Виды и методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - раскрыть важность финансового планирования и доказать насколько оно облегчит «жизнь» любого предприятия. В рамках этой цели рассмотреть понятие, цели, задачи, и процесс планирования, принципы, виды и методы составления финансовых планов на предприятиях для более глубокого понимания их сущности, выявление значимости финансового планирования в деятельности фирмы. Я думаю, что самая основная проблема, существующая сейчас на российских предприятиях – это собственно недооценка важности финансового планирования, которая вытекает из незнания механизмов финансового планирования.

Содержание работы

Введение 3
1. Финансовое планирование 4
1.1. Понятие, цели, задачи, процесс финансового планирования 4
1.2. Виды финансового планирования 8
2. Принципы финансового планирования 13
2.1. Основные принципы 13
2.2. Дополнительные принципы 16
3. Методы финансового планирования 20
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей 21
3.2. Общие методы составления финансового плана 26
Заключение 28
Приложение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Виды и методы финансового планирования.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Составляется, как правило, на срок от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не являются достоверными.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый (текущий) план, который обобщает все предыдущие его разделы в стоимостном выражении. В нем отображенные размеры прибыли, налогов, объемы инвестиций, использование собственных и привлеченных средств, резерв выплаты дивидендов (акционерное общество), финансовые резервы и тому подобное.

Текущее финансовое планирование

Текущее планирование является вторым этапом, оно придает конкретность финансового прогноза на плановый период (год) и способствует планированию на более короткие промежутки времени (квартал, месяц, декада) в пределах планового периода, то есть речь идет об оперативном финансовом планировании.

Текущее планирование часть перспективного планирования производится через составление предприятиями текущих финансовых планов, в которых согласовываются доходные и расходные статьи на плановый период. В этих планах детализируются и применяются более точные, сравнительно с перспективными планами, методы расчетов доходов предприятия. Финансовый план определяет взаимоотношения предприятия с бюджетом, кредитными учреждениями, участниками проведения совместной деятельности, управляющими и координирующими организациями и основателями (акционерами).

Предприятия имеющие самостоятельность в планировании (негосударственные предприятия), выбирают любую форму финансового планирования, которая, как они считают, им подходит. Например, бюджетирование.

Бюджетирование - процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени . Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности. Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.

Как инструмент финансового планирования, бюджетирование, в странах рыночной экономики считается описанием целей предприятия, определением конкретных финансовых и операционных заданий в сроках. Оно является количественным планом деятельности предприятия и выполнения программ, которые являются взаимоувязанным набором финансовых и/или натуральных, экономических показателей. Бюджеты создают отдельные целостные саморегулирующие системы, каждая из которых отвечает за определенное направление использования ресурсов и получения прибыли. Другими словами, бюджет признается финансовым планом и экономическим регулятором отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятием и внешней средой.

Бюджетирование предусматривает подготовку главного бюджета, что состоит из интегрированных друг с другом бюджетов, которые отображают разные стороны деятельности предприятия.

Главный бюджет является основой для прогнозирования и планирования прибыли – основного финансового ресурса предприятия. Этот бюджет описывает в структурированной форме ожидания относительно продажи продукции, расходов и других финансовых операций в плановом периоде.

Оперативное финансовое планирование

Выступает в качестве дополнения к текущему финансовому планированию. Его цель заключается в контроле за формированием и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем.

Любое предприятие, задачей которого является эффективное контролирование формирования и использования финансовых ресурсов, а так же обеспечение и поддержание ликвидности фирмы, обязательно должно использовать оперативное финансовое планирование. Ликвидность в большей мере зависит от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности – это краткосрочная кредиторская задолженность (оборотные средства минус запасы). Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее ликвидных активов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя:

- составление и исполнение платежного календаря (составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. Необходим контроль за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств. Самое важное в правильно-составленном платеже - сбалансированность. С помощью календаря выявляются финансовые ошибки, недостаток средств, причины такого положения, появляется возможность наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений. Для удобства составляют налоговый календарь и календари по отдельным видам движения денежных средств);

- составление кассового плана (план оборота наличных денежных средств. Отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств, кассовый план предприятия так же необходим банку, в котором предприятие обслуживается, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Этот план разрабатывается на квартал);

- расчет потребности в  краткосрочном кредите.

После всех пройденных этапов планирования составляется сводная аналитическая записка, в которой даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций и уделяется внимание распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций:

- планирование издержек;

- планирование производства;

- планирование сбыта и  финансовое планирование (планирование  прибыли).

Все виды финансового планирования органически связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

 

2. Принципы финансового планирования

2.1.  Основные принципы

Различают следующие основные принципы финансового планирования: - принцип научности;

- принцип комплексности;

- принцип оптимальности;

а так же общие принципы финансового планирования организации:

- принцип единства;

- принцип координации;

- принцип участия;

- принцип непрерывности;

- принцип гибкости;

- принцип точности.

Под Принципом научности предполагается научно обоснованные методы расчета, также анализ финансовой и хозяйственной деятельности. Приоритетным является нормативный метод. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках.

Применяется следующая система норм и нормативов:

- региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации);

- местные нормативы (район);

- отраслевые нормативы (нормативы отрасли или предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий);

- нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике).

Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.

Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Принцип комплексности в планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.

Принцип оптимальности в планировании финансов состоит в выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана.

Существует 3 вида плана:

- оптимистический;

- пессимистический;

- нейтральный.

Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено:

1) т.к. в финансовых планах  происходит соизмерение намечаемых  затрат с реальными возможностями, то в результате достигается  материально-финансовая сбалансированность;

2) статьи финансового  плана связаны со всеми экономическими  показателями работы предприятия.

Общие принципы планирования

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.

Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок → план производства → план по маркетингу). В тоже время непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.

Принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

 

2.2 Дополнительные принципы

Организация финансов предприятий, которые отображают процесс формирования, деления и использования финансовых ресурсов основывается на соответствующих принципах организации хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства, а именно:

  • финансовая независимость
  • финансовая ответственность;
  • коммерческого расчета;
  • формирования финансовых резервов и др.;
  • Разграничение средств на собственные и одолженные.

И ряд специфических принципов:

- принцип соотношения  сроков получения и использования  средств;

- принцип платежеспособности;

- принцип рентабельности  капиталовложений;

- принцип сбалансированности  рисков;

- принцип приспособленности  к потребностям рынка;

- принцип предельной рентабельности.

Финансовая независимость предприятий гарантируется действующим законодательством. Государство гарантирует всем субъектам ведение хозяйства, независимо от избранных ими организационных форм (предприятие, общество), одинаковые права и создает одинаковые возможности для доступа к финансовым и природным ресурсам; неприкосновенность имущества; обеспечивает защиту любой формы собственности. Предприятия самостоятельно разрешают, какую производить продукцию и кому ее реализовывать, как распределять чистый доход (выручку) от продажи продукции, как распределять и использовать финансовый результат. Безусловно, принятие таких решений предприятия согласовывают с действующим законодательством.

Финансовая ответственность за результаты деятельности. Этот принцип реализуется в случаях неплатежеспособности предприятий, возникновения убытков, нарушения ими действующего законодательства Украины и зарубежных стран (налогового, антимонопольного, антидемпингового и др.). Предприятия несут полную реальную ответственность за своевременность и полноту выполнения своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государственными институциями, кредитными учреждениями и другими предприятиями и организациями. Они обязаны покрывать убытки и потери за счет собственных финансовых ресурсов и резервов. Невозможность выполнять свои обязательства перед государством и кредиторами в случае убыточности и неплатежеспособности создает непосредственную угрозу любому предприятию стать банкротом.

Коммерческий расчет как метод ведения хозяйства предусматривает постоянное сравнение расходов и результатов деятельности предприятия. Его целью является получение прибыли при оптимальных расходах капитала при минимальных рисках.

Коммерческий расчет отвечает основным принципам саморазвития предприятий – самоокупаемости и самофинансированию:

-  самоокупаемость создает условия для обеспечения предприятия необходимыми материальными, трудовыми и денежными ресурсами и предусматривает рентабельную деятельность;

-  самофинансирование предусматривает обеспечение за счет собственных ресурсов не только покрытия текущих расходов, но и расходов капитального характера, финансирования социально-экономического развития предприятия и расходов будущих периодов.

Информация о работе Виды и методы финансового планирования