Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления затратами на производство и реализацию продукции на примере ООО «Аванта» на основе анализа затрат.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследовать сущность и состав затрат на производство и реализацию продукции;
- изучить методы управления затратами в современной экономике;
- проанализировать динамику и структуру затрат на производство и реализацию продукции на примере ООО «Аванта»;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность и основы управления затратами на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и состав затрат на производство и реализацию продукции……….5
1.2 Формы и методы управления затратами на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………………….8
2 Управление затратами на производство и реализацию продукции на примере ООО «Аванта»…………………………………………………………………………...14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………….14
2.2 Анализ состава и структуры затрат производства в ООО «Аванта»……15
2.3 Пути оптимизации затрат на производство и реализацию продукции в ООО «Аванта»…………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………...22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………
В последние годы наблюдается тенденция к росту затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений, в том числе из-за переоценок основных фондов и ведения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат.
Основной задачей определения себестоимости является установление оптимального уровня затрат, выявление резервов экономии. Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В смете собираются затраты по общности экономического содержания. Например, по элементу «Зарплата основная и дополнительная» показывается весь фонд оплаты труда вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен [10, с.205].
Амортизация основных фондов отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов (оборудования, производственных и административных зданий, транспорта и т.п.).
Смета затрат на производство и реализацию выступает сводным обобщающим документом. На основании сметы устанавливаются общие затраты на производство и реализацию (для этого все затраты по производству суммируются, сумма показывает общий итог затрат на производство и реализацию.
Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия. Координация всей деятельности направлена на оптимизацию затрат. На предприятии эту задачу должна решать система контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условий используются различные методы управления затратами.
В методе целевых затрат за основу берется ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная в ходе разработки. Планируется величина скидок, величина налогов, а также желаемая прибыль, исходя из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается на соответствующую величину и, на основе этих данных получают целевые издержки (затраты, которые предприятие может себе позволить при определенном состоянии рынка).
Метод формирования затрат на основе отдельных процессов состоит в разбивке общих затрат на отдельные составляющие (по отдельным процессам или видам деятельности), которые оказывают существенное влияние на уровень совокупных затрат предприятия. Это позволяет увеличить «прозрачность» косвенных расходов, понять причины их возникновения, получить более точную калькуляцию.
Метод, учитывающий жизненный цикл продукции, заключается в систематическом сокращении затрат по всему жизненному циклу продукта, включая до- и после- производственные услуги. На стадии, предшествующие производству, приходится более 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциал воздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причем на конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общей величины затрат. Использование метода позволяет учитывать развитие событий (модернизация продукта, дальнейшее снижение или рост объемов его выпуска, параллельное производство товара-заменителя и т.д.).
Управление затратами на качество продукции проводится в основном с целью определения важнейших задач по повышению качества данного продукта, когда снижение затрат приводит к незапланированным изменениям конструкции или технологии производства продукции.
Метод управления затратами в конкретной среде заключается в концентрации сил и средств на: применении материало- и энергосберегающих технологий, использовании вторичных материальных и энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья, материалов, топлива, энергии менее дорогими ресурсами, рационализации организации производства, повышении квалификации персонала, автоматизации трудоемких работ и т.п.
Метод сравнения с лучшими показателями конкурентов базируется на постоянном сопоставлении затрат предприятия с аналогичными данными других предприятий — его конкурентов. Информация, необходимая предприятию при разработке конкурентных преимуществ, получается из анализа позиции на рынке в сравнении с позициями конкурентов; из сравнения производственных возможностей предприятия с возможностями. Основными подходами к формированию конкурентных преимуществ современного предприятия являются: экономия на затратах, уникальное продуктовое предложение, специализация предприятия, заключающаяся в обслуживании либо широкого круга потребителей, например, всего целевого рынка, либо только избранных целевых его сегментов.
Метод стратегического управления затратами представляет собой анализ цепочки ценностей предприятия, стратегического позиционирования предприятия, факторов, определяющих затраты. Управление затратами различно в зависимости от выбранной предприятием стратегии.
Предприятие формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней среды, а последняя задает требования к глобальной системе управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколько стратегий, которых может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе [5, с.69].
Наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т. е. нормативная база конкретного предприятия.
Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам дополняет нормативный, так как позволяет учесть факторы, влияющие на себестоимость продукции в плановом периоде:
1)технические (внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии);
2) организационные (совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде);
3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
4) уровень инфляции в плановом периоде;
5) специфические факторы, зависящие от особенностей производства.
Алгоритм аналитического метода планирования затрат.
1. Определяется расчетная себестоимость товарной продукции планируемого периода (с учетом индекса роста товарной продукции):
где:
IТП = ТП1/ТПо
- индекс роста товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым.
2. Рассчитывается снижение себестоимости товарной продукции по статьям затрат в планируемом периоде под действием конкретных факторов. При расчете учитывается удельный вес статьи в себестоимости базового периода.
3. Рассчитывается суммарное изменение себестоимости товарной продукции (ΔСобщ ) под воздействием учтенных факторов:
где ΔСi- _ изменение себестоимости за счет i-ой статьи затрат, в долях ед.
4. Рассчитывается плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменений под воздействием учтенных факторов:
Cтппл=Стпр×ΔСобщ+Стпр, (1.4)
Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий [4, с.208-216].
Обобщая теоретическую часть данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Согласно российскому бухгалтерскому законодательству часть расходов, понесенных предприятием, являются затратами и включаются в себестоимость производимой продукции. Затраты являются бухгалтерской категорией и служат элементами, формирующими показатель себестоимости. Часть затрат – это операционные расходы, а часть бывает связана с финансовой или инвестиционной деятельностью предприятия и включается в себестоимость продукции по частям в соответствии с утвержденными правилами и нормативами.
С помощью механизма формирования себестоимости продукции предприятие может управлять затратами. В совокупности с налоговыми льготами механизм управления затратами является мощным рычагом воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
Система контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условий используются различные методы управления затратами, решает на предприятии задачу координации всей деятельности, направленной на оптимизацию затрат.
2 Управление затратами на производство и реализацию продукции на примере ООО «Аванта»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Аванта» учреждено решением Учредителя в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, с учетом дополнений, установленных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», принятым Государственной Думой 14.01.98г.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими актами действующего законодательства, а также Уставом предприятия.
Полное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Аванта», сокращенное ООО «Аванта».
Местонахождение Общества: 445007, Россия, г. Тольятти, ул. Саратовская, д.79.
Общество ведет хозяйственную деятельность и иные виды деятельности с целью удовлетворения общественных потребностей, основными видами которой являются:
оптово-розничная торговля;
производство запчастей для автомобилей;
открытие магазинов, баз, складских помещений, станций технического обслуживания;
торгово-закупочная деятельность;
внешнеэкономическая деятельность в рамках действующего законодательства;
закупка за рубежом товаров, необходимых для хозяйственной деятельности Общества;
иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Данные, характеризующие имущественное положение ООО «Аванта» за 2008-2010 гг. представлены в бухгалтерском балансе предприятия (Приложение Б).
2.2 Анализ состава и структуры затрат производства в ООО «Аванта»
Для принятия управленческих решений по оптимизации статей затрат необходим анализ состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость реализованной продукции отражена в отчете о прибылях и убытках (Приложение В).
Анализ себестоимости начнем с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат по данным предприятия проведем в Таблице 1.
Таблица 1 - Затраты на производство продукции по ООО «Аванта» в 2009 г.
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +,- | план | факт | +,- | |
Материальные затраты Заработная плата Отчисления в фонд социальной защиты Амортизация основных средств Прочие расходы | 17747 12915
3874
1984 12586 | 22396 15140
4542
2470 14826 | +4649 +2225
+668
+486 +2240 | 36,14 26,30
7,89
4,04 25,63 | 37,72 25,50
7,65
4,16 24,97 | +1,58 -0,80
-0,24
+0,12 -0,66 |
Полная себестоимость В том числе: переменные расходы постоянные расходы | 49106
34374 14732 | 59374
41859 17515 | +10268
+7485 +2783 | 100,0
70,0 30,0
| 100,0
70,5 29,5 | -
+0,50 -0,50 |
Информация о работе Управление затратами на производство и реализацию продукции