Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа
Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
― делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
― проясняет возникающие проблемы;
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, — в разных направлениях.
Наши экономисты-менеджеры
имеют в настоящее время
Рассмотрим основные принципы планирования.
1. Принцип единства, т.е.
холизма, которые означает, что
используемые в планировании
показатели надо обосновывать
в их единстве, с учетом теоретической
и практической
2. Принцип непрерывности
определяет процесс
3. Принцип гибкости означает
способность плана менять свою
направленность при
4. Принцип точности требует
обоснованности, детализации и конкретизации
планового показателя. Обоснованность
плана в числовом значении
означает его соответствие
5. Принцип участия означает,
что в разработку плановых
показателей должны включаться
все специалисты объекта
Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.
В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.
Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный — на анализе и обобщении опытных данных, нормативный — на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.
Еще один элемент методологии
планирования — это система мер
(действий), необходимых для выполнения
плана. План — реальный ориентир к
действиям. И действия плана требуют
своих обоснований. Без них план
никогда не станет реальностью. Надежды
на то, что запланированная цель
осуществится сама собой, маловероятны.
Достижение цели требует продуманных,
волевых и ответственных
― развернутое описание необходимых действий;
― ресурсное обеспечение;
― перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;
― сроки выполнения расчетных показателей.
Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности — в сфере основного капитала, в сфере персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения и т.д.
Разработка мер выполнения плана включает в себя также задания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные подцели, т.е. задачи для исполнителей. Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения, а также смету расходов. Она может разрабатываться:
а) для отдельных структурных подразделений;
б) в целом по фирме на блок заданий плана;
в) для отдельного исполнителя плана;
г) на отдельное задание плана.
Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий.
Заключение
Планирование — это
процесс экономического обоснования
рационального поведения
Сущность внутрифирменного
планирования состоит в обосновании
целей и способов их достижения на
основе выявления комплекса задач
и работ, определения эффективных
методов и способов их выполнения,
необходимых для этого
Основной целью плана является реализованное событие, а основной задачей планирования — выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Основная цель планирования — интеграция всех членов фирмы для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих достижение конечных результатов на основе единства целей.
Внутрифирменное планирование
представляет собой набор действий,
предусматривающий определение
целей, параметров взаимодействия между
задачами, работами и членами организации,
способов и методов выполнения этих
задач, а также распределение
ресурсов и выбор других организационно-
Необходимость планирования обусловлена масштабом, сложностью и комплексностью хозяйственных задач; возрастающим значением времени; ограниченностью финансовых, материально-технических ресурсов и необходимостью их эффективного использования; необходимостью поиска оптимального решения этих задач с учетом внешних условий; объединением членов организации единством целей; созданием основ контроля.
В настоящее время приняты следующие виды планирования: стратегическое (перспективное); тактическое; текущее, которое подразделяется по временным периодам и функциональным областям. Объединив все виды внутрифирменного планирования в организации, можно определить функцию планирования как внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики.
Литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 1997.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
3. Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М., Мысль, 1971.
4. Владимирова Л.П.
5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. М., Финпресс, 1998.
6. Моделирование
7. Уткин Э.А. Бизнес-план:
организация и планирование
8. Финн Р. Планирование и успех. М., Финпресс, 1999.
Информация о работе Теоретические основы внутрифирменного планирования