Торговля в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Торговля в современном обществе представляет собой системное образование, отвечающее классической структуре крупнейшего социального института, который отличает данную область человеческой жизнедеятельности совокупностью социальных связей, комплексом социальных норм, правил, процедур и которая удовлетворяет основным потребностям общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Цель данной работы – проанализировать роль торговли в удовлетворении спроса на отдельных товарных рынках.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты роли торговли в удовлетворении спроса населения 4
1.1. Сущность и формы торговли 4
1.2. Основные функции торговли 5
1.3. Роль торговли в удовлетворении спроса 7
2. Анализ удовлетворения спроса на отдельных товарных рынках 11
2.1. Торговля на рынке продовольственных товаров 11
2.2. Торговля на рынке непродовольственных товаров 19
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

торговля.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Общая ситуация в отрасли в I полугодии 2012 г.и некоторые прогнозы В первом полугодии 2012 г. объем оборота розничной торговли в России составил в текущих ценах 9 752,7 млрд рублей. При этом отрасль оказалась наиболее динамично развивающимся сектором экономики России при расчете в сопоставимых ценах (см. график 1). Опережающие по отношению к другим секторам экономики темпы роста этой отрасли отмечались и раньше.

Так, товарооборот розничной торговли в аналогичный период прошлого года рос быстрее, чем производство в сельском хозяйстве или грузооборот на транспорте. Однако, если год назад, в первом полугодии 2011 г. темпы роста оборота ритейла (105,4%) отставали от индекса потребительских цен (109,5%), то в этом году соотношение обратное (107,1% и 103,1%, соответственно).

Впрочем, по прогнозу Министерства экономического развития РФ по итогам 2012 г., оборот розничной торговли вырастет на 6,1%, что ниже прогнозной оценки, которую ведомство МЭР давало раньше (6,3%). По всей видимости, МЭР предполагает, что на динамике отрасли скажется ускорение потребительской инфляции во II полугодии этого года, связанное с неблагоприятными явлениями в производстве продовольствия -- засуха, снижение производства зерна и, соответственно, рост цен на продукты питания.

При росте оборотов несколько изменилась организационная структура отрасли. Произошедшие подвижки свидетельствуют об улучшении ее качества. Так, если в июне 2011 г. на розничных рынках покупалось 11,3% товаров, то в июне 2012 г. этот показатель снизился до 10,5%. Можно предположить, что изменения связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом №271-ФЗ от 30. 12. 2006 г. «О розничных рынках…» с 1 января 2013 г. в региональных центрах и городах с населением свыше 500 тыс. человек будет запрещена розничная рыночная торговля вне капитальных сооружений, и власти этих городов постепенно ликвидируют палаточную торговлю на местных рынках.

Надо заметить, что рост оборотов розничной торговли в I полугодии 2012 г. наблюдался на фоне повышения оптимизма потребителей, о котором свидетельствуют данные социологических опросов. Так, в целом индекс потребительской уверенности, отслеживаемый Росстатом, во II квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2012 г. вырос на 1 п.п. и составил (-4%). Это повышение стало итогом подвижек в индексах:

а) оценки изменений в экономике, произошедших ранее;

б) ожидаемых изменений в личном материальном положении;

в) произошедших изменений в личном материальном положении;

г) благоприятности для крупных покупок;

д) благоприятности для сбережений.

По оценке МЭР зафиксированные подвижки потребительской уверенности жителей России на фоне европейского контекста выглядят сравнительно оптимистично. Значение индекса потребительской уверенности лучше, чем в России, показали только Германия, Австрия, Дания, Швеция и Финляндия.

Оптимизм потребителей подкрепляют и объективные цифры. Так, во II полугодии 2012 г. реальные располагаемые доходы населения выросли на 3% по отношению к соответствующему периоду 2011 г.

Этим ожиданиям соответствуют изменения и в товарной структуре товарооборота. Так, оборот по пищевым продуктам вырос в I полугодии 2012 г. по отношению к соответствующему периоду 2011 г. на 4,8%, а по непродовольственным товарам - на 9,2%. В июне 2012 г. - по отношению к маю резко выросли продажи таких товаров как холодильники и морозильники (на 25%) и телевизоров, компьютеров, стиральных машин, строительных материалов - на 10-16%. Менялась и структура трат домашних хозяйств. Так, в первом квартале 2012 г. на покупку продуктов питания в среднем по России уходило 29,8% бюджета (в аналогичном периоде 2011 г. - 31,2%), а на покупку непродовольственных товаров, соответственно, 39,0 и 36,7%. Такие изменения в структуре потребления говорят о том, что доходы российских потребителей дали им возможность активнее покупать товары длительного пользования. Между тем, структура потребления в России пока далека от развитых стран, где на продукты питания уходит 14 -18% бюджета домашних хозяйств.

Впрочем, по данным исследовательского холдинга “Ромир”, опубликованном в августе, жители России стали скромнее в своих запросах. Так, по итогам опроса выяснилось, что, по мнению респондентов, на пристойную жизнь семьи из трех человек достаточно шестидесяти двух тысяч рублей в месяц, в то время как в прошлом году эта оценка была на 5% выше. Однако это не противоречит информации о выросшем оптимизме потребителей, зафиксированном Росстатом. Результаты «Ромира» свидетельствуют скорее о том, что потребители в России стали более прагматичны в своем выборе, что отличает наступивший период от времен докризисного потребительского бума, несшего явный отпечаток демонстративного потребления.

Тем не менее, следует отметить, что улучшение потребительских ожиданий может не стать устойчивым трендом 2012 г. Дело в том, что индекс оценки будущих изменений в экономике России у потребителей по данным Росстата остался на довольно низком уровне и без изменений.

Так что идущие к потребителям сигналы о неблагополучии в сельском хозяйстве и ожидаемой инфляции могут ухудшить потребительские ожидания. К тому же, в июле текущего года по отношению к июню реальные располагаемые доходы снизились на 3,8%. Так что достигнутые итоги в развитии розничной торговли - относительно быстрый рост и улучшение ее структуры - могут уже в текущем квартале дать сбой.

К розничной торговле FMCG мы относим торговые организации, реализующие продукты питания и сопутствующие товары повседневного спроса. Этот сектор характеризуется более высокой консолидацией, чем другие подотрасли розничной торговли в России, также как и более высокой степенью конкуренции.

Доля торговых сетей здесь составила в июне 2012 г. 23,3% (в июне 2011 г. - 21,4%). Отметим, что в рейтинг Top-100 крупнейших сетей, регулярно составляемом аналитической компанией INFOLine, в 2011 г. (опубликован в июне 2012 г.) вошло 49 FMCG-ритейлеров. Их выручка составила две трети от совокупной выручки вошедших в рейтинг розничных компаний. Две крупнейшие сети страны – X5 Retail и «Магнит» входят в рейтинг Global Powers of Retailing 2012, который ежегодно составляется международной консалтинговой компанией Delloitte. Они занимают, соответственно, 83-е и 124-е места. И во многом именно экспансия сетевой торговли определяет процессы, происходящие в секторе FMCG, поскольку оказывает существенное влияние на характер и границы конкуренции в секторе. Более того, сети начинают структурировать и внешнюю для них среду. Самый распространенный способ – давление на поставщиков для снижения цен поставки. Другой – размещение заказов на производство продукции под private label сети. Однако некоторые идут и дальше: начинают развитие собственного производства некоторых продуктов. Так, сеть «Магнит» планирует построить крупнейшее в стране тепличное хозяйство, откуда в ее магазины будут поступать свежие огурцы и томаты.

Прежде всего, важно, что на настоящий момент в России сети FMCG освоили практически все форматы сетевой торговли – cash&carry, гипермаркет, супермаркет, мягкий дискаунтер, магазины у дома, также как и все ценовые ниши (см. табл. 1). Многие сети развиваются как мультиформатные. Не прижился в России только формат жесткого дискаунтера, аналогичный таким иностранным сетям как, скажем, немецкий Aldi.

Таблица 1. Форматы сетевой торговли, развиваемые сетями на российском рынке

Название сети

C&C

«Мягкий» дискаунтер илисупермаркет эконом-класса

Супермаркет

Гипермаркет

Минимаркет или «магазин у дома»

Супермаркет премиум-класса

X5Retail

 

+

+

+

+

 

Магнит

 

+

 

+

   

Ашан

 

+

 

+

   

Метро

+

         

О’Кей

   

+

+

   

Лента

+

   

+

   

7 Континент

   

+

+

+

+

Дикси

 

+

 

+

+

 

Азбука Вкуса

         

+

Алые паруса

         

+


 

Таким образом, в FMCG ритейле идет конкуренция между форматами. Так, если некоторое время назад наиболее динамичными форматами были дискаунтеры и гипермаркеты, благодаря тому, что они предлагали покупателям низкие цены, то в последнее время вперед вырвались минимаркеты и магазины у дома. По данным агентства ACNielsen в 2011 г. количество минимаркетов увеличилось на 10%, в то время как количество гипермаркетов и супермаркетов – на 8% по каждому формату. По мнению специалистов компании, эта тенденция связана с тем, что потребность покупателей, особенно в крупных городах, в магазинах, где можно было бы делать текущие покупки с минимальными затратами времени, не насыщена. Так, опрос, проведенный NielsenShopperTrends, показал, что 53% москвичей предпочитают непродолжительные походы по магазинам, в то время как основательно закупаться стремятся 27% опрошенных.

