Управление рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение
3
Анализ системы управления рисками на предприятии
5
Классификация рисков
6
Процесс управления рисками
11
Инструменты регулирования системы управления рисками
15
. Характеристика методов и методики анализа рисков
15
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками
26
Заключение
32
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 884.63 Кб (Скачать файл)

Бартон Л., Шенкир Г., Уокер Л. «Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься»  с.14, М.: Изд. дом Вильямс 2003 г.

 

Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.

По месту в процессе управления риском могут быть выделены решения:10

-  риск-целеполагания    по    выбору    целей    управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы   и формализованы.   Формальные   методы   синтеза целей не разработаны;

-  риск-маркетинга   по   выбору   способов   (предупредить, снизить,  страховать,  поглотить)  или   инструментов  (конструктивные,   технологические,   финансовые   и   т.п.)   управления   риском.

              Эти решения допускают формализацию, в частности, использование функционально-логических методов;

- риск-менеджмента по поддержанию баланса в треугольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения поставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.

              Снижение риска возможно :11

1)  на   этапе   планирования   операции   или   проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;

2)  на   этапе   принятия   решений   -   использованием   соответствующих   критериев   оценки   эффективности   решения,   например, критериев    Вальда    («рассчитывай    на    худшее»)    или    Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или  критерия, при  котором  показатель риска   ограничен   по    величине   (при   этом   альтернативы,   не  удовлетворяющие ограничению   на риск,   не рассматриваются);

3) на этапе выполнения операции и эксплуатации технических систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.

              В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь различное отношение эффективности (снижения вероятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях экономически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение риска, а  на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.

              По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштабе времени - такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе времени «кризисные решения». Кризисным решением называется решение, принимаемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.

              Риск-менеджмент в рамках всего предприятия  необходим т.к. желание компании учитывать и управлять всеми рисками вполне естественно потому что это ведет к определенной защите и увеличению стоимости всего предприятия. Но это не возможно сделать в рамках предприятия если не учитывать факторы:12

- знание рисков, их взаимосвязи, владение информацией о возможных компенсациях, об уровне риска, который считается допустимым в понимании руководства компании и заинтересованных  лиц;

- понимание того как риск отражается на финансовом положении и доходах компании, а также сведения о вероятности и уровнях значимости всех рисков;

- анализ существующих противоречий в риск-менеджменте предприятия и меры эффективности распределения ресурсов с учетом степени риска;

- сокращение изменчивости прибыли за счет разработки системы стимулирования на основе риска, поиска новых возможностей финансирования и/или передачи риска с использованием существующей инфраструктуры для управления рисками.

2. Инструменты регулирования системы управления рисками.

2.1.  Характеристика методов и методики анализа рисков

Наиболее распространенными методами управления рисками являются исключение, удержание, передача, снижение объема возможных убытков и снижение степени риска.

Исключение риска (отказ от риска) означает уклонение от мероприятия (решения), связанного с риском. Исключение рисков заключается в попытке избежать любого возможного для предпринимательской фирмы риска. Однако исключение риска, например для инвестора, зачастую означает отказ от возможной прибыли.

Данное направление снижения риска является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать вероятных потерь и неопределенности, но, с другой стороны, не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью.

При использовании этого направления следует учитывать следующие моменты:

Исключение возможных рисков может быть просто невозможным, в частности это касается рисков гражданской ответственности

Исключение одного вида риска может привести к возникновению других

Возможный объем прибыли от занятия (инвестирования) определенной деятельностью может значительно превышать возможные потери в случае наступления рисковой ситуации, связанной с данным видом деятельности

«упраздняя» риск, предприниматель лишает себя возможности получения дополнительной прибыли, связанной с риском, так как рисковая ситуация- это, с одной стороны, источник возможных потерь, но с другой- источник дополнительных прибылей

Удержание риска- это оставление риска за предпринимателем, на его ответственности, так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. Такой способ защиты можно назвать самострахованием. Разрешение риска путем его удержания является наименее эффективным способом защиты интересов инвестора, за исключением случаев, когда объем вероятных убытков очень мал, а инвестор может позволить себе потерять некоторую сумму средств либо, когда вероятный риск настолько велик по объемам или вероятности, что его передача невозможна.

При принятии предпринимательского риска на себя необходимо учитывать следующие моменты:

Потери, которые возникают в результате деятельности: поломка оборудования, мелкие кражи, ошибки персонала

Потери, которые вызываются единичными опасностями, такими, как пожар или гибель перевозимых грузов в результате аварий.

