Теория монополий и проблема рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение теории монополий и проблемы рыночной власти.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач: рассмотреть понятие и сущность монополии; проанализировать проблемы рыночной власти; рассмотреть проблемы монополии и эффективности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ……………….4
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………...12
2.1. Оценка монопольной власти………………………………..12
2.2. Ценовая дискриминация…………………………………….16
ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….24

Файлы: 1 файл

Теория монополий и проблема рыночной власти-курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчи­тать цену продукции Р по формуле:

P = MC / (1 + Ep-1).

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкурен­ции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста созда­ется больше возможностей «взвинчивать» цены и получать моно­польные доходы.

Далее проанализируем как влияют налоги на поведение монополиста. Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС1, как это показано на рис. 1.3. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.

                        

Рис. 1.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки без учета налога; МС1 — предельные издержки с учетом налога

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчи­тать, используя приведенную выше формулу. Если эластичность спроса, к при­меру, составляет -1,5, тогда:

P = MC / (1 + (-1,5)-1) = -1,5MC / -0,5 = 3MC

При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на моно­польную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

2.1. Оценка монопольной власти

Эластичность спроса является важным фактором, ограничива­ющим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спро­са становится единственным рыночным фактором, сдерживаю­щим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от дру­гих продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом за­висит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монопо­лизирован. Для оценки конкурентности рынка используется ин­декс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий сте­пень монополизации рынка:

H = p21 + p22 + ... + р2i + ...p2n

где Н - показатель концентрации;

      р1, р2, ..., pi, ..., рn - процентная доля фирм на рынке.

Рассмотрим пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае Н = 802 + 6,672 + 6,672 + 6,672 = 6533,

во втором случае H = 252 * 4 = 2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

 

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут при­держиваться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для форми­рующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы раз­личного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных мо­нополистов.

Существует немало причин, приводящих к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необ­ходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензи­онные и патентные барьеры, таможенные ограничения и пря­мые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, вы­сокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

Например, для открытия коммерческого банка в России поми­мо установленного минимального размера уставного фонда требу­ется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относи­тельно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижа­ют конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, кото­рые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

 

2.2. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать раз­ные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

• покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность[2].

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холо­дильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведем к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их пере­продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недо­вольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных из­держек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий вало­вой доход сохранился на уровне 50 млн. руб., существует возмож­ность получить дополнительный, доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставле­ние скидок.

На рис. 2.2.1 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 2.2.1, а) представлен состоятельными людьми, бизнесме­нами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэласти­чен. Второй рынок (рис. 2.2.1, б) — это лица, для которых ско­рость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластич­ность спроса.

       

Рис. 2.2.1. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки; D и MR — спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1 и MR1 — спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

Из рис. 2.2.1 видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании уве­личится на 25 млн. руб. ежемесячно.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой дан­ного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необхо­димая обществу, не производится. Количество выпускаемой про­дукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, моно­полист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессив­ную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследова­тельских разработках и использовании новейших достижений НТП.

Информация о работе Теория монополий и проблема рыночной власти