Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 18:18, курсовая работа
В настоящее время происходят значительные изменения в структуре затрачиваемого общественного труда. Все эти процессы связаны, так или иначе, с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Живой труд, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, все больше отходит на задний план и становится вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. Демографический фактор и социально – экономические особенности формирования трудовых ресурсов
2.2. Подбор, расстановка, подготовка и повышение квалификации кадров
2.3. Трудовые ресурсы и эффективность их использования
2.4. Рынок труда. Занятость. Безработица и её виды
2.5. Мотивация труда, его оплата и материальное стимулирование по конечным результатам производства
2.6. Управление персоналом предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подбор кадров — определение психологических и профессиональных качеств людей с целью определения их соответствия конкретной работе. При подборе кадров учитываются: желание или нежелание кандидата заниматься данной деятельностью, способность выполнять эффективно данную деятельность и потребность предприятия в данных работниках. При кадровом подборе также учитываются морально-этические, половозрастные и психологические особенности конкретного человека (темперамент, характер, способности, направленность личности). В целом подбор кадров должен сочетать социальную зрелость, моральные качества, профессиональную компетентность и специальную диагностику психологических особенностей человека.
Во многих случаях подбор сотрудников производится преимущественно на основе их образования. Но это далеко не всегда позволяет достичь требуемого результата. Уровень, характер и качество образования должны учитываться наряду с другими требованиями, предъявляемыми конкретной должностью, конкретной работой. Важными критериями являются: социальный статус и возраст кандидата, его профессиональный опыт, профессионально важные качества и личностные особенности. Чтобы выбор был верным, прежде всего необходимо учитывать обоснованность принятых критериев. Под обоснованностью критерия понимается то, с какой точностью получаемая с его помощью оценка соответствует действительной характеристике кандидата.
Наилучший результат достигается, как правило, в том случае, когда методы подбора представляют собой комплексную систему. Один из наиболее эффективных способов — это тестирование кандидатов в условиях, максимально приближенных к рабочим. Методы должны быть достоверными. С целью повышения достоверности выводов (суждений) используется метод сравнения результатов нескольких альтернативных процедур отбора (например, тестирование, собеседование и получение информации от «третьих» лиц — тех, кто достаточно хорошо знает кандидата). Если результаты одинаковые или сходные, выводы можно считать достоверными. В противном случае нужно более глубоко и тщательно проанализировать полученные данные.
Процесс
подбора кадров обычно состоит из
нескольких ступеней (этапов). Причем сами
этапы могут выстраиваться в
разной последовательности: например,
сначала работодатель может познакомиться
с кандидатом по телефону и только потом
получит возможность посмотреть его документы
или, наоборот, сначала прочитать резюме,
а затем пообщаться с ним при личной встрече.
Какие-то этапы могут быть опущены.
Основные этапы подбора кадров:
Расстановка персонала представляет собой один из важнейших этапов кадровой работы, она должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсное и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение и выбытие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия должностей и возраста кадров управления, научную организацию рабочего места; определение условий и оплаты труда.
Расстановка
персонала обеспечивает эффективное
замещение рабочих мест исходя из
результатов комплексной
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессинально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования, подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующим длительных сроков освоения.
Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность - от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).
Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение (но при этом нельзя забывать пословицу "Скупой платит дважды", имея в виду необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку), так и интересы рабочего - получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров - это лицензируемая деятельность, и предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований стандарта на качество обучения.
Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 - 6 мес. в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.
Индикатором,
свидетельствующим о
Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.
Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.
Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства, само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.
Современное
производство предъявляет высокие
требования к обновлению конкретных
знаний и навыков не только рабочих,
но и других категорий промышленно-
Работа
по повышению квалификации является составной
частью подготовки кадрового резерва
и потому предусматривается коллективными
договорами администрации с работниками
предприятия, а сами мероприятия по повышению
квалификации находят отражение в системе
планирования на предприятии.
2.3.Трудовые ресурсы и эффективность их использования
Трудовые ресурсы — это часть работоспособного населения страны, обладающее совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве.
Наиболее трудоспособный возраст 25-45 лет. К трудовым ресурсам относят: мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, женщин от 16 до 55, подростков от 14 до 16, пенсионеров.
Трудовые ресурсы — это главная производительная сила общества, представляющая собой важный фактор природы, рациональное использование которого обеспечивает рост производства продукции, дешевой и качественной
По своему составу трудовые ресурсы классифицируют на:
Информация о работе Трудовые ресурсы и эффективность их использования