Принятие риска на себя может быть двух видов: запланированное и незапланированное. В первом случае предпринимателю известна частота возможных потерь и эти потери покрываются из текущего дохода, если в целом они невелики. В данном случае речь идет о самостраховании, то есть создании специального резервного фонда за счет отчислений из доходов на случай непредвиденных ситуаций. Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала на страхование. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В то же время предприниматель, полагаясь на самострахование, увеличивает свою подверженность риску. Найти оптимальный уровень резервных фондов достаточно сложно, так как приходится выбирать между желанием снизить издержки по выплатам страховых премий и стремлением уменьшить риск возможных финансовых потерь.

При незапланированном принятии риска на себя предпринимателю приходится покрывать потери от риска из любых ресурсов, оставшихся после понесенных потерь. В том случае, если эти потери велики, как следствие, происходит сокращение размера прибыли.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности наступления потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются следующие:

Приобретение дополнительной информации о выборе решения и ожидаемых результатах

Проведение предупредительных мероприятий по снижению вероятности реализации вероятных рисков.

Снижение объема возможных убытков - понятие, отличное от снижения степени риска, поскольку принимаемые меры способствуют не уменьшению вероятности наступления риска, а снижению суммы убытков в случае реализации риска. Так образом, снижение степени риска может быть осуществлено и путем формирования риск - устойчивой системы, в том числе с применением разделения, объединения, лимитирования и методов стратегического планирования с учетом возможных рисков.

Разделение рисков, как правило, осуществляется за счет разделения активов предпринимательской фирмы. Суть его заключается в сокращении максимально возможных потерь за одно событие, но при этом одновременно возрастает число случаев риска, которые нужно контролировать. Активы могут быть разделены путем:

Физического разделения самих активов (примером может служить хранение свободных денежных средств в различных банках)

Разделение активов по собственности (примером могут служить некоторые финансовые и правовые методы: собственность записывается на различных членов семьи)

Под объединением риска понимается метод разрешения рисков, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединение или комбинация также делает потеря более предсказуемыми, так как возрастает число единиц, подверженных предпринимательскому риску и находящихся под контролем одной фирмы.

Диверсификация, как один из способов разделения активов с последующим объединением рисков, представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными направлениями вложениями капитала, которые непосредственно не связаны между собой, либо опосредованно связаны, но реализация риска в одном направлении инвестиций не ведет к кумуляции рисков, то есть не вызывает убытков по той же причине, в другом направлении инвестиций.13

Диверсификация позволяет снизить вероятность убытков при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им дохода. А при условии, что одновременное разорение всех объектов инвестирования практически невозможно, диверсификация сводит вероятность потери всех вложенных средств к нулю.

Лимитирование - это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита и тому подобного. Лимитирование является важным приемом снижения объема риска и применяется банками при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами лимитирование применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов. Таким образом, лимитирование приобретает теснейшую связь с диверсификацией. Поскольку ограничение на инвестирование в один объект, при наличии достаточных средств, вызывает необходимость поиска дополнительных объектов инвестирования и, соответственно, вложения средств в несколько объектов. В этом плане проявляется эффект диверсификации как способа уменьшения объемов возможных потерь путем ограничения (лимитирования) инвестиций в один отдельный объект.

Передача (трансфер) риска - следующий метод разрешения риска в экономике. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании. Выделяют три причины, по которым передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей стороны (трансфери):

Потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, принимающей риск на себя

Трансфери может знать лучше способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь

Трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Основной способ передачи риска - это передача риска через заключение контракта. Передача риска таким способом производится путем следующих типов контрактов:

1. Строительные контракты. (При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет строительная организация - подрядчик. В том случае, если объект строительства поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования, все потери ложатся на заказчика.14)

2. Аренда - широко используемый метод передачи рисков. Широкое распространение получила долгосрочная финансовая аренда (лизинг). Часть рисков связанных с арендованным имуществом остается лежать на собственнике: риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество. Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды. К арендатору полностью переходит риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества. 15

3. Контракты на хранение и перевозку грузов. (В данном случае объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, оговоренных в договоре.)

4. Контракты продажи, обслуживания, снабжения. (К этой же группе контрактов относят следующие:

Соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе

Аренда оборудования с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта

Гарантия поддержания производительности используемого оборудования

Договор на сервисное обслуживание техники)

5. Контракт - поручительство. (В подобном контракте фигурирует всегда три стороны: первое лицо - поручитель, второе - принципал, третье - кредитор. Поручитель дает гарантии кредитору в том, что долг принципала будет возвращен в независимости от успеха или неудачи деятельности принципала. Принципал также обязуется возвратить долг, но доля риска, которую в случае неудачи принципал не сможет покрыть собственными средствами, переносится на поручителя).

Информация о работе Управление рисками на предприятии