Теоретические основы внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
― делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
― проясняет возникающие проблемы;

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия  и фирмы на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них, например, эффективность и  оптимальность, действуют в одном  направлении. Другие, гибкость и точность, — в разных направлениях.

Наши экономисты-менеджеры  имеют в настоящее время большой  выбор существующих принципов планирования. Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще  на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

Рассмотрим основные принципы планирования.

 

1. Принцип единства, т.е.  холизма, которые означает, что  используемые в планировании  показатели надо обосновывать  в их единстве, с учетом теоретической  и практической взаимозависимости.  Разработка плановых показателей  должна осуществляться в направлении  единого вектора цели. Соблюдение  принципа требует координации  и интеграции действий служб  и подразделений системы, отражаемых  в соответствующих плановых показателях.  Плановое изменение показателя-фактора  обязательно вызывает плановое  изменение зависимого показателя  деятельности.

2. Принцип непрерывности  определяет процесс планирования  как непрерывный, когда на смену  одному выполненному плану приходит  другой новый план, а на смену  второму — третий и т.д. принцип  касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.

3. Принцип гибкости означает  способность плана менять свою  направленность при изменившихся  условиях деятельности и иметь  определенные резервы. Принцип  диктует наличие механизма изменения  плановых величин, т.е. их возможную  корректировку для адаптации  к изменившимся обстоятельствам  бизнеса. Кроме того, гибкость  в планировании означает наличие  определенных резервов или ”надбавок  на безопасность”, которые должны  самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности требует  обоснованности, детализации и конкретизации  планового показателя. Обоснованность  плана в числовом значении  означает его соответствие имеющимся  ресурсам, в том числе нормальным  способностям и трудозатратам  исполнителей. Так называемый напряженный  план, превышающий эту норму, не  оставляет резервов на случай  ухудшения обстоятельств, а так  называемый заниженный план создает  условия для необоснованного  поощрения работников без должных  усилий с их стороны. Необходимость  детализации и конкретизации  плана в долгосрочной перспективе  выражена менее ярко, чем в  краткосрочном периоде. Действие  данного принципа усиливается  по мере приближения времени  плана.

5. Принцип участия означает, что в разработку плановых  показателей должны включаться  все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты  извне и партнеры по бизнесу.  В разработке планового документа  обязательно участие будущих  исполнителей. Это повышает степень  их вовлеченности в процесс  работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты  вносят свои идеи, предлагают  свое видение решений проблем,  что обогащает и уточняет содержание  плана, позволяя создать действительно  нужный и реальный документ, объединяющий  в себе ракурс позиций структурных  подразделений фирмы. в ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются  в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

В зависимости от главных  целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько  преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

Например, научный метод  базируется на широком использовании  глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный — на анализе  и обобщении опытных данных, нормативный  — на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов  не применяется в чистом виде. В  основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный  научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния  предприятия и его внутренней и внешней среды.  

Еще один элемент методологии  планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к  действиям. И действия плана требуют  своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды  на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

―  развернутое описание необходимых действий;

―  ресурсное обеспечение;

―  перечень участвующих  исполнителей (служб) и определение  их дифференцированных задач;

―  сроки выполнения расчетных  показателей.

Меры достижения целей  плана требуют обоснования с  организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности — в сфере основного капитала, в сфере персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения и т.д.

Разработка мер выполнения плана включает в себя также задания  исполнителям — работникам подразделений  и служб, специалистам. В таких  заданиях указываются основные подцели, т.е. задачи для исполнителей. Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения, а также смету расходов. Она  может разрабатываться:

а) для отдельных структурных  подразделений;

б) в целом по фирме на блок заданий плана;

в) для отдельного исполнителя  плана;

г) на отдельное задание  плана.

 

Обязательна разработка общей  по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы  не должна мешать определенной степени  свободы исполнителей плана при  выполнении его заданий.

 

Заключение

Планирование — это  процесс экономического обоснования  рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих  целей. Планирование представляет собой  процесс формирования целей, определение  приоритетов, средств и метолов  достижения.

Сущность внутрифирменного планирования состоит в обосновании  целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач  и работ, определения эффективных  методов и способов их выполнения, необходимых для этого ресурсов, распределения их между членами  организации.

Основной целью плана  является реализованное событие, а  основной задачей планирования —  выбор волевых ответственных  действий в условиях имеющихся ресурсных  ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Основная цель планирования — интеграция всех членов фирмы  для решения комплекса задач  и выполнения работ, обеспечивающих достижение конечных результатов на основе единства целей.

Внутрифирменное планирование представляет собой набор действий, предусматривающий определение  целей, параметров взаимодействия между  задачами, работами и членами организации, способов и методов выполнения этих задач, а также распределение  ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных  решений, обеспечивающих достижение целей.

Необходимость планирования обусловлена масштабом, сложностью и комплексностью хозяйственных  задач; возрастающим значением времени; ограниченностью финансовых, материально-технических  ресурсов и необходимостью их эффективного использования; необходимостью поиска оптимального решения этих задач  с учетом внешних условий; объединением членов организации единством целей; созданием основ контроля.

В настоящее время приняты  следующие виды планирования: стратегическое (перспективное); тактическое; текущее, которое подразделяется по временным  периодам и функциональным областям. Объединив все виды внутрифирменного планирования в организации, можно  определить функцию планирования как  внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики.

 

Литература

1. Алексеева М.М. Планирование  деятельности фирмы. М., Финансы  и статистика, 1997.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.

3. Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М., Мысль, 1971.

4. Владимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка: Учебное пособие. М., Издательский  дом ”Дашков и К”, 2000.

5. Ефремов В.С. Стратегия  бизнеса. М., Финпресс, 1998.

6. Моделирование народнохозяйственных  процессов / Под ред. В.С. Дадаяна. М., Экономика, 1973.

7. Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской  деятельности М., Экмос, 1997.

8. Финн Р. Планирование  и успех. М., Финпресс, 1999.


Информация о работе Теоретические основы внутрифирменного планирования