Теория монополий и проблема рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение теории монополий и проблемы рыночной власти.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач: рассмотреть понятие и сущность монополии; проанализировать проблемы рыночной власти; рассмотреть проблемы монополии и эффективности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ……………….4
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………...12
2.1. Оценка монопольной власти………………………………..12
2.2. Ценовая дискриминация…………………………………….16
ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….24

Файлы: 1 файл

Теория монополий и проблема рыночной власти-курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизи­рованные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной ры­ночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на эконо­мическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки[3].

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производите­ля использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных тех­нических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабиль­ную экономическую прибыль. В то же время монополии или оли­гополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располага­ют достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в на­учно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению из­держек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности[4].

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимоно­польные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

В основе содержания антимонопольного законодательства во всех развитых странах лежат следующие принципы: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими гос­подствующее положение на рынке, защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей антимонопольного законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не за­щита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшений условий конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные в начале работы задачи были решены и цель достигнута.

Как нами было установлено, чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полнос­тью контролирует ее цену и объем выпуска.

Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечест­ное поведение и др.

Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителя­ми, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем произ­водства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Посколь­ку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является элас­тичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные за­конодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению моно­польной власти. Предметом государственного регулирования являются естествен­ные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являют­ся государственной собственностью.

В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризу­ются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гальперин В.М. Микроэкономика: В 2 т. Т. 1. – М., 2004.

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М., 2004.

3. Кураков Л.П. Экономическая теория. - М., 2004.

4. Кураков Л.П., Ильдеменов В.И., Владимирова М.П., Назаров А.В. Рынок и антимонопольные экономические отношения. - Чебоксары, 1996.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 1. - М., 1993.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – М., 2005.

7. Сафрончук М. Микроэкономика: Курс лекций. – М., 2005.

8. Сломан Д. Основы экономики: Учебник. – М., 2004.

9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М., 1995.

10. Экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

3

 



[1] См.: Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 195.

[2] См.: Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2004. С. 423.

 

[3] См.: Экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М., 2002. С. 251-252.

 

[4] См.: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 87.

 


Информация о работе Теория монополий и проблема рыночной власти