Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа
Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
― делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
― проясняет возникающие проблемы;
(. Теоретические основы внутрифирменного планирования.)
Глава 2. Концепция внутрифирменного планирования
2.1 Необходимость планирования в экономической организации
Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
― делает возможной подготовку
к использованию будущих
― проясняет возникающие
― стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
― улучшает координацию действий в организации;
― создает предпосылки для
повышения образовательной
― увеличивает возможности
в обеспечении фирмы
― способствует более рациональному распределению ресурсов;
― улучшает контроль в организации.
Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен во впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти такие конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показывает опыт, большой рост и большой успех фирмы очень часто связаны не с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности .
Планирование имеет как
― стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
― обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
― улучшение координации действий исполнителей;
― усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
― более рациональное использование ограниченных ресурсов;
― возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
― невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
― стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;
― необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Поэтому желательно, чтобы предприниматель
имел план из-за сложных и быстроменяющихся
условий бизнеса (в частности, сбыта
и конкуренции), которые надо заранее
прогнозировать и продумывать, а
также разработать
Таки образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
― неопределенностью, многомерностью
и стохастичностью среды
― несовершенством
― ограничениями по ресурсам;
― проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:
― авторитарность руководства фирмы;
― субъективность взглядов исполнителей;
― неточная и неполная информация;
― форс-мажорные обстоятельства;
― отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
― ошибки в экономических расчетах.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1. Вновь возникшие частные фирмы.
Главная проблема, связанная с применением
планирования в этой сфере — недоверие
к формальному планированию, основанное
на мнении, что бизнес — это умение
”крутиться”, правильно ориентироваться
в текущей обстановке, а отсюда
недостаточное внимание к не очень
отдаленному будущему. Тем не менее,
многие из крупных частных фирм начали
создавать подразделения
2. Государственные и бывшие
Поэтому, как и организациям первого
типа, государственным и
Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и от опыта, подготовленности и интуиции работников. Чтобы план действительно был полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.
Таким образом план — не цель, а возможное средство достижения цели . это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
Современный рынок предъявляет
особые требования к предприятию. Сложность
и высокая подвижность
2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования
Внутрихозяйственное, или
внутрифирменное, планирование занимает
важнейшее положение в рыночной
экономике. Оно позволяет соединять
в общей экономической системе
взаимные интересы государства, фирм и
домашних хозяйств. В странах с
развитыми рыночными
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:
1. Какую продукцию, товары
или услуги следует
2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию
надо производить, какую
4. Кто будет потреблять
производимую продукцию, по
5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Из этих фундаментальных
вопросов вытекает, что основным объектом
внутрихозяйственного планирования служит
взаимосвязанная система
В отечественной планово-
Технико-экономическое
Оперативно-производственное
планирование представляет собой последующее
развитие и завершение технико-экономических
планов предприятия. На данном этапе
планирования устанавливаются текущие
производственные задания отдельным
цехам, участкам и рабочим местам,
осуществляются разнообразные организационно-
Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности и др.
План деятельности фирмы должен быть выражен в письменной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необходимо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.
Поэтому с точки зрения удобства использования можно говорить о форме плана в виде:
― набора обязательных документов;
― структуры, отражающей внутреннюю логику построения;
― перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;
― перечня необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;
― сроков исполнения, указанных в соответствии с последовательностью необходимых действий;
― сметы расходов;
― расчета экономического эффекта как численного выражения поставленных задач.
2.3 Методология внутрифирменного планирования
План внутрифирменной
деятельности предприятия содержит
целую систему экономических
показателей, представляющих общую
программу развития всех производственных
подразделений и функциональных
служб, а также отдельных категорий
персонала. План — это одновременно
конечная цель деятельности фирмы, руководящая
линия поведения персонала, перечень
основных видов выполняемых работ
и услуг, передовая технология и
организация производства, необходимые
средства и экономические ресурсы
и т.д. Планирование характеризует
картину будущего, где ближайшие
события начертаны с известной
отчетливостью, соответственно ясности
всего плана, а отдаленные — представлены
более или менее смутно. Таким
образом, план — это предвидимая
и подготовленная на известный период
программа социально-
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования — это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.
В ходе составления планов
руководители всех звеньев управления
намечают общую программу своих
действий, устанавливают главную
цель и результат совместной работы,
определяют участие каждого отдела
или работника в общей
Информация о работе Теоретические основы внутрифирменного планирования