Управление рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение
3
Анализ системы управления рисками на предприятии
5
Классификация рисков
6
Процесс управления рисками
11
Инструменты регулирования системы управления рисками
15
. Характеристика методов и методики анализа рисков
15
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками
26
Заключение
32
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 884.63 Кб (Скачать файл)

6. Договор факторинга - финансирование под уступку денежного требования. (В факторинговых операциях участвую три стороны: фактор - посредник, в качестве которого выступает коммерческий банк или иные кредитные организации; предприятие - поставщик; предприятие - покупатель. Основной принцип факторинга - покупать фактор -посредником у своего клиента - поставщика требований к его покупателям.

7. Биржевые сделки, снижающие риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок.

Наиболее важным и самым распространенным способом снижения степени риска является его страхование. В принципе, страхование относится к методу передачи риска посредством заключения контракта, в роли трансфери в данном случае выступает страховая компания. Кроме этого, из всех форм передачи риска страхование наиболее близко отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферу риска. Однако учитывая огромную роль, которую играет страхование в современном бизнесе, данный вид трансфера выделяется в отдельный метод минимизации риска. Ресурсы для покрытия потерь предпринимательские фирмы получают от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника.

Следует отметить, что данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:

Во-первых, это цена за услуги страховщика. Иногда запрашиваемая премия за принятие на себя риска превышает ту цену, которую предприниматель полагает разумной за трансферт данного риска.

Во-вторых, и это может вызывать завышение страховой премии, возникает серьезная проблема оценки степени риска.

В-третьих, целый ряд рисков либо принципиально не подлежит страхованию, либо отсутствует достаточный опыт проведения страхования подобных рисков.

Повысить эффективность страховой защиты можно, если организовать более тесное взаимодействие риск - менеджеров предприятия с представителями страховщика на всех этапах управления рисками. Для этого необходимо внедрить в общий процесс управления рисками на предприятии процесс страховой защиты и комплексно совместными усилиями обеих сторон управлять этими процессами. В итоге такой подход повышает заинтересованность сторон в достижении взаимовыгодных условий сотрудничества. Так, участие страховщика на всех этапах управления рисками позволяет ему еще до предоставления страховой защиты как таковой более глубоко понять проблемы предприятия, подверженность рискам потенциальных объектов страхования, определить их специфику, индивидуальные особенности. В результате страховщик лучше понимает интересы и финансовые возможности предприятия и более гибко реагирует на его потребности, что значительно снижет степень рисков, принимаемых им на страхование.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом (приложение 2) :

1. Постановка целей управления рисками;

2. Анализ риска;

3. Качественный анализ;

4. Количественный анализ;

5. Выбор методов воздействия на риск;

6. Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

              Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

              На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

              На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

              На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

              Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками.16 Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками. Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.

              Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

           -  определение потенциальных зон риска;

-  выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Авторами, занимающимися исследованиями в области управления рисками (Т. Бачкаи, В. Рудашевский, К. Татеиси), разработана эмпирическая шкала риска, которая может быть рекомендована для использования в работе предпринимателя.  (табл. 2) .17

Однако необходимо знать, что предлагаемая шкала носит условный характер и в любом случае окончательное решение о допустимой для конкретной сделки вероятности нежелательного исхода остается за предпринимателем.

 

 

                                                                   Таблица 2

Эмпирическая шкала допустимого уровня риска

N/N

Вероятность нежелательного
исхода (величина риска)

Наименование градаций

1

0,0 - 0,1

Минимальный  риск
2
0,1 - 0,3
Малый  риск
3
0,3 - 0,4
Средний  риск
4
0,4 - 0,6
Высокий  риск
5
0,6 - 0,8
Максимальный риск
6
0,8 - 1,0
Критический  риск

Бачкаи Т., Рудашевский В., Татеиси К.  «Хозяйственный риск и методы его измерения» с.173  - 1979 г.

 

  Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствует    “ нормальному, разумному ” риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Решения с большим уровнем риска рекомендуется принимать в особых случаях (если при неудачи они не приведут фирму к банкротству).

2.2 Механизм реализации процесса управления рисками

              В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.18

              Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса  рискообразующих факторов (РОФ), выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:19 

-  бухгалтерская отчетность   предприятия.     Данные документы    (баланс,

отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии -- состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

-  организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ

данной информации позволяет выявлять организационные риски;

-  карты технологических потоков (технико-производственные риски);

-  договоры и контракты (деловые и юридические риски);

-  себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

-  финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

              По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов,  что  позволит  всесторонне      и     профессионально и    реально

спрогнозировать    будущее    состояние          рыночной         конъюнктуры

и реально оценить возможные риски.

              Логическим  продолжением    работы    службы риск-менеджмента 

должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:20

-  размер возможного ущерба и его вероятность;

-  существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

-  производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой

мероприятий по снижению рисков;

-  практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

-  соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

-  субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.

              При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия т.е.  эффект финансового рычага либо влияние операционного рычага.

              Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.21

              В процессе реализации программы специалисты службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

              Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия.

 

 

 

Заключение

              Исследования, проведенные в данной курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:

              Риск - это всепроникающее явление,  присущее всем хозяйствующим субъектам, функционирующим в условиях рыночных отношений.

Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.

Система управления риском прежде всего предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков. В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: приобретение дополнительных фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств.

Информация о работе Управление рисками на предприятии