Управление оборотным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей работе менеджера занимает управление оборотными средствами, так как именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты управления оборотным капиталом предприятия
1.2.Способы оптимизации структуры оборотного капитала предприятия
1.3.нормирование оборотных средств
1.4.Методы управления оборотным капиталом предприятия и их характеристика
2.Технико-экономическая характеристика ОАО «Молоко»
2.1.Общие сведения о предприятии
2.3.Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности предприятия
3.Управление оборотным капиталом ОАО «Молоко» и пути повышения эффективности его использования
3.1.Оценка состава и структура оборотного капитала
3.2.Оборачиваемость оборотного капитала на предприятии
3.3.Выбор способов управления оборотным капиталом предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Upravlenie_oborotnym_kapitalom_predpriatiag.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Организация экономической работы на предприятии

 

 

 

Таблица 1 - Анализ динамики основных экономических показателей предприятия

 

Показатели

Годы

Отклонение 2009 г. от 2010

 
 

2008

2009

2010

2009

2010

 

Выручка от реализации, млн. руб.

49521

57233

69226

19705

11993

 

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

40125

45913

55798

15673

9885

 

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

4987

5469

6879

1892

1410

 

Уровень рентабельности продукции (окупаемость), %

23,42

25,66

24,06

0,64

-1,60

 

Уровень рентабельности продаж,%

12,43

11,91

12,33

-0,10

0,42

 
             

 

Рис.1 Динамика изменения основных экономических показателей предприятия.

По данным таблицы 1, выручка от реализации на предприятии в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 11993 млн. руб. (рисунок 1). Уровень рентабельности продаж в 2010 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 0,1%, а по сравнению с 2009 г. увеличился на 0,52 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности предприятия

 

На основании «Отчета о прибылях и убытках» за 2010г. составим таблицу основных экономических показателей деятельности организации.

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели

 

Наименование показателей

Отчетный период

Аналогичный предыдущий период

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %

 

Выручка, руб.

162081

151635

10446

   

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.

150697

145674

5023

   

Валовая прибыль, руб.

11384

5961

5423

   

Прибыль от продаж, руб.

2895

-2482

5377

   

Чистая прибыль(убыток)

-31

-388

357

   

Численность

800

818

-18

   

Дебиторская задолженность

22252

31574

-9322

   

Кредиторская задолженность

27830

29730

-1900

   

Стоимость активов

87783

86696

1087

   

Стоимость материальных ресурсов

26304

14316

-11988

   

Стоимость собственного капитала, руб.

33333

33364

-31

   

Стоимость основных производственных фондов

32692

34638

-1946

   

Стоимость оборотных средств

54993

52026

2967

   

Оборачиваемость оборотных средств, п.2/п.13

2,74

2,80

-0,06

   

Фондоотдача, п.1/п.12

4,95

4,37

0,58

   

Фондоемкость, 1/п.15

0,20

0,23

-0,03

   

Производительность труда, п.1/п.6

202,6

185,4

17,2

   

Рентабельность активов (п.3/п. 9)

12,97

6,56

6,41

   

Рентабельность продаж (п.3/п.1)

7,02

3,93

3,09

   
           

В выбранном отчетном периоде (2010г.) сумма полученных доходов составила 162081 тыс. рублей, что на 10446 тыс. рублей больше, чем в предыдущем периоде.

Убыток отчетного периода составил 31 тыс. руб., что на 357 тыс. руб. меньше предыдущего отчетного периода.

Величина дебиторской задолженности сократилась на 9322 тыс. рублей. Величина кредиторской сократилась на 1900 тыс. руб.

Коэффициенты рентабельности достаточно низкие. Рентабельность продаж в отчетном периоде составила 7,02% (на 3,09% выше предыдущего периода), что свидетельствует о сокращении доли себестоимости продукции в составе выручки от реализации в отчетном периоде, более рациональном использовании материально-производственных запасов.

Рентабельность активов в отчетном периоде составила 12,97% (на 7,57% выше предыдущего периода).

