Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:45, курсовая работа
Цель моей работы - раскрыть важность финансового планирования и доказать насколько оно облегчит «жизнь» любого предприятия. В рамках этой цели рассмотреть понятие, цели, задачи, и процесс планирования, принципы, виды и методы составления финансовых планов на предприятиях для более глубокого понимания их сущности, выявление значимости финансового планирования в деятельности фирмы. Я думаю, что самая основная проблема, существующая сейчас на российских предприятиях – это собственно недооценка важности финансового планирования, которая вытекает из незнания механизмов финансового планирования.
Введение 3
1. Финансовое планирование 4
1.1. Понятие, цели, задачи, процесс финансового планирования 4
1.2. Виды финансового планирования 8
2. Принципы финансового планирования 13
2.1. Основные принципы 13
2.2. Дополнительные принципы 16
3. Методы финансового планирования 20
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей 21
3.2. Общие методы составления финансового плана 26
Заключение 28
Приложение 31
Список используемой литературы 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Экономический Факультет
курсовая работа
По дисциплине |
|
Экономика предприятия | |
На тему |
|
Виды и методы финансового планирования | |
Работу выполнила студентка | |
группы |
СОБЭ-102 |
Направление |
Финансы и кредит |
Профиль |
Финансы и кредит |
Бамбелюк Оксана Алексеевна | |
(Ф.И.О.) | |
Научный руководитель | |
| |
(Ф.И.О.) |
МОСКВА 2013 г.
Содержание
Введение 3
1. Финансовое планирование 4
1.1. Понятие, цели, задачи, процесс финансового планирования 4
1.2. Виды финансового планирования 8
2. Принципы финансового планирования 13
2.1. Основные принципы 13
2.2. Дополнительные принципы 16
3. Методы финансового планирования 20
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей 21
3.2. Общие методы составления финансового плана 26
Заключение 28
Приложение 31
Список используемой литературы 32
Введение
Тему «Виды и методы финансового планирования» для своей курсовой работы, я выбрала не случайно. Во многих организациях руководители упускают такую важную сторону деятельности фирмы и зря, так как в современных условиях скорость принятия качественных решений главным образом влияет на успех, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Импровизировано принимать решения, имеющие долгоиграющие последствия, вряд ли возможно.
Это связано с переходом от командной модели экономики, где планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Если предприниматели не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, то они не смогут добиться максимального успеха в рыночной экономике. Необходимо постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных возможностях. Фирма должна не только приносить прибыль, но и развиваться, структурно укрепляться на рынке, повышать репутацию. Клиенты, обращающиеся к предприятию, в первую очередь рассматривают достижения, стабильность деятельности, срок действия и объемы фирмы. А корректно спланированная организация привлекает многих потребителей и следовательно разрастается.
Цель моей работы - раскрыть важность финансового планирования и доказать насколько оно облегчит «жизнь» любого предприятия. В рамках этой цели рассмотреть понятие, цели, задачи, и процесс планирования, принципы, виды и методы составления финансовых планов на предприятиях для более глубокого понимания их сущности, выявление значимости финансового планирования в деятельности фирмы.
Я думаю, что самая основная проблема, существующая сейчас на российских предприятиях – это собственно недооценка важности финансового планирования, которая вытекает из незнания механизмов финансового планирования.
1. Финансовое планирование
1.1 Понятие, цели, задачи, процесс финансового планирования
Финансы это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
В экономических отношениях финансы занимают одну из первых позиций значимости. Они выражаются в денежной форме, способствуют распределению и отражению формирования и использования различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Финансовые ресурсы - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Финансовые ресурсы предприятие использует по таким направлениям как:
- текущие затраты на
реализацию продукции (работ, ус-
- инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и техническим обновлением производства, использованием нематериальных активов;
- инвестирование в ценные бумаги;
- платежи банковской, финансовой системам, взносы во внебюджетные фонды;
- образование других денежных фондов и резервов;
- благотворительность, спонсирование.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента и себестоимости продукции.
Все затраты должны быть заранее спланированы для организации дальнейшей стабильности в деятельности предприятия.
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
Планирование затрат должно отражаться в установленной форме сметы затрат на производство и реализацию продукции. Она определяет производственную и полную себестоимость всего объема выпускаемой продукции. В производственной себестоимости учитываются производственные затраты, а также расходы будущих периодов и незавершенное производство.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
В конечном итоге финансовый план это документ, в соответствии с которым организуется жизнедеятельность предприятия. Он является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, и занимаемой позиции должен быть знаком с целями и задачами финансовых планов.
Цели финансового планирования:
1. Новаторские – разработка новых направлений деятельности, творческие, перспективные цели.
2. Обеспечение предварительного контроля за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создание предпосылок укрепления финансового состояния предприятия.
3. Контроль выполнения планов сотрудников (план должен быть предъявлен заранее)
4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).
Основные задачи финансового планирования:
- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
- соблюдение интересов
акционеров и других
- гарантия выполнения
обязательств предприятия
- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
- контроль рублём за
финансовым состоянием, платёжеспособностью
и кредитоспособностью
Основой любого финансового плана является баланс доходов и расходов предприятия (Приложение 1). Работа по его разработке включает в себя несколько этапов:
- оценка исполнения баланса доходов и расходов в периоде, предшествующем планируемому;
- рассмотрение проектируемых
производственных показателей
- непосредственная разработка
финансового плана на
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
На I этапе рассматривают финансовые показатели за предыдущий период. Для этого обращаются к финансовым документам предприятия, таким как: бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. Они имеют особую значимостьдля финансового планирования, так как включают в себя данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также являются основой для составления прогноза этих документов. Вся эта нелегкая аналитическая работа облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
II этап предусматривает составление основных прогнозных документов: прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На III этапе составляются текущие финансовые планы в которых указываются конкретные показатели прогнозных финансовых документов.
На IV этапе осуществляют оперативное финансовое планирование.
И в завершении процесса финансового планирования практически внедряют планы и контроль их выполнения.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
1.2. Виды финансового планирования
На предприятии, как правило, различают финансовое планирование:
- долгосрочное;
и
- краткосрочное.
Долгосрочное планирование
Существуют решения, которые распространяются на достаточно долгую перспективу. Например такие, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Эти решения устанавливают определенность деятельности предприятия на продолжительный период и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах. Долгосрочные планы это определенная конструкция, содержащая элементы краткосрочных планов.
Краткосрочное планирование.
Именно краткосрочное планирование в основном используется на предприятии и плановый период составляет один год. За этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры, то есть происходят все типичные для жизни предприятия события.
По времени годовой бюджет (план) можно разделить на:
- месячные бюджеты (планы)
или
- квартальные бюджеты (планы).
Финансовое планирование на предприятии подразделяют на три вида и различают по типу плана и сроку, на который план разрабатывают:
- перспективное (стратегическое);
- текущее;
- оперативное.
Перспективное (стратегическое) финансовое планирование
Это первый этап финансового планирования, заключается в прогнозировании финансовой деятельности предприятия (перспективное финансовое планирование на период 3 - 5 лет). Для перспективного финансового планирования на предприятии составляют бизнес-план.
Бизнес-план это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план это документ, позволяющий управлять бизнесом, поэтому он является неотъемлемым элементом стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Документ разрабатывается с увязкой финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Значительная часть такого плана имеет юридический, организационный и производственный характер: обоснование организационно-правовой формы предприятия, характеристика продукции, ее качеств, упаковки, организации сбыта, цены продажи и затрат на ее производство и реализацию; детально разработанный производственный план и результаты маркетинговых исследований.