Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации.
В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

Файлы: 1 файл

экономика организации.docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Иногда юридический и  протокольный отделы, а также бухгалтерия  и отдел кадров подчиняются непосредственно  генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвлённой  структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда  их деятельность целиком и полностью  сосредоточена на внешних рынках.

На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической  деятельности, внешнеторговый аппарат  существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное  подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

На предприятиях за последние 10 лет накоплен значительный опыт осуществления  внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

1.3. Участники внешнеэкономической деятельности.

 

Совокупность современных  участников внешнеэкономической деятельности можно классифицировать по ряду принципов: профилю внешнеэкономической деятельности; характеру совершаемых внешнеторговых операций; организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок  распределения доходов. Развитие внешнеэкономической  деятельности сопровождается изменением облика ее субъекта. Рассмотрим основные типы современных субъектов внешнеэкономической  деятельности (рис. 2).

 
   




 

 Для осуществления внешнеэкономических  связей необходимо следующее:

1) государственная регистрация  предприятия по месту нахождения  предприятия (утверждение учредительных  документов: устава и договора, а  также получение свидетельства  о государственной регистрации);

2) стать на учет в  налоговом управлении по месту  регистрации;

3) получить в установленном  порядке печать, штамп;

4) зарегистрироваться в  государственном реестре.

Определение экономической  целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает так же и соблюдение следующих основных положений:

- экспортно-импортная операция  основывается на принципе полной  самоокупаемости (в том числе  валютной), самофинансирования, т.е.  основных принципов полного хозрасчета;

- объем предполагаемой  сделки устанавливается исходя  из имеющихся в распоряжении  предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

- коммерческой сделки  должны предшествовать тщательный  маркетинг, технико-экономическое  обоснование, должны быть просчитаны  и рассмотрены многочисленные  варианты возможных коммерческих  сделок;

- организация коммерческой  сделки должна вестись с соблюдением  нормативно-правовых актов (международных  законов, указов, постановлений соответствующих  органов; двусторонних государственных  соглашений). 

 Вновь созданному предприятию  не следует начинать свою деятельность  с внешнеэкономических связей  с зарубежными партнерами, необходимо  накопить определенный опыт, работая  на внутреннем рынке.

К основным формам относят:

Консорциумы – форма объединения  предприятий производственного  и внешнеэкономического профиля  деятельности. Их доля в общей численности  участников внешнеэкономической деятельности составляет не более 0,5 %. Создаются  консорциумы для реализации крупномасштабных проектов (например, строительство  объектов за рубежом). Участниками консорциума  являются предприятия-производители  и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действие консорциума может иметь  разовый (при строительстве конкретного  объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Внешнеэкономические организации (ВО) МВЭС обслуживают ВЭС государственного уровня на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт  по лицензиям Министерства внешнеэкономических  связей (МВЭС), специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые внешнеэкономические  объединения (ВЭО) призваны содействовать  развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений отрасли.

Смешанные общества создаются  за границей с участием средств крупных российских экспортеров и иностранных партнеров. Цель создания смешанных обществ – содействие расширению отечественного экспорта. Через смешанные общества получают более полную информацию о рынке сбыта, степени конкурентоспособности продукции.

Торговые дома представляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, банковских и страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и  за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации.

Основными задачами ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества являются:

1) оказание практической помощи участникам внешнеэкономической деятельности в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке внешнеторговых контрактов и поиске партнеров;

2) проведение семинаров,  конференций;

3) издание справочников, сборников.

Пример. «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники. Создано при участии Германии, Италии, Великобритании. «ВЕСТ» – Восточно-европейское сотрудничество и торговля (создано в 1991 г.): в числе учредителей 700 организаций и фирм Венгрии, Польши, Чехии, России, стран СНГ.

Значительная часть мирового товарооборота осуществляется через  торговых агентов-посредников. Агент  обязан соблюдать агентское соглашение.

Простые посредники, или  «брокеры», заключают сделки купли-продажи  от имени и за счет принципала. Они  не являются стороной в контракте, а  выполняют функцию поиска товаров  и партнеров по сделке, получая  за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25 – 3 % от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокеру.

Комиссионер, с одной стороны, выражает интересы принципала, с другой – выступает продавцом от собственного имени, но за счет принципала. Сторонами  комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; при этом оговаривают минимальную  цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Аукционист выступает  в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него наиболее высокую  цену.

Дистрибьюторы (сбытовые посредники) заключают контракты купли-продажи  с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счет как обычные  торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров.

Экспедитор занимается предоставлением  услуг по отправке груза, принимая его  у отправителя и передавая  основному перевозчику. Он обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки грузов, их различной специфики (например, жидкий криогенный продукт).

Коммивояжеры представляют собой посредников в сбыте  товара экспортера за границей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий Ставропольского края.

 

Организации Ставропольского  края осуществляют внешнеэкономическую  деятельность с 88 странами мира.

Внешнеторговый оборот Ставропольского  края в 2007 году достиг 1334,0 млн. долларов США, что на 35,9% выше показателя предыдущего  года. По итогам 9 месяцев 2008 года внешнеторговый оборот увеличился на 35,1% и составил 1238,2 млн. долларов США (Рис. 1).

Рис 1 - Динамика внешней торговли края

Наибольшие объемы внешней  торговли в 2007 году приходились на США, Азербайджан, Бразилию, Украину, Грузию, Беларусь, Турцию, Италию, Египет, Индию, Китай, Германию.

