Трудовые ресурсы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить состояние трудовых ресурсов в современной экономике России.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и основные элементы трудовых ресурсов;
2) проанализировать современное состояние рынка труда в России;
3) оценить современное состояние трудовых ресурсов России.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты трудовых ресурсов как социально-экономической категории 5
1.1. Сущность трудовых ресурсов: понятие, классификация, состав, характеристика 5
1.2. Механизм формирования, размещения, использования и воспроизводства трудовых ресурсов в России 11
1.3. Состав трудовых ресурсов Российской Федерации 20
1.4. Роль и значение трудового потенциала в национальной экономике 25
Глава II. Размещение трудовых ресурсов в России 27
2.1. Факторы, влияющие на размещение производительных сил в РФ 27
2.2. Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики в России 36
Глава III. Предложения по совершенствованию состава и размещения трудовых ресурсов в России 43
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

KURS.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

Человеческий капитал является важным фактором развития производства и экономики. Его качество – это один из основных критериев в бизнесе и ключевой вопрос при принятии инвестиционных решений. Одним из главных критериев оценки человеческого капитала, признанных во всем мире, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс разработан ООН, учитывает такие показатели, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, процент грамотности взрослого населения, совокупная доля учащихся в различных возрастных группах, ВВП на душу населения и т.д.

Он используется для того, чтобы определить и указать, относится ли государство к развитым, развивающимся или слаборазвитым странам, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Индекс сосредоточивает внимание на более широких аспектах развития, чем показатель дохода на душу населения, который он заменил. Россия находится в центре списка стран мира по индексу развития человеческого потенциала (табл. 3). Занимая 65-е место по этому показателю (очень скромное для России), она все-таки значительно обходит своих основных конкурентов – Бразилию, Индию и Китай.

Высокий уровень образованности населения в России является важнейшим активом, который обеспечит ее рост в долгосрочной перспективе. Относительно низкая стоимость и в целом высокая квалификация рабочей силы являются одним из основных факторов инвестиционной привлекательности.

Что касается человеческого капитала, то позиции России в этой области достаточно сильны. Уровень образованности рабочих и служащих довольно высок по сравнению с другими странами мира. При этом стоимость рабочей силы остается относительно низкой, и это один из основных факторов инвестиционной привлекательности России. Сравнение этих показателей с аналогичными показателями в Индии, Китае и других странах явно в пользу России.

Таблица 3

Место России в мире по индексу развития человеческого потенциала [20]

Величина индекса развития человеческого потенциала

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (годы)

Процент грамотности взрослого населения (в возрасте от 15 лет и выше)

ВВп на душу населения (ППС в долл. США)

1. Норвегия (0,965)

1. Япония (82,2)

1. Грузия (100,0)

1. Люксембург (69961)

65. Россия (0,797)

115. Россия (65,2)

Россия    (99,4)

59. Россия (9902)

81. Китай (0,768)

72. Китай (71,9)

53. Китай (90,9)

89. Китай  (5896)

126. Индия (0,611)

121. Индия (63,6)

197. Индия (61,0)

114. Индия (3139)


С точки зрения директора PricewaterhouseCoopers в России П.Герендаши высшее образование в России имеет хорошие традиции и существенно влияет на формирование рабочей силы и рынка труда в целом. Квалификация и талант российских специалистов на всех уровнях бесспорны. Заявление о том, что персонал из России – самый лучший в мире, вполне оправданно. Большинство западных руководителей ценят его очень высоко.

Результаты анализа информации, полученной PricewaterhouseCoopers от сотен компаний за последние 15 лет, в том числе от западных руководителей, обладающих обширным международным опытом, свидетельствуют о том, что персонал из России действительно самый лучший в мире. Российские специалисты хорошо зарекомендовали себя практически на всех уровнях организации: офисные сотрудники, заводские рабочие, секретари, инженеры, менеджеры, технический и обслуживающий персонал.

Затраты на оплату труда в час в России выше, чем в Китае, но ниже, чем в Чехии и Польше, и намного ниже, чем в развитых странах, таких, как Германия или Великобритания. В течение ближайших нескольких лет сохранится конкурентное преимущество России, которое заключается в наличии относительно дешевой рабочей силы. Данное преимущество уже послужило стимулом и будет в будущем стимулировать приток иностранных инвестиций в промышленное производство и сферу обслуживания.

По мнению всемирно известного исследователя проблемы конкурентоспособности в современной экономике М.Портера, «всего лишь тот факт, что работники получили полное среднее образование или окончили колледж, не дает конкурентных преимуществ в современной конкуренции на международном уровне. Для поддержания конкурентных преимуществ фактор должен быть высоко специализированным по отношению к конкретным нуждам данной отрасли».

Глобализация сегодня становится ключевым фактором формирования конкурентных преимуществ российских трудовых ресурсов на мегауровне, формируется работник нового типа - специалист с высшим образованием, с активной жизненной позицией, готовый к обучению на протяжении всей жизни, достаточно гибко и быстро приспосабливающийся к происходящим глобальным изменения, мобильный, эрудированный и талантливый.

Россия имеет огромный потенциал человеческого капитала, однако эмиграция внесла значительный вклад в выбывание из страны наиболее активных и образованных жителей. Невозвращение многих российских студентов, закончивших обучение за границей, аспирантов, защитивших диссертации за рубежом, отъезд молодых ученых остро ставят проблему воспроизводства самых востребованных на мировом рынке труда кадров. Выпускники российских элитных вузов все чаще ищут работу за границей, а на смену высококвалифицированным отечественным специалистам приходят низко квалифицированные из стран постсоветского пространства. Привлечение специалистов из-за рубежа – не менее важная проблема, чем их отток.

Сдерживание процесса утечки мозгов, перехода к глобальному кругообороту умов и привлечения специалистов из-за рубежа можно добиться только лишь через общее улучшение социально-экономической ситуации и серьезных институциональных преобразований. Так, на родину специалисты готовы вернуться лишь при условии достойного труда и жизни, личной и профессиональной самореализации и социальной стабильности. Как правило, неотъемлемыми требованиями являются высокий стартовый уровень заработной платы, наличие высококлассной профессиональной среды, возможности быстрого профессионального роста и карьеры, участие в международных проектах и наличие зарубежных поездок

Мировой опыт показывает, что использовать преимущества глобализации могут лишь те страны, которые создали институциональные условия и механизмы для развития человеческого капитала и вкладывающие в эту сферу значительные финансовые ресурсы.

В Концепции обеспечения экономического лидерства «Россия-2020» ключевая роль отводится развитию человеческого потенциала, а именно: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности».

Продуманная и целенаправленная политика развития трудовых ресурсов высшего типа способна дать огромный эффект и в нашей стране. Она разделяется на два этапа:

Подготовка трудовых ресурсов в системе традиционного образования (дошкольные учреждения, школы, младшие колледжи, ВУЗы, аспирантура). В основном фирменная подготовка, предполагающая профессиональную специализацию и переподготовку кадров через собственные научные и учебные центры, специальные курсы с учетом технологической специфики конкретного производства.

Следует отметить, что предпринимательский сектор в развитых странах расходует на подобного рода обучение, как правило, столько же средств, сколько государство на школьное и вузовское образование, включая подготовку научных кадров. И этот шаг будет осуществим в нашей стране, если по примеру западных стран снять налогообложение на прибыль, идущую на развитие производства и трудовых ресурсов.

Таким образом,  на данном этапе развития  человеческий капитал является важнейшим фактором развития производства и экономики. Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда. Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа. В концепции обеспечения экономического лидерства «Россия-2020» ключевая роль отводится развитию человеческого потенциала, а именно: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности».

 

 
 

 

Заключение

 

В современный период развития российского общества важную роль призваны играть трудовые ресурсы, которые служат основным организующим фактором в процессе производства материальных благ и создания духовных ценностей. Социально-экономический потенциал каждой страны, национальное богатство и качество жизни людей определяются, главным образом, состоянием трудовых ресурсов, уровнем их профессионального и интеллектуального развития.

Трудовые ресурсы всегда считались основной производительной силой общества, важнейшим фактором производства, от их знаний, навыков, творчества, инициативы, восприимчивости, ценностно-мотивационных характеристик  зависит уровень производства, экономическая эффективность деятельности предприятий.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Основными задачами государства в области обеспечения занятости населения на данный момент являются; обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест; развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России; регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики.

Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.

 

Список использованной литературы

  1. Бабина Ю.В.  Москвин В.В. Экономическая география России: Учебник-М.:ИНФРА-М ,1999.
  2. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. Пособие для вузов - Мн.: ООО «Интерсервис»: УП «Экоперспектива», 2001.
  3. Видяпина В.И., Степанова М.В. Экономическая география России: Учебник.- М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2006.
  4. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000.
  5. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. Пособие для студентов экон. спец. вузов. - М.: Высш. Шк., 1989.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  7. Емельянова Т.В., ЛебедеваС.Н. Организация труда: Учебник  - Мн.; Выш. шк., 2004.
  8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - Мн.: Новое знание, 2001.
  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - МН.: БГЭУ, 1996.
  10. Колтакова И.А. Экономическая география. Учебное пособие. - М.:Издательство «Элит», 2008.
  11. Кондратенко Л.В.Основные направления анализа эффективности использования кадров / Кадровая служба. 2202. - №2. - с.32-35
  12. Коробкин А.З.,  Кравченко В.П., Кравцова Л.К. Экономика торгового предприятия: Пособие для студентов заочной формы обучения- Гомель.: Гом. кооп. ин-т Белкоопсоюза, 2001.
  13. Лосева Г.В. Трудовое законодательство: Сборник нормативных правовых актов Республики - Мн.: Интерпрессервис, 2003.
  14. Меликьян Г.Г.,  Колосова Р.П . Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник. - М.: Изд. МГУ, Изд. Черо, 1996.
  15. Мисникова Л.С., Дещеня С.А. Статистика кадрового потенциала: Текст лекций для слушателей Института повышения квалификации и переподготовки кадров / Белкоопсоюз. ГКИ. Кафедра специальных дисциплин. 2001.
  16. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  17. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2007. Статистический сборник – М.; 2008.
  18. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2007г.: Стат. сб./Росстат. - М., 2007.
  19. Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.

Информация о работе Трудовые ресурсы России