Торговля в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Торговля в современном обществе представляет собой системное образование, отвечающее классической структуре крупнейшего социального института, который отличает данную область человеческой жизнедеятельности совокупностью социальных связей, комплексом социальных норм, правил, процедур и которая удовлетворяет основным потребностям общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Цель данной работы – проанализировать роль торговли в удовлетворении спроса на отдельных товарных рынках.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты роли торговли в удовлетворении спроса населения 4
1.1. Сущность и формы торговли 4
1.2. Основные функции торговли 5
1.3. Роль торговли в удовлетворении спроса 7
2. Анализ удовлетворения спроса на отдельных товарных рынках 11
2.1. Торговля на рынке продовольственных товаров 11
2.2. Торговля на рынке непродовольственных товаров 19
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

торговля.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Торговля в современном обществе представляет собой системное образование, отвечающее классической структуре крупнейшего социального института, который отличает данную область человеческой жизнедеятельности совокупностью социальных связей, комплексом социальных норм, правил, процедур и которая удовлетворяет основным потребностям общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

В этом смысле торговля представляет собой форму обмена продуктами труда, исторически обусловленную возникновением и развитием товарного производства. Ко второму тысячелетию до новой эры, когда неолит уступил место металлической культуре, появляются принципиально новые орудия труда, которые коренным образом изменили сам процесс производства и, как следствие, предопределили рост производительности труда. Это, в свою очередь, привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями. Вследствие этого стали формироваться постоянные отношения обмена, достигшие в настоящее время внушительных объемов.

Цель данной работы – проанализировать роль торговли в удовлетворении спроса на отдельных товарных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты роли торговли в удовлетворении спроса населения

 

    1. Сущность и формы торговли

 

Продажа принимает разнообразные формы и ее способы будут зависеть от того, какие формы приняла торговля в конкретном случае. Между продажей товаров в магазине самообслуживания, где больше придерживаются анонимной торговли и продажей в розничном магазине существуют определенные различия по форме способы продажи тоже будут отличаться друг от друга.

В первом случае большую роль сыграет характер выкладки товаров, во втором качество общения и личный контакт.

Существуют некоторые переменные, позволяющие идентифицировать все типы продаж:

- место встречи продавца и покупателя;

- характер контакта между покупателем и поставщиком;

- размер торговой площади, дистанция, разделяющая две стороны тип клиента.

При некоторых формах продаж подразумевается личный контакт продавца и покупателя продажа в магазине, продажа по телефону, продажа на дому, соответственно, при других формах продажи главное это место продажи продажа на ярмарке в больших торговых залах продажа с аукциона [5, с.68].

Методы розничной торговли основываются на поступках и образе действия покупателей. С их помощью принимаются решения относительно расположения магазина его звукового оформления рекламы на месте продажи. Магазинные и внемагазинные формы продажи товаров характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Это объясняется возможностью использования в магазине различных форм торгового обслуживания населения в зависимости от конкретных условий.

Торговое обслуживание покупателей предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей подбора и формирования торгового ассортимента возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом потребителей постоянного учета запросов покупателей, а также умения предложить и продать товар каждому конкретному потребителю. Качество торгового обслуживания связано с таким понятием как культура торговли. Она определяется развитием материально-технической базы торгового предприятия использованием информационных технологий прогрессивных форм продажи товаров и методов обслуживания покупателей.

 

 

    1. Основные функции торговли

 

Функции торговли определяются ее сущностью т.е. формой товарного обращения. Выделяют следующие функции торговли:

- реализация произведенной потребительской стоимости товара  - исполнение этой функции связывает производство с потреблением;

- доведение предметов потребления до потребителей при выполнении данной функции происходит пространственное перемещение товаров от производителя к потребителю;

- поддержание баланса между спросом и предложением с активным одновременным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

- сокращение издержек обращения в сфере потребления затрат покупателей на приобретение товаров путем совершения технологии продаж расширения информационных услуг;

- маркетинг, разработка товаров, рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, реклама.

Кроме вышеперечисленных функций торговля выполняет специфические функции. Объектами управления торговли являются следующие подсистемы:

- предметы труда (все виды ресурсов);

- средства труда (торговое оборудование, торгово-производственные здания, инструменты);

- товарное обращение - процесс реализации товаров;

- экономические связи и отношения (хозяйственные связи предприятий и механизм их регулирования).

Розничная торговля выполняет следующие функции, которые определяются ее сущностью:

- удовлетворение потребности населения в товарах;

- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

- обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг;

- совершенствование технологии торговли и улучшение качества обслуживания покупателей [12, с.81].

Роль розничных продавцов всегда сводится к предоставлению удобств покупателям необходимо открывать торговые точки в местах удобных для покупателей где в удобное время и в нужном количестве продавался бы необходимый товар, который можно периодически пополнять.

Продавцам важно постоянно менять свой ассортимент в соответствии с изменяющейся линией потребностей покупателей улучшать качество обслуживания. Именно тогда торговое предприятие будет получать прибыль и выдерживать конкуренцию на рынке.

    1. Роль торговли в удовлетворении спроса

 

Удовлетворяя жизненно важные потребности, институт торговли выполняет посредническую функцию, сущность которой проявляется во взаимодействии институтов рыночного общества.

Прежде всего, торговля обеспечивает связь и регуляцию взаимодействия двух базовых институтов рыночного общества – производства и потребления. Необходимость в специальном институциональном посреднике определяется разделением труда, отделением производства продукции от потребляющего ее домашнего хозяйства и географическим разделением рынков. Возможность и необходимость территориального перемещения товаров определяется их уникальностью. Еще в VI–VIII вв., когда славяне не были одним народом, большое значение для них имели торговые связи с античным миром. По рекам в Русь проникали торговые посредники с римскими и византийскими товарами. Разрыв торговых связей по какой-либо причине оказывал негативное влияние на экономику Руси и провоцировал падение экономического развития.

Мировой опыт глобализации и тенденции развития сферы обращения свидетельствуют об усилении роли оптовой торговли, что обусловлено углублением процессов международного и территориального разделения труда, интенсивным движением глобальных потоков экономических и информационных ресурсов между звеньями ведущих транснациональных корпораций, использованием сетевых технологий в товарно-распределительных отношениях, активизацией международных и межрегиональных экономических связей.

Усиление роли оптового посредничества сопровождается трансформацией и усложнением задач оптового звена, расширением выполняемых функций, логистизацией методов торговли, качественной модернизацией институциональной структуры, ростом процессов консолидации и усилением тенденций к интеграционным трансформациям бизнес-структур, обслуживающих процессы продвижения и продажи товаров.

Традиционно в процессе воспроизводства оптовая торговля опосредованно выполняет связующую роль между сферами производства и потребления, является активным проводником товаров на потребительский рынок, стимулируя тем самым, развитие производства, расширение ассортимента товаров и повышение их качества. В условиях глобализации экономические связи приобретают глобальный характер, поэтому важными задачами оптового звена выступают рациональная организация глобальных поставок, координация международных и межрегиональных потоков, поддержание требуемой интенсивности их движения, активное влияние на размещение мировых производительных сил и воспроизводство товаров в глобальном масштабе [2, с.35].

Глобализация задач оптовых посредников в системе товародвижения не только не исключает решение задач по региональному воспроизводству, но и усиливает роль коммерческого посредничества в социально-экономическом развитии территории. Современная оптовая торговля на территории призвана обеспечивать высокую интенсивность и ускорение движения товарных потоков, создавать потенциальные предпосылки для усиления процессов межрегионального товарного обмена на основе системы многоканальных поставок, развития логистики и траспортно-складской инфраструктуры. Это предусматривает создание гибкого механизма по достижению стратегической стабильности и экономической безопасности потребительского рынка территории, координации внутрирегиональных поставок товаров с международными и межрегиональными потоками, формировании условий для развития и поддержки местных сельхозпроизводителей, обеспечении бесперебойного снабжения товарами розничных торговых организаций, а также осуществлению всего необходимого комплекса услуг коммерческого посредника, что в совокупности позволит улучшить процесс товародвижения на территории.

В глобально ориентированной системе экономических ценностей и хозяйственных отношений расширяются функции оптовой торговли.

Оптовая торговля выполняет не только посредническую роль в продвижении товаров, но и в продвижении информации от товаропроизводителей к покупателям, что дает возможность сосредоточения информации в оптовых структурах и регулирования процессов оборота товаров на потребительском рынке территории, в том числе контроля над ситуацией между спросом и предложением товаров, определения уровня цен на товары, активного влияния на деятельность товаропроизводителей. Существование и успешное развитие крупных торговых предприятий не отрицает, а скорее стимулирует развитие малого бизнеса, причем как производственного, так и торгового. Изменились и потребности покупателей. Они становятся более требовательными к количеству и качеству, оказываемых им услуг; выбирают товары и услуги исходя из соответствия образу их жизни, а не стоимости (неценовая конкуренция); хотят больше удобств, дополнительных услуг и развлечений при посещении торговых предприятий.

В современных условиях каждый розничный торговец должен с огромным вниманием отнестись к маркетингу системы предлагаемых им услуг, основная цель которого – эффективное привлечение и удовлетворение потребностей покупателей и расширение круга клиентов [4, с.76].

Для решения задач по расширению ассортимента продаваемых товаров и оказанию широкого перечня дополнительных услуг крупные торговые предприятия привлекают малые предприятия. Крупному торговому предприятию такая совместная деятельность обеспечивает высокую степень комплектности ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг за счет таких позиций, которые из соображений экономической целесообразности не могут им реализоваться, например, свежие хлебо-булочные изделия, выпечка, деликатесные товары, сувенирная продукция. Кроме того, привлекаются предприятия для организации различного рода дополнительных услуг (предприятия общественного питания, бытового обслуживания, организации культурно-развлекательного и спортивного характера, предприятия транспорта и связи, отделения банков и различного рода кредитных организаций, обслуживание автотранспорта и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ удовлетворения спроса на отдельных товарных рынках

 

    1. Торговля на рынке продовольственных товаров

 

Розничная торговля по-прежнему остаётся одной из наиболее устойчивой к рискам экономического развития отраслей отечественной экономики. Однако в ближайшей перспективе темпы развития розничной торговли будут существенно меньше, чем в докризисный период. Тем не менее, они всё ещё будут достаточно высоки – по крайней мере, выше, чем на насыщенных рынках стран с развитой экономикой.

В ближайшем будущем сохранится тренд на вытеснение неэффективных розничных форматов сетевой торговли более современными. Пока еще не исчерпан потенциал экстенсивного развития отрасли.

Торговые предприятия распределены географически неравномерно, в некоторых многомиллионных городах объемы торговых площадей в расчете на душу населения не достигают соответствующих показателей стран с развитой экономикой. Однако всё возрастающую роль, особенно в наиболее насыщенных нишах рынка – продовольственных дискаунтеров, торговле бытовой техникой и электроникой – будут играть интенсивные факторы роста и конкуренции. Преимущество получат компании, делающие ставку на органический рост, а не на рост путём M&A. Это существенно отличает нынешний этап развития российской розничной торговли от докризисного.

Информация о работе Торговля в современном обществе