 Другой характеристикой  конкуренции в подотрасли является пока еще слабая конкуренция отечественных игроков с иностранными. Примечательно, что большая часть сетевого ритейла (по объемам продаж и количеству магазинов) в подотрасли представлена отечественными игроками. Иностранные сети в FMCG- ритейле представлены не так значительно, как в непродовольственной торговле. Наиболее крупные игроки – французская «Ашан» и немецкая «Метро». По данным РБК в 2011 г. сети иностранного происхождения обеспечили всего 17% оборота сектора. Более того, этот показатель снижается: годом ранее он равнялся 19%.

Исследователи РБК полагают, что он будет снижаться и дальше, поскольку при неблагоприятной конъюнктуре в Европе российские подразделения мировых грандов будут выводить из России средства для поддержки подразделений в других странах и, следовательно, снижать инвестиции в Россию. Однако, наблюдая за ростом таких сетей как «Ашан» и «Метро», и за ситуацией на рынке ритейла одежды и обуви (см. ниже) все-таки логичнее предположить, что как раз на фоне неблагоприятной конъюнктуры развитых рынков, иностранные ритейлеры сделают ставку на развивающиеся рынки, в том числе Россию.

Поэтому следует ожидать усиления конкуренции с иностранными игроками на российском рынке FMCG ритейла и не только за счет простого увеличения числа их магазинов в России.

Например, такая сеть как «Метро» ведет программу «Школа торговли». В рамках этой программы владельцев несетевых магазинов обучают современным эффективным методам торговли и одновременно предлагают им делать закупки в центрах C&C «Метро». В итоге «Метро» расширяет свой рынок, а несетевые магазины получают те же преимущества, что и сетевые – центры C&C «Метро» выполняют для них те же функции, что и распределительные центры сетей. Итог участия несетевых магазинов в программе - приобретение конкурентоспособности по цене с сетями.

Существуют явные свидетельства того, что к отечественному рынку опять внимательно присматривается международная сеть американского происхождения Wal-Mart. Ранее этот интерес не заканчивался реальными шагами, однако в настоящее время американцы пригласили в качестве топ-менеджеров несколько выходцев из российской торговли. Последнее заставляет предположить, что в этот раз намерения будут подкреплены действиями. По слухам, целями для приобретения могут стать X5Retail или «Лента».

Существенным аспектом конкуренции в FMCG ритейле является снижение значимости конкуренции в захвате территорий и поисков новых форматов на фоне повышения внимания к конкуренции по эффективности операционной деятельности. Дело в том, что основным конкурентным преимуществом сетевой торговли по отношению к несетевым магазинам является возможность в большей мере, чем они снижать цены на полке. В итоге сети, обслуживающие массовый сегмент рынка, пришли к ограничениям по наценкам и работают на низкой рентабельности по чистой прибыли, в чем практически сравнялись с мировыми грандами ритейла (см. табл. 2). Особенно те, что занимают нишу дискаунтеров и экономичных супермаркетов. Это подтверждают результаты исследования компании INFOLine. Оно, в частности, зафиксировало существенную разницу в показателях выручки с 1 кв. м торговой площади в год между сетями премиального сегмента и эконом-класса. Так, в «Азбуке вкуса» этот показатель в 2011 г. составил 23000 долл. США, в то время как в Ашане - 14 500 долл. США, в «Пятерочке» (сеть мягких дискаунтеров в составе X5Retail) – 13300 долл. США, в «Магните» - 7200 долл. США.

 

Таблица 2. Рентабельность деятельности торговых сетей по чистой прибыли (%)

Название компании

Рентабельность

Wal-Mart (США)

4,0

Carrefour (Франция)

0,6

Tesco (Великобритания)

4,5

Metro AG (Германия)

1,4

X5Retail (Россия)

2,2

Магнит (Россия)

4,3


 

Рассчитано по: Global Powers of Retailing 2012, Deloitte

 

Характерен в этом плане ход соперничества двух крупнейших отечественных сетей -- X5Retail и «Магнит». Первая делала ставку на рост через M&A, вторая – на органический рост. В итоге Х5 опережала «Магнит» по динамике и объему выручки, однако «Магнит» выигрывал по качеству роста – у него были лучшие показатели эффективности. И вот в I полугодии 2012 г. темп роста выручки Х5 по отношению в аналогичному периоду прошлого года составил (-0,1%), а у «Магнита» – 23,9%. «Магнит» получил шанс обогнать конкурента по объемам выручки. Между тем, у X5 прибыль упала на 20,6%, а у Магнита выросла в 2,4 раза.

Информация о работе Торговля в современном обществе