Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:38, курсовая работа
Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей работе менеджера занимает управление оборотными средствами, так как именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Введение
1.Теоретические аспекты управления оборотным капиталом предприятия
1.2.Способы оптимизации структуры оборотного капитала предприятия
1.3.нормирование оборотных средств
1.4.Методы управления оборотным капиталом предприятия и их характеристика
2.Технико-экономическая характеристика ОАО «Молоко»
2.1.Общие сведения о предприятии
2.3.Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности предприятия
3.Управление оборотным капиталом ОАО «Молоко» и пути повышения эффективности его использования
3.1.Оценка состава и структура оборотного капитала
3.2.Оборачиваемость оборотного капитала на предприятии
3.3.Выбор способов управления оборотным капиталом предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Потребность в оборотном капитале для сферы производства и для сферы обращения неодинакова для разных видов хозяйственной деятельности и даже для отдельных предприятий одной отрасли. Эта потребность определяется вещественным содержанием и скоростью оборота оборотных средств, объемом производства, технологией и организацией производства, порядком реализации продукции и закупок сырья и материалов и другими факторами.
В практике планирования, учета и анализа оборотный капитал группируется по следующим признакам.
1. В зависимости от функциональной роли в процессе производства - оборотные производственные фонды (средства) и фонды обращения.
2. В зависимости от практики контроля, планирования и управления - нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства.
3. В зависимости от источников формирования оборотного капитала - собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал.
4. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) - абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства.
5. В зависимости от степени риска вложения капитала - оборотный капитал с минимальным риском вложений, оборотный капитал с малым риском вложений, оборотный капитал со средним риском вложений, оборотный капитал с высоким риском вложений.
6. В зависимости от стандартов учета и отражения в балансе предприятия - оборотные средства в запасах, денежные средства, расчеты и прочие активы.
7. В зависимости от материально-вещественного содержания - предметы труда (сырье, материалы, топливо, незавершенное производство и другое), готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.
1.2.Способы оптимизации структуры оборотного капитала
Структура капитала является одной из ключевых и самых сложных в финансовом менеджменте. При формировании структуры необходимо установить, какие источники финансирования активов в наибольшей степени максимизируют стоимость компании. На практике под структурой капитала понимают соотношение между всеми собственными и заемными источниками средств, т.е. его финансовую структуру.
Финансовая структура подразумевает способ финансирования производственно-коммерческой деятельности предприятия. Любая компания может финансировать свои активы четырьмя методами:
1) за счет собственных доходов (выручка нетто от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций;
2) через эмиссию акций;
3) посредством привлечения кредитов и займов с финансового рынка;
4) комбинированным, смешанным, способом
В соответствии со стандартами бухучета под финансовой структурой капитала следует понимать удельный вес собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств (включая кредиторскую задолженность) в общем объеме пассива баланса.
Для определения общего размера мобилизованного капитала используют частый показатель –объем капитализации, который численно равен сумме акционерного капитала и долгосрочных обязательств. В состав акционерного капитала включают уставный и резервный капитал, а долгосрочных обязательств – долгосрочные кредиты банков и облигационные займы со сроком погашения свыше одного года.
Соотношение между отдельными элементами объема капитализации являетсякапитализированной структурой капитала. Компания, привлекающая капитал только через эмиссию обыкновенных акций, имеет упрощенную структуру капитала.
Предприятия, которые значительную часть своих пассивов образуют за счет заемных средств (банковских кредитов и облигационных займов), имеют более сложную структуру. В процессе оценки инвестиционной привлекательности такие предприятия получают более низкий кредитный рейтинг, чем компании, использующие собственные средства.
Собственные и заемные источники средства различают по раду параметров. Собственный капитал предоставляет владельцу право на прямое участие в управлении делами акционерной компании, получение части чистой прибыли в форме дивиденда. Однако не определены сроки возврата вложенного капитала и отсутствуют льготы по налогу на прибыль.
Заемный капитал дает право на первоочередное получение процентов по кредитам и облигационным займам. Срок кредита или займа зафиксирован в кредитном договоре с банком или в проспекте эмиссии облигаций. Владелец заемного капитала получает также право на налоговую экономию, поскольку проценты по кредитам и займам выплачивают из прибыли от продаж до налогообложения.
Таким образом, структура капитала оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между собственным и заемным капиталом служит одним из важных аналитических показателей, который показывает степень риска инвестирования в данное предприятие. Методы оптимизации структуры капитала:
1) по критерию политики финансирования активов – основан на источниках финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы предприятия подразделяются на три группы: внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов, переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или циклическим возрастанием объемов производственной коммерческой деятельности).
2) по критерию стоимости: стоимость дифференцируется в зависимости от источников формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможности минимизации средневзвешенной стоимости капитала.
3) по критерию эффекта финансового левериджа. Заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов. Предельная доля заемного капитала обеспечивает максимальный уровень эффекта финансового левериджа будет характеризовать оптимизацию использования капитала по этому критерию.
1.3.Нормирование оборотных средств
Определение потребности в оборотных средствах предприятия осуществляется путем нормирования оборотных средств.
По способу определения потребности в оборотных средствах они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым оборотным средствам относят: производственные запасы сырья, материалов, тары, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовую продукцию на складах предприятия, денежные средства в кассе на хранении.
Нормой оборотных средств называют относительный показатель, соответствующий объему запаса каждого элемента оборотных средств. Нормы устанавливаются в днях запаса. Нормы оборотных средств определяются условиями работы предприятия, а именно: длительностью производственного цикла; временем подготовки сырья и материалов к производству; порядком переработки и использования отходов; территориальным размещением поставщиков сырья и материалов; частотой и равномерностью поставок; размером поставляемых партий материалов; системой и формой расчетов и другими условиями снабжения и сбыта.
Норматив оборотных средств – это денежное выражение стоимости минимально необходимых предприятию средств для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств.
Нормирование оборотных средств решает две основные задачи.
Первая – поддерживать соответствие между размерами оборотных средств предприятия и потребностью в средствах для обеспечения минимально необходимых запасов материальных ценностей. Эта задача увязывает зависимость объема оборотных средств от уровня запасов. При этом понимается, что для каждого предприятия необходимо установить такой норматив, чтобы при нормальной хозяйственной деятельности оно не испытывало бы финансовых затруднений для обеспечения процесса производства и реализации продукции.
Вторая задача более сложная: с помощью нормирования необходимо управлять объемами запасов.
Первым этапом нормирования является разработка норм запаса по каждому элементу нормируемых оборотныхсредств.
Нормирование оборотных средств предполагает: определение норм запаса оборотных средств в днях; определение нормативов всех оборотных средств в денежном выражении, в том числе по каждому элементу.
Норматив оборотных средств определяется исходя из следующих показателей: объема производства и реализации продукции; затрат на производство; норм оборотных средств по видам товарно-материальных ценностей, выраженных в днях.
Норматив отдельного элемента оборотных средств (Нэл) рассчитывается по формуле:
Нэл. = Оэл. * Нэл. / Тд,
где Оэл – оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
Нэл – норма оборотных средств по данному элементу;
Тд – продолжительность периода, дни.
Эти факторы определяют одну сторону потребности предприятия в оборотных средствах – внутренние потребности предприятия – покупателя. Но есть и другая сторона – внешняя, зависящая от работы поставщиков и транспорта, что заставляет рассчитывать норму оборотных средств в днях.
Нормирование оборотных средств производится по трем основным позициям: нормирование оборотных средств на сырье, материалы, покупные изделия; нормирование оборотных средств на незавершенное производство; нормирование оборотных средств на готовую продукцию.
1.4.Методы управления оборотным капиталом предприятия и их характеристика
Управление оборотным капиталом сводится к его снижению при том же объеме производства, а также к обеспечению и поддержанию ликвидности предприятия.
Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги).
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов. Основные этапы:
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде,
2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.( консервативный, умеренный и агрессивный.)
3- Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из принятого типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска.
В практике планирования используются несколько методов счета. Метод коэффициентов основан на отчетных данных за базовый период, но в планируемом году идет пересчет отдельных видов оборотных активов в сторону увеличения или снижения с помощью коэффициентов, устанавливаемых самим предприятием.
Аналитический метод также основан на отчетных данных, но пере счет отдельных величин оборотных средств идете учетом предстоящих изменений в плановом году (объемы производства, ассортимент, цены, налоговые платежи и т.д.).
Расчетно-аналитический метод расчета индивидуальных норм сырья, материалов, топлива и энергии основан на поэлементных расчетах по данным конструкторской и технологической документации.
Метод прямого счета основан на определении величин оборотных средств, выделяемых на каждый элемент оборотных активов. Затем их складывают, и определяется общая сумма норматива.
Наиболее точный и объективный метод расчета необходимых предприятию оборотных средств — метод нормирования. Грамотное нормирование позволяет установить минимальные суммы средств, удовлетворяющая потребность в собственных оборотных средствах и обеспечить устойчивое финансовое состояние.
Весь процесс нормирования можно разделить на несколько этапов: 1) расчет норм запасов по отдельным элементам в днях; 2) определение однодневного расхода по отдельным элементам в денежном выражении; 3) расчет частных нормативов по всем элементам нормируемых оборотных средств; 4) суммирование отдельных нормативов по элементам в общую сумму нормируемых оборотных средств.
2.Технико-экономическая характеристика ОАО «Молоко»
2.1.Общие сведения о предприятии
Калининградский
молочный комбинат (с 1992 года ОАО «Молоко»)
начал производственную деятельность
в 1977 году. Ежегодно предприятие заготавливает
около 40 тыс. т молока, поставляемого более
чем 35 сельхозпредприятиями области. Около
6000 семей селян пополняют свои бюджеты,
сдавая молоко самому крупному региональному
переработчику. Подразделениями ОАО «Молоко»
по первичной обработке и охлаждению молока
являются 5 низовых заводов: Нестеровский,
Озерский, Черняховский, Тимирязевский,
Железнодорожный.
На сегодняшний день ассортимент выпускаемой
продукции ОАО «Молоко» насчитывает более
200-т наименований – молоко различной
жирности, кисломолочные продукты, сметана,
сливки, творог и творожные изделия, твердые
и плавленые сыры, масло, сухое молоко
и сыворотка, различные виды мороженого.
Бывший Калининградский молочный комбинат
в прошлом году отметил своё 30-летие. Продукция
компании ОАО «Молоко» пользуется постоянно
растущим спросом и заслуженным потребительским
признанием не только Калининградского
региона, но и за его пределами. Гармонично
сочетая в себе достижения современного
менеджмента, перспективные технологии
и изучение европейского опыта, компания
ОАО «Молоко» добилась высоких результатов
своей деятельности и по праву является
лидером Калининградского рынка молочных
продуктов.
В компании работает около 1300 человек.
Широкий ассортимент, высокое качество
продукции, и, безусловно, отменный вкус
молочных продуктов от ОАО «Молоко» - залог
стабильного спроса на продукцию, и слагаемые
успеха для партнеров компании.
Ежегодно в производство внедряется несколько
десятков видов новой продукции. Особое
внимание уделяется дизайну этикеток.
Ведь яркая, красивая упаковка – это прежде
всего, уважение к покупателю.
Предприятие имеет разветвленную торговую
сеть. Продукцию ОАО «Молоко» в Калининграде
и области предлагают около 1000 клиентов.
Сервис и надежность в обслуживании –
принцип работы предприятия.
ОАО «Молоко» - неизменный участник многих
международных и отечественных выставок.
Коллекция наград ОАО «Молоко» уже очень
внушительна. Многие продукты не единожды
отмечены наградами различных конкурсов
качества и выставок. Специалисты высоко
оценили качество продукции, выпускаемой
ОАО «Молоко» заслуживающими не только
«золота», но и особого покупательского
внимания.
Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия