Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение теории монополий и проблемы рыночной власти.
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач: рассмотреть понятие и сущность монополии; проанализировать проблемы рыночной власти; рассмотреть проблемы монополии и эффективности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ……………….4
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………...12
2.1. Оценка монопольной власти………………………………..12
2.2. Ценовая дискриминация…………………………………….16
ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….24
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки[3].
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности[4].
Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
В основе содержания антимонопольного законодательства во всех развитых странах лежат следующие принципы: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей антимонопольного законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшений условий конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные в начале работы задачи были решены и цель достигнута.
Как нами было установлено, чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.
Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.
Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперин В.М. Микроэкономика: В 2 т. Т. 1. – М., 2004.
2. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М., 2004.
3. Кураков Л.П. Экономическая теория. - М., 2004.
4. Кураков Л.П., Ильдеменов В.И., Владимирова М.П., Назаров А.В. Рынок и антимонопольные экономические отношения. - Чебоксары, 1996.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 1. - М., 1993.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – М., 2005.
7. Сафрончук М. Микроэкономика: Курс лекций. – М., 2005.
8. Сломан Д. Основы экономики: Учебник. – М., 2004.
9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М., 1995.
10. Экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., 2002.
3
[1] См.: Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 195.
[2] См.: Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2004. С. 423.
[3] См.: Экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М., 2002. С. 251-252.
[4] См.: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 87.
Информация о работе Теория монополий и проблема рыночной власти