Внешнеторговый оборот края (показатель включает данные таможенной статистики, а так же данные об объемах  экспорта (импорта) товаров, полученных на основе форм федерального государственного статистического наблюдения) за 9 месяцев 2008 года составил 1,2 млрд. долларов США  и увеличился по сравнению с девятью  месяцами 2007г на 35,1%, в том числе  экспорт - на 25,5%, импорт - в 1,6 раза. Положительное сальдо торгового баланса составило 359,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2007 г. – 356,2 млн. долларов).

Для организаций края, участников экспортно-импортных операций, третий квартал был более благоприятным. В сравнении со 2 кварталом т.г. объем экспорта увеличился в 2,5 раза, импорта на 6%.

Основной объем внешнеторговых операций (66,8%) приходился, как и в  предыдущие периоды, на страны дальнего зарубежья. В экспорте доля этих стран  составила 65,6% против 65,5% за 9 месяцев 2007 года, в импорте соответственно 68,9% против 66,8%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья увеличился на 36,8%, со странами СНГ- 31,6%.

Внешняя торговля осуществлялась с 88 странами мира, наиболее активно  с Италией, Германией, США, Бразилией, Китаем, Турцией, Украиной. На долю этих стран приходится 44,8% всего внешнеторгового  оборота.

Как и прежде, экспортоориентированной продукцией края, в основном, является нефтехимическая (52,3%), продовольственные товары и сырье (36,1% всего объема экспорта).

За 9 месяцев 2008 г. объемы экспорта нефтехимической продукции увеличились  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 22,8%. Прирост  объемов был обеспечен за счет повышения контрактных цен на основные виды продукции: на минеральные  удобрения и аммиак безводный (в 1,7 раза), кислоту азотную (в 1,6 раза), кислоту ациклическую (на 21,2%), а так  же увеличением поставок в физической массе: спиртов ациклических (в 3,3 раза), полимеров этилена (в 9,7 раза), возобновлением экспорта полимеров пропилена.

Поставки за рубеж продовольственных  товаров и сырья возросли в 1,4 раза по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, повысилась на 4,5 п.п. и их доля в общей структуре экспорта. Увеличились  контрактные цены на основные экспортируемые товары: пшеницу- в 1,4 раза, кукурузу- в 1,5 раза. Объемы же их поставок в физической массе сократились соответственно на 6,2% и 28,3%. Возрос экспорт ячменя, муки, масла подсолнечного, воды минеральной.

В структуре экспорта 4,7% приходится на поставки машин и оборудования, 1,9% - черных и цветных металлов и  изделий из них. Основные объемы (77,9%) машин и оборудования экспортированы в страны СНГ. Поставки черных и цветных  металлов практически полностью (94,7%) осуществлены в страны вне СНГ.

В структуре импорта края 68,9% приходится на закупки в странах  вне СНГ и 31,1%- в государствах-участниках СНГ. (Справочно: в январе-сентябре 2007 г. соответственно 66,8% и 33,2%). В январе-сентябре 2008 года рот стоимостного объема импорта в 1,6 раза был обеспечен увеличением ввоза товаров как из стран дальнего зарубежья (в 1,6 раза), так и из стран СНГ (в 1,5 раза).

Около половины объема (44,8%) в импортных поступлениях (без  учета поставок из республики Беларусь) приходится на ввоз машин и оборудования.

Поставки в край машин  и оборудования увеличились как  из стран дальнего зарубежья (в 1,8 раза), так и из стран СНГ (в 2,4 раза). В  их структуре преобладала техника  для осуществления производственных процессов. Так, импорт машин сельскохозяйственных для подготовки и обработки почвы  увеличился в 1,8 раза, машин и механизмов для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур - в 4,1 раза, тракторов - в 1,7 раза.

Стоимость импорта продовольственных  товаров и сырья увеличилась  на 37,9%. Однако их доля снизилась с 18,4% в январе-сентябре 2007 года по 16,1% в  анализируемом периоде. В номенклатуре продукции возросли закупки шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао (на 21,8%), мучных кондитерских изделий (в 1,7 раза), кофе (на 16,3%), возобновились  поставки сахара-сырца. В то же время  сократился импорт кукурузы, соли, крепких  спиртных напитков.

Объемы закупок продукции  нефтехимии увеличились на 29,2%, в  том числе средств защиты растений и моющих средств - в 1,5 раза, карбонатов- на 4,1%, готовых клеев - на 10,1%. Меньше стали ввозить эфиров простых ( на 19%), инициаторов реакций (в 9,4 раза).

Продукции черной и цветной  металлургии импортировано на сумму 37,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем в январе-сентябре 2007 года. Ввоз этого товара увеличился как из стран  дальнего зарубежья (в 1,9 раза), так и  из стран СНГ (в 1,6 раза). Однако, несмотря на существенную положительную динамику основные показатели ВЭД, рассчитанные на душу населения, в Ставропольском крае ниже средне-российских в 8 раз.(Таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели ВЭД в расчете на душу населения

 

Ед. измерения

Россия

ЮФО

Ставропольский  край

Внешнеторговый  оборот (2007 год)

долл. США на душу населения

4020,0

907,0

494,0

Иностранные инвестиции (2007 год)

долл. США на душу населения

840,0

95,0

109,0

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия