Теория монополий и проблема рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение теории монополий и проблемы рыночной власти.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач: рассмотреть понятие и сущность монополии; проанализировать проблемы рыночной власти; рассмотреть проблемы монополии и эффективности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ……………….4
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………...12
2.1. Оценка монопольной власти………………………………..12
2.2. Ценовая дискриминация…………………………………….16
ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….24

Файлы: 1 файл

Теория монополий и проблема рыночной власти-курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ И ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ……………….4

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………...12

2.1. Оценка монопольной власти………………………………..12

2.2. Ценовая дискриминация…………………………………….16

 

ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………...19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В индустриально развитых странах Запада в результате действия многообразных, часто противоречивых тенденций развития производительных сил складывается разнообразная структура рыночных отношений, а также форм и методов конкуренции и регулирования.

Все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Совершенная конкуренция является ско­рее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принци­пов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной дей­ствительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношени­ем к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию цено­вой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

Целью данного исследования является изучение теории монополий и проблемы рыночной власти.

Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач: рассмотреть понятие и сущность монополии; проанализировать проблемы рыночной власти; рассмотреть проблемы монополии и эффективности.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ

Монополия является противоположностью конкуренции. Само     слово     «монополия»     происходит     от     греческого «monopolien» - единственный продавец. Это ситуация, когда отдельная фирма или предприятие являются единственным производителем товара, не имеющим заменителя, и вследствие этого могут контролировать выпуск товаров всей отрасли. Такое предприятие или фирму называют монополистом.

Интересны взгляды А. Маршалла относительно объективного (двоякого) подхода к оценке роли производственных монополий. А. Маршалл, выделив, с одной стороны, негативные для общества   последствия деятельности данных монополий, с другой - дал  представление о позитивной роли монополистов для общества в связи с их заботой о развитии производства и удовлетворении интересов потребителей[1].

Такая интерпретация двуединой характеристики монополий А. Маршалла сыграла определенную роль в формировании взглядов на монополию ученых западной экономической мысли. Стараясь сохранять объективность, многие известные экономисты уделяли внимание и анализировали в своих исследованиях и негативные, и позитивные стороны в деятельности монополистических предприятий. Таким образом, явление монополии становилось многогранным и все более емким по содержанию. Свидетельством этому являются работы американского экономиста Дж. Б. Кларка «Проблемы монополий» (1901) и «Сущность экономической теории» (1907), который в круг монополий, играющих все более важную роль в экономической жизни развитых стран, наряду с производст­венными фирмами впервые включил и профсоюзы. Производст­венные монополии Дж. Б. Кларк считал носителями технического прогресса, а характеристику монополий как средства грабежа и тормоза прогрессивных изменений в технике и технологии факти­чески целиком относил к профсоюзам.

Понятие чистой монополии обычно является абстрак­цией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не ис­ключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чис­тую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобре­тать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдель­ных фирм, присутствующих на этом рынке.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продук­ции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе приня­тия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в слу­чае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предель­ных издержек.

Для фирмы в условиях совер­шенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Объясним данную ситуацию. Поскольку монополист — единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, сни­жая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1.1).

                             

Рис. 1.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста:

D — спрос; MR — предельный доход

Например, монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 руб. за каждую из них, четыре единицы — 500 руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно соста­вит при продаже: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 1400 (700 * 2); 3 ед. - 1800 (600 * 3); 4 ед. - 2000 (500 * 4).

Соответственно предельный (или дополнительный в результа­те увеличения продаж на одну единицу продукции) доход соста­вит: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400 (1800 - 1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).

На рис. 1.1 кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех слу­чаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая пре­дельный доход и предельные издержки, цена и количество произ­веденной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к пре­дельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма яв­ляется единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Динамика издержек и доходов фирмы X в условиях монополии

Выпуск

продук­ции,

тыс. ед.

Издержки

Цена, руб.

Доход

Прибыль

тыс. руб.

валовые,

тыс. руб.

предельные, руб.

валовой,

тыс. руб.

предельный, руб.

0

1000

-

-

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

488

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

   38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35

 

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каж­дом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени при­ближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции,  причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:                                            

                                                       Оптимальный объем     

                                      производства, тыс. ед.       Цена, руб.

Конкуренция......................................................................                    15                          472

Монополия.........................................................................                    14                          474

 

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 1.2.

                                           

Рис. 1.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; МR — предельный доход;

МС — предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, уста­новленной производителем-монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда пре­дельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, оли­гополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обла­дает определенной монопольной властью, которая наиболее силь­на при чистой монополии.

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продук­цию фирмы совершенно эластичен. При существовании моно­польной власти предельный доход меньше цены, кривая спроcа на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, об­ладающей монопольной властью, получать дополнительную при­быль.

Информация о работе Теория монополий и проблема рыночной власти