В организации действует линейно-функциональная структура управления. Рассматриваемое предприятие является крупным, размер его функциональных отделов велик, отделы не подразделяются на более мелкие структурные единицы. Отношения между подразделениями выстраиваются по линейному принципу: начальник отдела, курирующий конкретное направление деятельности подчиняется генеральному директору организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://otherreferats.allbest.ru/marketing/00097331_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Управление оборотным капиталом ОАО «Молоко»

 

  3.1.Оценка состава и структура оборотного капитала

 

 

Для характеристики роли каждой группы оборотных средств в производственном процессе и выявления путей их лучшего использования определяют структуру оборотных средств по предприятию. Структура оборотных средств на ОАО «Молоко» представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура оборотных средств на ОАО «Молоко»

 

Наименование

2009 г. (тыс. руб.)

2010 г. (тыс. руб.)

Структура оборотных средств (уд. вес) %

 
 

На начало

На конец

На начало

На конец

На начало

На конец

На начало

На конец

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1 Сырье, материалы и др. аналогичные ценности

655

-

-

237

45,9

-

-

11,7

 

2 Готовая продукция и  товары для перепродажи

80

888

888

660

5,6

26,8

26,8

32,5

 

3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в теч. 12 мес.)

657

1667

1667

508

46

50,3

50,3

25,0

 

4 Денежные средства

36

759

759

624

2,5

22,9

22,9

30,8

 

Итого

1428

3314

3314

2029

100

100

100

100

 
                   

Проанализировав таблицу 1, пришли к выводу, что стоимость сырья, материалов и других аналогичных ценностей в течение 2009 года уменьшилась на 655 тыс. руб. В 2010 году данный показатель увеличился на 237 тыс. руб.

Величина готовой продукции и товаров для перепродажи на начало 2009 г. составила 80 тыс. руб. к концу года она увеличилась на 808 тыс. руб. или на 21,2%. По истечению 2010 года показатель уменьшился на 228 тыс. руб. или на 34,5%.

Стоимость дебиторской задолженности на начало 2009 г. была равной 657 тыс. руб. К концу отчетного периода она увеличилась на 1010 тыс. руб. и составила 1667 тыс. руб. В 2010 году ОАО «Молоко» по данному показателю сработало наиболее эффективно, так как стоимость дебиторской задолженности уменьшилась на 1159 тыс. руб. или на 30,5%.

Величина денежных средств на конец 2009 г. резко увеличилась на 723 тыс. руб.В 2010 году прослеживается снижение показателя на 135 тыс. руб.

В целом по предприятию ОАО «Молоко» можно сделать вывод, что наибольший удельный вес приходится на дебиторскую задолженность. Увеличение дебиторской задолженности свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия, так как характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами, должниками в своем обороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Оборачиваемость  оборотного капитала на предприятии

 

 

Анализ использования оборотных средств на предприятии является активным средством воздействия на эффективность производства. При анализе устанавливают зависимость результатов производства от степени использования оборотных средств, выявляют изменения в затратах оборотных средств и причины, в результате которых произошли эти изменения.

Анализ использования оборотных средств на ОАО «Молоко» проводим в динамике с 2009 года по 2010 год.

Стоимость оборотных средств на конец 2009 года и начало 2010 года не изменилась и составила 3314 тыс. руб.

Для анализа использования оборотных средств необходимо рассчитать следующие показатели:

коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

продолжительность одного оборота в днях.

Анализ использования оборотных средств на ООО «Молоко» приведен в таблице 2

Таблица 2 - Анализ использования оборотных средств на ОАО «Молоко»

 

Показатели

2009г.

2010г.

 
 

Значение показателя

Значение показателя

 

1

2

3

 

Стоимость реализованной продукции, тыс. руб.

51348

67244

 

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

2371

2671,5

 

Коэффициент оборачиваемости

21,7

25,2

 

продолжительность одного оборота, дни

16,6

14,6

 
       

Для расчета коэффициента оборачиваемости необходимо определить стоимость реализованной продукции и средний остаток оборотных средств.

Стоимость реализованной продукции за 2009 год составила 51348 тыс. руб., а за 2010 год-67244 тыс. руб. Средний остаток оборотных средств за 2009 год находится по формуле

0= (0„.г + О, г)/2

Где 0н.г - остаток оборотных средств на начало года; Ок. г. остаток оборотных средств на конец года.

Стоимость оборотных средств на начало 2009 года составила 1428 тыс. руб., на конец - 3314 тыс. руб. Определяем средний остаток оборотных средств за 2009 год:

О = (1428 + 3314)/2 = 2371 тыс. руб.

На начало 2010 года стоимость оборотных средств составила 3314 тыс. руб., на конец - 2029 тыс. руб. Определяем средний остаток оборотных средств за 2010 год:

О = (3314 + 2029)/2=2671,5 тыс. руб.

Зная стоимость реализованной продукции и средний остаток оборотных средств за 2009-2010 гг., мы можем рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств за данный период. Коэффициент оборачиваемости находится по формуле (4).

Коэффициент оборачиваемости за 2009 год составил:

Коб=51348/2371=21,7

21,7 оборотов совершили оборотные средства за 2009 год. Коэффициент оборачиваемости за 2010 год составил:

67244/2671,5=25,2

25,2 оборотов совершили оборотные средства за 2010 год. По данным стоимость реализованной продукции за 2009 год по сравнению с 2010 годом увеличилась на 15896 тыс. руб., коэффициент оборачиваемости увеличился, т. е. число оборотов оборотных средств за 2010 год увеличилось на 3,5 оборота. Главной причиной увеличения коэффициента оборачиваемости является снижение расхода оборотных средств в 2010 году на 300,5 тыс. руб. Данное обстоятельство в значительной степени влияет на финансовую деятельность предприятия, так как требует минимального вовлечения денежных средств в оборот.

Значимым показателем эффективности использования оборотных средств является продолжительность одного оборота. Он показывает , за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Данный показатель рассчитывается как соотношение числа дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Он находится по формуле (5).

Число дней в отчетном периоде может быть равно 30,90,360 дней, в зависимости от анализируемого периода. Так как мы проводим анализ за 2009-2010гг., то Т =360 дней. Продолжительность одного оборота за 2009 год составила

Д = 360/21,7 =16,6 (дней)

Продолжительность одного оборота за 2010 год составила

Д =366/25,2 =14,6 (дней)

Продолжительность одного оборота за 2010 год уменьшилась на 2 дня, т. е. оборотные средства находятся в обороте на два дня меньше, в результате чего предприятие получает определенную сумму выручки. Причиной уменьшения продолжительности одного оборота является уменьшение расхода оборотных средств в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Выбор  способов управления оборотным  капиталом предприятия

 

 

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное освобождение оборотных средств.

Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах. Относительное высвобождение отражает как изменение величины оборотных средств, так и изменение объема реализованной продукции. Чтобы определить его, необходимо рассчитать потребность в оборотных средствах за отчетный год, исходя из фактического оборота по реализованной продукции за этот период и коэффициента оборачиваемости за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.

Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия позволяет высвободить из оборота часть средств, в результате же замедления оборачиваемости появляется потребность в дополнительном их привлечении.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается следующими путями.

На стадии создания производственных запасов производства:

внедрение экономически обоснованных прогрессивных норм расхода производственных запасов;

приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплексных изделий к потребителям, широкое использование прямых длительных связей;

расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием, комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах;

правильный учет и планирование материальных и топливно-энергетических ресурсов;

систематическая проверка состояния складских запасов сырья;

замена дорогостоящих видов материалов и топлива более дешевыми, сокращение длительности производственного цикла и повышение его непрерывности, соблюдение ритмичности работы предприятия;

комплексное использование сырья, сокращение производственных потерь, использование отходов, улучшение качества продукции.

На стадии обращения:

ускорение реализации продукции;

приближение потребителей продукции к ее изготовителям;

совершенствование системы расчетов;

сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, увеличение объемов реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям;

Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия