Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:45, курсовая работа
Цель работы - изучение практических особенностей процесса делегирования полномочий на примере ООО ресторан "Фан Фан".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты, лежащие в основе темы данной курсовой работы, такие как: управление как деятельность, функции управления, полномочия в управлении, делегирование полномочий как инструмент, централизация и децентрализация полномочий;
2.изучение нормативно-правовых аспектов основы регулирования труда руководителя организации;
3.рассмотрение практических особенностей процесса делегирования полномочий на примере ООО ресторан "Фан Фан".
Введение 3
Глава 1. Управленческие полномочии 6
1.1 Понятие управленческих полномочий
1.2 Централизация и децентрализация управленческих полномочий 9
1.3 Виды управленческих полномочий 12
1.4 Делегирование управленческих полномочий: понятие и сущность 15
Глава 2. Управленческие полномочия в ресторане «Фан Фан» 18
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Структура организации 19
2.3 Миссия организации 20
2.4 Структура целей организации 21
2.5 Выявление и описание основных, вспомогательных, управленческих бизнес-процессов 23
2.6 Анализ организационной структуры 24
2.7 Анализ эффективности организационной структуры 25
2.8 Определение проблем и трудностей организации 26
Заключение 28
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Омский колледж профессиональных технологий»
Управленческие полномочия в организации
на примере предприятия общественного питания
ООО Ресторан «Фан Фан»
Курсовая работа
По дисциплине «Менеджмент»
Выполнила:
студентка З-411 группы
специальности 100106
«Организация обслуживания
в общественном питании»
Бурцева Анна Евгеньевна
Руководитель курсовой работы:
преподаватель Ом КПТ
Прохоренко В.П.
______________
«___»_________2013г.
Омск-2013
Содержание
Введение
Глава 1. Управленческие полномочии
1.1 Понятие управленческих полномочий
1.2 Централизация и децентрализация управленческих полномочий 9
1.3 Виды управленческих полномочий
1.4 Делегирование управленческих полномочий: понятие и сущность 15
Глава 2. Управленческие полномочия в ресторане «Фан Фан» 18
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Структура организации
2.3 Миссия организации
2.4 Структура целей организации
2.5 Выявление и описание основных,
вспомогательных, управленческих
бизнес-процессов
2.6 Анализ организационной структуры
2.7 Анализ эффективности организационной
структуры
2.8 Определение проблем и трудностей
организации
Заключение
Список литературы
3
Введение
Ключом к познанию управления является понимание того, что это служит для получения определенного конечного результата, т.е. «устройство» достижения цели организации. Чтобы получить этот результат, надо уметь выполнять функции управления. Управление призвано не просто вести к цели, но и делать это наилучшим образом и наиболее кратким путем. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен выполнять каждую из задач, вытекающих из целей учреждения. Вопросы организации управления учреждениями, предприятиями имеют важнейшее значение. Организация как процесс представляет функцию управления.
Организация - это процесс создания структуры предприятия, учреждения, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей своего учреждения. Выделяют два основных аспекта организационного процесса: деление организации на подразделения и определение полномочий, посредством которых осуществляется связь высшего руководства с низшими уровнями работающих. Средством установления отношений между уровнями полномочий является делегирование.
Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Посредством делегирования руководство распределяет задачи, которые должны быть выполнены сотрудниками учреждения. В случае, если задача не делегирована, руководитель должен выполнять ее сам. Сущность управления заключается в умении «добиваться выполнения работы другими».
Делегирование - это акт, который превращает человека в руководителя. Для осуществления делегирования необходимо понять концепцию ответственности и организационных полномочий.
Ответственность
- это обязательство выполнять имеющиеся
задачи и отвечать за их удовлетворительное
разрешение:
4
-работник должен отвечать за результат выполнения задачи перед лицом, передавшим ему полномочия;
-делегирование осуществляется
в случае передачи полномочий;
ответственность не может быть делегирована;
-руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненным;
-ответственное лицо отвечает
за удовлетворительное завершение
работы, но не обязательно выполняет задание
лично.
В отличие от ответственности полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия определяются (делегируются) должности, а не лицу, занимающему ее.
Полномочия определяют, что занимающее должность лицо имеет право делать, а власть - что человек действительно может делать. Формулировка проблемы курсовой работы вытекает из необходимости осуществления на практике делегирования полномочий и небольшим количеством практических рекомендаций по данному вопросу, содержащихся в руководствах по менеджменту, а отсутствие рекомендаций по вопросам делегирования полномочий в организациях, схожих с объектом исследования.
Объектом курсовой работы является ООО ресторан "Фан Фан". Предмет курсовой работы - исследование порядка и механизмов делегирования полномочий в указанной организации.
