Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание работы

Введение 3
1 Налоги и налогообложение в России
1.1 Сущность налогообложения в России 6
1.2 Эффективность налоговой системы
в России 9
2 Теоретические основы УСН
2.1 Общие положения, налогоплательщики, начало и
прекращение применения УСН, объект
налогообложения. Доходы и расходы 12
2.2 Налоговая база, налоговые ставки, налоговый период,
порядок исчисления и уплаты налога,
зачисление сумм налога 17
3 Упрощенная система налогообложения
и проблемы ее развития
3.1 Проблемы развития УСН 20
3.2 Налоговый учет. Пример расчета налога.
Заполнение налоговой декларации 25
Заключение 30
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по УСН.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Если налогоплательщики выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, то по итогам каждого отчетного периода они исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налогоплательщики, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Срок уплаты налога для  организаций по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Для индивидуальных предпринимателей  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Суммы налога зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения  в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации.

 

3 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ  РАЗВИТИЯ

3.1 Проблемы  развития УСН

Прежде чем  отдать предпочтение упрощенной системе  налогообложения, хозяйствующему субъекту следует оценить соотношение  предполагаемых выгод и возможных рисков.

К существенным недостаткам УСН следует отнести  возможное сокращение числа клиентов. Если клиентами организации большей  частью являются организации и предприниматели, исчисляющие налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, то вполне вероятно, что часть клиентов может отказаться от услуг организации, применяющей «упрощенку», в связи невозможностью принять НДС к вычету. Одним из вариантов выхода из этой ситуации может стать снижение цен на сумму НДС. В таких условиях у товаров, работ и услуг «упрощенка» резко возрастает конкурентоспособность. Но такая ситуация мало приемлема для самого продавца, ведь настолько снижать цены решится далеко не каждый.

Другим возможным  вариантом является выставление  счетов-фактур с выделенной суммой НДС. Однако этот вариант является наиболее рискованным. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, «упрощенку» придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения (например, письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-11/126, письмо Минфина России от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/516, письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925). Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом-«упрощенцем» с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

Таким образом, хозяйствующему субъекту, перешедшему  на упрощенную систему налогообложения, стоит очень аккуратно отнестись к вопросу ценообразования на свои товары, работы и услуги, а также больше внимания уделить работе с клиентами и заинтересовать их в своих услугах не только, а вернее, не столько ценой или возможностью выставления счета-фактуры с выделенным НДС, а в большей степени качеством обслуживания.

Еще одним из недостатков упрощенной системы  налогообложения являются существенные ограничения возможности учета  затрат. Перечень расходов, подлежащих учету при применении УСН, поименован в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. В ряде случаев при отсутствии прямого упоминания того или иного вида расхода в перечне приходится изыскивать возможность учета понесенных расходов по иным статьям затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Такая позиция изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 мая 2005 г. N 03-07-03-04/20. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-11-09/239).

И все же при  принятии решения о признании  того или иного вида расхода для  целей налогообложения следует  руководствоваться принципом осмотрительности, так как в большом числе  случаев Минфин говорит о невозможности  учета понесенных расходов в связи с тем, что тот или иной вид затрат не поименован в перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При применении упрощенной системы налогообложения  могут возникнуть сложности с  определением доходов, попадающих в  налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении «упрощенки», учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

На практике часто возникает вопрос, как квалифицировать  средства, поступающие в организацию: включать их в состав доходов, принимаемых  для целей налогообложения, или нет? К принятию соответствующего решения стоит отнестись не менее внимательно, чем к квалификации расходов.

Так, суммы, полученные организацией от Центра занятости населения  на финансирование расходов по проведению общественных работ в рамках осуществления мер по поддержке занятости населения, необходимо признавать в составе доходов для целей исчисления единого налога. Такое мнение отражено в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 октября 2009 г. N 03-11-06/2/200.

Переплату налогов, образовавшуюся в период применения общего режима налогообложения и  возмещенную из бюджета в период применения упрощенной системы налогообложения, включать в налогооблагаемую базу не стоит. Такой точки зрения придерживается Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237. Таким образом, при принятии решения о включении доходов в расчет объекта налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 41 Налогового кодекса РФ, в которой изложены принципы определения доходов. То есть, для того чтобы полученные доходы включить в расчет налогооблагаемой базы, при расчете единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, они должны являть собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса.

В качестве недостатков  применения УСН можно отметить и следующее:

- вероятность утраты права на применение УСН (например, в случае превышения норматива по выручке или численности персонала). В этом случае придется восстанавливать данные бухучета за весь период применения «упрощенки»;

- отсутствие права открывать филиалы и представительства;

- отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой);

- ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

- ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»;

- включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами;

- отсутствие обязанности уплачивать НДС может привести к потере покупателей-плательщиков НДС, т.к. они не смогут предъявить НДС к возмещению из бюджета;

- необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»);

- отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе УСН. Другими словами, если компания переходит с УСН на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения текущего налогового режима;

- необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»). Таким образом, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае;

- необходимость составления бухгалтерской отчетности при ликвидации организации.

Важно сознавать, что утрата прав на УСН может привести к значительным издержкам. Например, необходимо будет уплатить и сдать декларации по налогам, не взимаемым при применении УСН (налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Возникнут сложности  с формированием налоговой базы (п. 2 ст. 346.25 НК РФ) по налогу на прибыль в связи с переходом с кассового метода на метод начисления и в связи с иной процедурой признания доходов и расходов. Придется также начислить и уплатить в бюджет НДС с реализации товаров (работ, услуг), произведенной с начала квартала, а по основным средствам, приобретенным до перехода на УСН, необходимо определить их остаточную стоимость на момент перехода на общий режим.

3.2 Налоговый  учет. Пример расчета налога. Заполнение  налоговой декларации.

 

Исчисление  налогов, установленных в Российской Федерации, осуществляется на основе данных налогового учета. При этом налоговый учет по каждому конкретному налогу имеет свою систему. Налоговый учет это не только система учета по налогам, для исчисления которых она применяется в соответствии с действующим налоговым законодательством, а единая система учета, предназначенная для налогообложения в целом.

Существует  три уровня налогового учета:

- первичные  учетные документы;

- учет доходов  и расходов;

- налоговая  декларация.

Первичные учетные документы, которые используются в бухгалтерском учете - это часть системы управленческой документации. Существует Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД). Он дает классификацию унифицированных форм управленческих документов, многие из которых находят применение в бухгалтерском учете. Обычно на бланках документов есть код документа по ОКУД.

Нет первичного документа - нет факта хозяйственной  жизни. Это - одно из основополагающих правил бухгалтерского учета. Все записи в бухгалтерском учете производятся на основании первичной учетной документации. Эти же документы служат для проверки правильности свершившихся фактов хозяйственной жизни и для других целей. Вся хозяйственная жизнь организации находит отражение в виде первичных документов.

Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи  указанных лиц.

Налогоплательщики также обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения