоговая Служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

    Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-апреле 2012 года составили 152 миллиарда рублей и выросли по сравнению с 2011 годом на 31 процент. Кстати, и этот налог остается в центре внимания, прежде всего потому, что проблема дефицита Пенсионного фонда вновь со всей остротой напоминает о себе. Сейчас ставка ЕСН установлена на уровне 26 процентов, и поступления от этого налога формируют доходы трех государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Бизнес-объединения ратуют за снижение ставки, а властям предстоит решать «дилемму» ЕСН в связке с гораздо более широкой темой – судьбой пенсионной реформы.

    Налогоплательщиками единого социального налога являются:

    I группа:

    1.  Работодатели;

    2.  Юридические лица;

    3.  Индивидуальные предприниматели;

    4.  Физические лица.

    II группа:

    1.  Индивидуальные предприниматели;

    2.  Индивидуальные предприниматели;

    3.  Члены крестьянского (фермерского) хозяйства;

    4.  Адвокаты.

    Объектом налогообложения являются:

    ·  Для организаций и индивидуальных предпринимателей:

    Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

    ·  Для физических лиц не признаваемых индивидуальными предпринимателями:

    Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц

    ·  Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства: из дохода исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

    ·  Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов:

    Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением

    Налоговая база по налогу

    Налоговая база ЕСН для налогоплательщиков-организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

    При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

    При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов).

    При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

    Выплаты, неподлежащие налогообложению:

    1) государственные пособия (в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам);

    2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, с оплатой расходов на командировки работников и др;

    3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

    4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам;

    5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельхозпродукции, а также от ее переработки и реализации – в течение 5 ти лет начиная с года регистрации хозяйства;

    6) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;

    7) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период;

    8) и другие

    Налоговые льготы по единому социальному налогу

    1.  организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

    2.  общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

    3.  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

    4.  учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей.

    Льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых.

    Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом признается: I квартал, полугодие и 9 месяцев.

    Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

    В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Информация о работе Теоретические аспекты налогообложения малого бизнеса