Цель работы - изучение практических особенностей процесса делегирования полномочий на примере ООО ресторан "Фан Фан". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты, лежащие в основе темы данной курсовой работы, такие как: управление как деятельность, функции управления,
5
полномочия в управлении, делегирование полномочий как инструмент, централизация и децентрализация полномочий;
2.изучение нормативно-правовых аспектов основы регулирования труда руководителя организации;
3.рассмотрение практических особенностей процесса делегирования полномочий на примере ООО ресторан "Фан Фан".
В качестве информационной базы для подготовки курсовой работы были использованы следующие источники: учебная и методическая литература по проблемам делегирования полномочий; нормативно-правовые источники, регулирующие правоотношения в данной сфере; документация ООО ресторан «Фан Фан».
6
Глава 1. Управленческие полномочия
1.1 Понятие управленческих полномочий
Под полномочиями подразумевается совокупность официальных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Ими наделяется подразделение или отдельная должность в связи с выполнением возложенных на них функций. Под полномочиями также понимают конкретные поручения должностному лицу или группе (постоянные поручения называются служебными обязанностями). Полномочия определяют границы действий лиц, являющихся их носителями, возможности использования ими ресурсов организации и проч. Рамки полномочий закрепляются уставом, положениями должностных инструкций, устными указаниями и в общем случае сужаются сверху вниз. В современных условиях ни один руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие проблемы. Во-первых, этих проблем слишком много, а ресурс времени у него ограничен. Во-вторых, они настолько специфичны, что работа над ними требует использования знаний и опыта многих людей. Поэтому ему приходится расщеплять свои полномочия на общие и специальные и распределять последние между подчиненными. В результате появляется возможность, с одной стороны, сконцентрироваться на основных проблемах, а с другой — приблизить принятие решений к месту их реализации. Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов. Разделение полномочий и единоначалие предполагает, что руководитель, сохраняя за собой общие полномочия по управлению организацией, передает подчиненным специальные и уже не вмешивается в их реализацию. А те несут перед ним всю полноту ответственности. В результате вносится единый порядок в деятельность людей, не сковывающий, однако, их инициативы, что особенно важно в экстремальных случаях.
7
Иногда в критических случаях этот принцип может нарушаться ради лучшей координации исполнителей (по этой же причине допускается подчинение нескольким руководителям). Иной подход отражает система поглощения полномочий и множественного подчинения. Ее суть состоит в том, что руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней, что в первом случае считается недопустимым. Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления, на каждом из которых субъекты получают такой их объем, какой необходим для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без обязательного согласования с выше- или нижестоящими структурами. При этом возникает своего рода лестница (лат. scala) полномочий, «ступеньками» которой эти уровни являются, показывая последовательность подчинения органов управления снизу доверху. Поэтому процесс распределения полномочий получил название скалярного. В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает установление рангов каждого из участников управленческой структуры и их субординацию. Ранги закрепляются в статусах и выступают как фактор социального неравенства.
Иерархия - мощный фактор наведения порядка в больших подразделениях и на предприятиях, поскольку обеспечивает четкое распределение полномочий и ответственности в них. Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне иерархии, определяются рядом обстоятельств.
При распределении полномочий учитываются следующие моменты:
1. полномочия должны быть достаточны для решения стоящих задач.
2. они увязываются с полномочиями тех, с кем субъекту приходится сотрудничать. Это обеспечивает их взаимодополнение и эффективное использование. Если бы полномочия перекрывались, или, наоборот, охватывали все необходимые вопросы, нужного эффекта достигнуть бы не удалось.
8
3. линии полномочий в
организации должны быть
4. исполнители обязаны
все проблемы, не выходящие за
рамки их полномочий, решать самостоятельно
и нести полную
9
1.2 Централизация и децентрализация управленческих полномочий
Полномочия в управленческой структуре распределяются не всегда равномерно и могут быть сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором - децентрализация.
Стержень централизации - концентрация права принятия решений на высших уровнях управления организацией. Децентрализация, наоборот, предполагает возможность предоставление такого права нижестоящим подразделениям.
В то же время полной централизации препятствует естественная ограниченность знаний людей, их возможности воспринимать и перерабатывать и усваивать информацию и проч. Полная же децентрализация приводит к потере организацией управляемости. Поэтому централизация в одном отношении требует одновременно обратного подхода в другом.
Достоинствами централизации полномочий являются:
-облегчение концентрации усилий на ключевых направлениях деятельности (например, НИОКР) в соответствии с интересами фирмы;
-устранение неоправданного дублирования управленческих функций, экономящее затраты (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников);