Торговая надбавка как основной источник доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение оптовой и торговой надбавки.
Задача данной работы рассмотреть, как формируется торговая надбавка на предприятии, ее функции, сущность и методы расчета, а также экономическую сущность и способы определения оптовой надбавки.

Файлы: 1 файл

курсач. Торговая надбавка.docx

— 88.95 Кб (Скачать файл)

Наибольший удельный вес в структуре товарооборота занимает розничная продажа товаров - около 90,0%. Основной вид продаваемого товара ООО «Эльдорадо» - бытовая техника, теле – видео – аудио аппаратура и сопутствующие товары. ООО «Эльдорадо» оказывает транспортные услуги по доставке крупногабаритных товаров – холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. д.

Для более тщательного анализа деятельности ООО «Эльдорадо» рассмотрим экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за последние три года, представленные в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 - Экономические показатели деятельности торгового предприятия ООО «Эльдорадо»

Показатели

2011

2012

2013

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2012 от 2011 гг.

2013 от 2012 гг.

2012 г. к 2011 гг

2013 г. к 2012 гг.

1. Объем продаж продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акцизов), тыс. руб.

90408

32063

20854

-58345

-11209

35,46

65,04

2. Прибыль от продаж, тыс. руб.

1608

-2331

3889

-3939

+6220

-

-

3. Себестоимость реализованной  продукции (коммерческие расходы), тыс.руб.

88800

34394

16965

-54406

-17429

38,73

49,33

4. Среднесписочная численность  персонала, чел.

303

67

27

-236

-40

22,11

40,3

5. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

22821,1

16373,5

6203,9

-7255,2

-9401,6

68,26

39,75

6.Основные средства, тыс. руб.

374

253

154

-121

-99

67,65

60,87

7.Оборотные средства, тыс. руб.

9544

4860

3357

-4684

-1503

50,92

69,07

8.Материальные затраты, тыс. руб.

74775

20616

9356

-54159

-11260

27,57

45,38

9.Производительность труда, тыс. руб.

298,38

478,55

772,37

+180,17

+293,82

160,38

161,4

10. Затраты на 1 рубль товарной  продукции, руб.

827,08

642,98

233,05

- 184,1

- 409,93

77,74

36,25

11. Материалоотдача, руб.

1209,07

1555,25

2228,94

+346,18

+673,69

128,63

143,32

12. Оборачиваемость оборотных  средств, количество оборотов

9,47

6,59

6,21

-2,91

-0,38

69,59

94,23

13.Рентабельность продукции, %

1,78

7,27

18,65

+5,48

+11,38

×

×


 

Таким образом, в целом показатели хозяйственной деятельности «Эльдорадо» из года в год меняются с различной степенью интенсивности. Так, темпы роста объем продаж продукции составили 64,54% в 2012 году по сравнению с 2011, и 35,96% в 2013 по сравнению с 2012 годом. Тем не менее, себестоимость проданной продукции из года в год снижается, а прибыль от продаж растет. Рентабельность продукции выросла на 5,48% в 2012 году по сравнению с 2011, и на 11,38% в 2013 по сравнению с 2012 годом.

Прибыль от продаж уменьшилась на 3939 тыс. руб. в 2013 по сравнению с 2011, а на 6220 тыс. руб. увеличилась в 2013 году по сравнению с 2012 г., что положительно повлияло на результат деятельности организации.

Среднесписочная численность персонала значительно снизилась в 2011 году по сравнению с 2012, абсолютное отклонение составило -236 человек (темп роста численности в 2012 году составил 22,11% по сравнению с 2011 годом), 2013 году прослеживалось дальнейшее снижение численности до 27 человек.

Что касается фонда оплаты труда, то наблюдалась тенденция по снижению затрат на оплату труда. Так темп роста ФОТ в 2012 году составил 68,26% в отличие от 2011 (22821,1 тыс. руб.) года и составил 16373,5 тыс. руб., а в 2013 г. - 39,75% по сравнению с 2012 годом, ФОТ составлял 6203,9 тыс. руб. Это было связано с вышеупомянутым фактом значительного сокращения численности рабочих.

Однако при этом сложилась положительная тенденция в анализе производительности труда. Так 2011 году она составила 298,38 тыс. руб., в 2012 году производительность увеличилась на 60,38% и составила 478,55 тыс. руб. на работника. А в 2013 году производительность увеличилась на 61,4% и составила 772,37 тыс. руб. на одного работника.

Оборотные средства организации значительно снизились в 2012 году по сравнению с 2011 (9544 тыс. руб.) годом , темпы роста составили 50,92%, в абсолютном выражении составили 4680 тыс. руб. И в 2013 году их объем также снизился (тепы роста 69,07%) и составил 3357 тыс. руб. При этом оборачиваемость оборотных средств изменялась с различной интенсивностью, так в 2012 году произошло снижение оборачиваемость на 2,91 об. по сравнению с 2011 годом (9,47 об.) и составила 6,59 об. А в 2013 г. произошло незначительное уменьшение оборачиваемости на 0,38 об. и составила 6,21 об. Основные средства, так же как и оборотные имели тенденцию к снижению из года в год. Так в 2012 г. они снизились на 121 тыс. руб. и составили 253 в отличие от 2011 г. (374 тыс. руб.). А в 2013 г. снижение произошло на 99 тыс. руб. и основные средства составили 154 тыс. руб.

 

2.2 Анализ уровня торговой  надбавки на предприятии ООО «Эльдорадо» и факторов её определяющих

 

Торговая наценка в розничной торговле – это составная часть розничной (продажной) цены товара. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка в торговых организациях предназначена для возмещения расходов на продажу, получение прибыли и уплаты косвенных налогов. Торговая организация может выбрать любой из возможных методов начисления торговой наценки:

- в виде единого процента  на все товары или отдельные  группы товаров;

- в виде фиксированной  суммы;

- устанавливается продажная  цена на товар, а затем по  факту исчисляется сумма торговой  наценки. [№ 13, с. 19]

Предприятия оптовой торговли могут учитывать товары только по покупным ценам. Предприятия же розничной торговли в зависимости от принятой учетной политики в целях бухгалтерского учета вправе учитывать их либо по покупным, либо по продажным ценам, то есть с учетом величины торговой наценки.

Для начисления торговой наценки используется документ «Реестр розничных цен». Он предназначен для фиксирования торговой наценки и продажных цен по всему ассортименту товаров. Его примерная форма приведена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Форма рекомендована письмом Минэкономики России от 20.12.95 № 7-1026 и обязательной не является.

Форма реестра розничных цен не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Поэтому она может быть свободной, но при этом содержать перечень обязательных реквизитов, который установлен ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Влияние торговой надбавки на финансовые результаты деятельности предприятия можно определить через анализ влияния изменения структуры товарооборота (размеров торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы) на уровень валовой прибыли.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота и уровня валовой прибыли торгового предприятия.

На основании формы № 2 бухгалтерской отчетности определим уровень валовой прибыли:

 

= 90408 – 88800 = 1608 тыс. руб.

= 32063 – 34394 = - 2331 тыс.руб.

= 20854 – 16965 = 3889 тыс.руб.

 

,

 

где ВП – сумма валовой прибыли, тыс.руб.

- объем товарооборота, тыс.руб.

Уровень валовой прибыли характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара. Его размер оказывает влияние на розничные цены товара, а соответственно на их покупательский спрос и объем продаж.

Проведем общий анализ валовой прибыли, представленный в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 - Динамика валовой прибыли ООО «Эльдорадо»

Показатели

2011

2012

2013

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2012 от 2011 гг.

2013 от 2012 гг.

2012 г. к 2011гг.

2013г. к 2012гг.

1.Товарооборот без НДС  и других налогов, тыс. руб. ( )

90408

32063

20854

-58345

- 11209

35,46

65,04

2. Валовая прибыль, тыс. руб. (ВП)

1608

-2331

3889

-3939

+6220

144,96

166,84

3. Уровень валовой прибыли, % ( )

1,78

- 7,27

18,65

- 9,05

+25,92

×

×


 

 

Валовая прибыль снизилась в 2008 году по сравнению с 2011 годом на 3939 тыс. руб. (темп снижения составил 144,96 %) при снижении товарооборота на 58345 тыс.руб. (на 64,54%), а в 2013 году валовая прибыль увеличилась по сравнению с 2008 годом на 6220 тыс.руб (темп роста составил 166,84%) при снижении товарооборота на 11209 тыс.руб. (на 34,96%).Таким образом, снижение валовой прибыли в 2012 году по сравнению с 2011 годом привело к снижению уровня валовой прибыли на 9,05%, а рост валовой прибыли в 2013 по сравнению с 2012 годом способствовал росту уровня валовой прибыли на 25,92%. Причинами снижения товарооборота является снижение продаж, падение цен.

На основе вышеуказанных данных можно рассчитать влияние на сумму валовой прибыли объема товарооборота и среднего уровня торговой наценки, установленной торговой организацией. Так, чтобы определить влияние объема товарооборота необходимо отклонение в объеме товарооборота умножить на уровень валовой прибыли базисного периода и разделить на 100%:

влияние товарооборота - ,

где ∆ - отклонение в объеме товарооборота, тыс.руб.

- уровень валовой прибыли базисного  периода.

 

 тыс. руб.

 

 тыс.руб.

 

Для расчета влияния на сумму валовой прибыли среднего уровня торговой наценки следует товарооборот отчетного периода умножить на отклонение уровня валовой прибыли и разделить на 100%:

влияние уровня валовой прибыли –

 

 

где - объем товарооборота отчетного периода, тыс. руб.

- отклонение уровня валовой прибыли.

тыс.руб.

Таким образом, в 2012 году общее влияние двух факторов составило - 3940,24 тыс.руб., оба фактора оказали отрицательное влияние на сумму валовой прибыли. Снижение объема товарооборота в 2012 году по сравнению с 2007 годом привело к снижению валовой прибыли на 1038,54 тыс.руб. Снижение уровня валовой прибыли в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 9,05% привело к снижению валовой прибыли на 2901,7 тыс.руб.

В 2014 году общее влияние двух факторов составило + 6220,25 тыс.руб., оба фактора оказали положительное влияние на сумму валовой прибыли. Снижение объема товарооборота в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 11209 тыс.руб. привело к увеличению валовой прибыли на 814,89 тыс.руб. Рост уровня валовой прибыли в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 25,92% способствовал росту валовой прибыли на 5405,36 тыс.руб.

Причинами снижения товарооборота являются снижение платежеспособного спроса, неэффективная маркетинговая политика, уменьшение численности продавцов.

Горизонтальный анализ состава и структуры оборота розничной торговли ООО «Эльдорадо» позволяет сделать вывод о том, что в 2011 году наибольший уровень торговой надбавки наблюдался в группе музыкальные инструменты и составил 7,22%, в 2012 году - аудио- и видеоаппаратура и составил 3,16%, в 2013 году – музыкальные инструменты с уровнем торговой надбавки 93,3%. Изменение структуры товарооборота привело к снижению уровня торговой надбавки по всем товарным группам в 2012 году по сравнению с 2007 годом на 9,05%, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом к увеличению уровня торговой надбавки на 25,9%. Структура товарооборота ООО «Эльдорадо» наглядно представлена в приложении Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Различают два основных вида торговли - оптовую и розничную. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства.

Порядок и сроки  приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.

В процессе деятельности предприятий розничной торговли происходит ежедневное движение товаров. Для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей на складах торгового предприятия проводится инвентаризация товаров и тары. При этом выявляется соответствии фактического наличия товаров  и тары на момент инвентаризации их остатков по данным бухгалтерского учета.

Для более эффективной работы предприятия в дальнейшем руководству следует принять меры по увеличению прибыли предприятия

Для достижения этой цели уже к 2014 году предприятию следует провести ряд важных мероприятий.

Предприятию необходимо использовать имеющиеся резервы для удовлетворения сезонных потребностей покупателей к 2010 году, т. е. увеличить запасы соответствующих товарных групп к концу лета – началу осени.

Проанализировав показатели товарооборота и скорости товарооборачиваемости Руководство предприятия объясняет этот факт расширением ассортимента за счёт таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые, в отличие от парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии не являются предметами повседневного пользования. Руководству предприятия следует выявить такие позиции ассортимента, по которым следует принять меры по сокращению товарных запасов.

Информация о работе Торговая надбавка как основной источник доходов