Возбуждение дел о несостоятельности - банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследовать особенности банкротства отдельных видов юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать понятие банкротства, рассмотреть его признаки;
- проанализировать основания и порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде;
- рассмотреть процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение;
- исследовать досудебные процедуры, меры по предупреждению банкротства организаций;
- выделить особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, в частности: градообразующих организаций; сельскохозяйственных организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций; субъектов естественных монополий;
- проанализировать проблемы осуществления процедур банкротства в отношении указанных юридических лиц.

Содержание работы

Введение
2.1 Общие вопросы правового регулирования банкротства юридических лиц
2.2 Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
I. Наблюдение
II. Финансовое оздоровление
III. Внешнее управление
IV. Конкурсное производство
V. Мировое соглашение
2.4 Досудебные процедуры. Меры по предупреждению банкротства организаций
3.1 Банкротство градообразующих организаций
3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций
3.3 Банкротство финансовых организаций
3.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций
3.5 Банкротство субъектов естественных монополий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2008 (2) - Возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве) - копия.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4 Досудебные процедуры.  Меры по предупреждению банкротства  организаций

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным  вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение  социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства[1]. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий как со стороны государства, так и кредиторов.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства  – являются общей обязанностью добросовестного  предпринимателя. В случае возникновения  признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут  быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение  квалификации персонала, изменение  управленческой политики и др.), так  и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур

Данные «меры» принимаются  на основании соглашения с должником (например, продление кредитного договора или заключение нового).

Помимо названных мер, названными субъектами может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника (досудебная сонация).

Как подчеркивают эксперты, по сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

В заключение подчеркнем, что меры по предупреждению банкротства  отдельных видов юридических  лиц предусмотрены специальными законодательными актами. Такие меры, например, предусмотрены в отношении  кредитных организаций (глава II ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации»); сельскохозяйственных организаций («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»).


 

3.1 Банкротство градообразующих  организаций

Проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики. В литературе отмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи, с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим[1].

Согласно п.1 ст.169 Закона, градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Особенности банкротства градообразующих организаций распространяются также на иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132 Закона 1998 года). Таким образом, в настоящее время, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.

На практике может возникнуть сложность  с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На наш взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности»[2], в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.

Закон предусматривает расширенный  состав лиц, участвующих в деле о  банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодатель устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти (как федеральные, так и субъекта).

Для применения арбитражным судом  к должнику норм специального параграфа  в процессе производства по делу о  несостоятельности должника в арбитражный  суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей  организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.

Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные, данные администрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксперты, должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадии банкротства[3].

Особенность для градообразующих  должников состоит в возможности  введения внешнего управления под поручительство.

В соответствии с п.1 ст.171 Закона, в случае, если собранием  кредиторов не принято решение о  введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Законом (ст.75 Закона), а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством  понимается односторонняя обязанность  лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед  кредиторами, а также обязанности  по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Закона).

Таким образом, поручителем  выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.

Целью поручительства, вытекающего  из банкротства, является продление  внешнего управления на градообразующей  организации в интересах региона.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

- сумма обязательств  должника перед кредиторами и  обязанности по уплате обязательных  платежей;

- график погашения  задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение  обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Законодатель пошел  по пути некоторого выравнивания условий  банкротства градообразующих организаций  и других юридических лиц. В соответствии со ст.172 Закона, финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

По ранее действующему законодательству максимальный срок продления  составлял 10 лет. При этом была установлена  необходимость начать осуществление  расчетов не позднее чем через год с момента продления срока.

Учитывая, что Закон 2002 года распространяет свое действие на отношения, возникшие до введения в действие Закона 2002 года, в настоящее время, по всей стране продолжаются процедуры банкротства с градообразующими организациями основанные на «старом законодательстве».

Приведем пример из практики:

«Отделение Пенсионного  фонда Российской Федерации по Новосибирской  области (далее - фонд) обратилось в  Арбитражный суд Новосибирской  области с заявлением о признании  несостоятельным (банкротом) акционерного общества открытого типа «Новосибирский электродный завод» (далее - завод).

Определением  от 25.12.98 арбитражный суд принял заявление  фонда к производству, ввел наблюдение, назначил временным управляющим кандидата, предложенного заявителем.

Определением  от 17.03.99 введено внешнее управление заводом на 12 месяцев.

Определением  от 09.08.99 на основании ходатайства  территориальной администрации  Искитимского района Новосибирской  области продлен срок внешнего управления должником на 12 месяцев (до 17.03.01).

К участию  в деле о банкротстве привлечена администрация Новосибирской области.

Администрация 02.02.01 обратилась в арбитражный суд  с ходатайством о продлении срока  внешнего управления должником до 7 лет, представив поручительство по обязательствам должника.

Определением  от 28.02.01 суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и учитывая анализ отчета внешнего управляющего, продлил срок внешнего управления до 17.03.06.

Конкурсный  кредитор завода (открытое акционерное  общество «Сибирско-Уральская алюминиевая компания»; далее - компания) обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.02.01, в которой просило определение отменить, в удовлетворении ходатайства администрации Новосибирской области о продлении срока внешнего управления заводом отказать.

При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании  представитель компании дополнил требования и просил признать завод банкротом, открыть в отношении него конкурсное производство сроком на 6 месяцев, назначить конкурсного управляющего.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 31.08.01 определение  от 28.02.01 отменил и принял решение  о прекращении процедуры внешнего управления, открытии конкурсного производства сроком на 12 месяцев, назначении конкурсным управляющим заводом О.С.Козырева. Отменено также определение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.03.01, которым отказано в удовлетворении жалобы конкурсного кредитора (компании) на действия внешнего управляющего заводом.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации  предлагается постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.01 в части прекращения процедуры внешнего управления заводом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего отменить. В части продления срока внешнего управления заводом дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что оспариваемое постановление кассационной инстанции в части прекращения процедуры внешнего управления заводом, открытия в отношении него конкурсного производства, назначения конкурсного управляющего подлежит отмене. В остальной части указанное постановление следует оставить без изменения. Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.02.01 по настоящему делу подлежит оставлению в силе.

Как видно  из материалов дела, администрация  Новосибирской области 02.02.01 на основании  статьи 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обратилась в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления заводом, являющимся градообразующим предприятием, до 7 лет (17.03.06) и представила поручительство по обязательствам должника, которым приняла на себя субсидиарную ответственность за исполнение должником признанных им в установленном законом порядке обязательств в соответствии с реестром требований кредиторов.

Доводы  суда кассационной инстанции о том, что поручительство не отвечает требованиям  статей 134, 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статей 131, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать обоснованными.

Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно  требованиям статей 134 и 135 указанного Федерального закона поручителем выступает  субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность  по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.

Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей  организации в интересах региона.

По своему характеру отношения, возникающие при продлении внешнего управления под поручительство, являются длящимися (до 10 лет). Поэтому обязанность соответствующих органов исполнительной власти (в данном случае администрации Новосибирской области) предусмотреть в бюджете необходимые средства для погашения задолженности организации-должника возникает после продления арбитражным судом внешнего управления под поручительство.

Согласно  пункту 3 статьи 135 упомянутого Федерального закона в случае продления срока  внешнего управления градообразующей  организацией до 10 лет должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами не позднее сроков, установленных пунктом 1 указанной статьи, то есть, не позднее 2 лет с момента введения внешнего управления.

Поэтому отмена судом кассационной инстанции определения Арбитражного суда Новосибирской области от 28.02.01 о продлении срока внешнего управления заводом является неправомерной.

Кроме того, следует признать обоснованными  доводы, изложенные в протесте Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, о том, что Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вышел за пределы своих полномочий, рассмотрев вопрос о прекращении процедуры внешнего управления, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего заводом. Согласно статье 174 названного Кодекса при рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.

Поскольку судом первой инстанции рассматривалось только ходатайство администрации Новосибирской области о продлении срока внешнего управления заводом и вопросы о признании должника банкротом, введении в отношении него конкурсного производства, назначении конкурсного управляющего не рассматривались, суд кассационной инстанции не вправе был принимать решение по вопросам, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

При таких  обстоятельствах постановление  суда кассационной инстанции от 31.08.01 в части прекращения процедуры внешнего управления заводом, открытия в отношении него конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего подлежит отмене, определение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.02.01 - оставлению в силе, поскольку оно соответствует требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»«[4].

Вернемся  к действующим правилам.

В соответствии с Законом, должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством (п.3 ст.173 Закона). В случае их неисполнения может быть реализовано право кредиторов и уполномоченных органов на предъявление к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в установленном законодательством порядке, под которым понимаются прежде всего соответствующие нормы гражданского законодательства и арбитражно-процессуального законодательства.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику - градообразующей организации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочном прекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно, о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсного производства. По мнению законодателя, необеспеченность поручительства именно в размере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основанием для принятия арбитражным судом соответствующего решения.

Полномочный исполнительный орган в любое  время до окончания финансового  оздоровления градообразующей организации  или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Законом способом. Так, например, сторонами может быть в т.ч. заключено соглашение сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

В ходе осуществления  процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия, как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже после признания предприятия банкротом.

При этом необходимо учитывать, что при наличии  ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию  в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу (п.2 ст.175 Закона).

Законом установлены  дополнительные гарантии исполнения названных  условий:

Договор купли-продажи  в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защиты социально-экономических интересов определенного населенного пункта или региона в целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайству которых проводилсяконкурс.

В этом случае покупателю предприятия градообразующей  организации за счет средств соответствующего бюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, но и осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующей организации передается муниципальному образованию по месту нахождения этого предприятия.

В случае же если полномочными органами не было подано соответствующее ходатайство, то в таких случаях порядок и условия продажи предприятия градообразующей организации устанавливаются ст. 110, 111, 139 Закона, то есть по правилам продажи предприятия должника.

 

 

[1] Телюкина М.В. Особенности производства по делу о несостоятельности градообразующего должника // Законодательство. – 1999. - №1.

[2] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике» // Экспресс-Закон. - 1999 г. -№ 37.

[3] Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2003 г.

[4] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2002 г. №9085/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002 г. - №8.


 

 

 

 

 

 

3.2 Банкротство сельскохозяйственных  организаций

Под сельскохозяйственными  организациями понимаются юридические  лица, основными видами деятельности которых являются производство или  производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (п.1 ст.177 Закона). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[1].

Важно подчеркнуть, что  особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, применяются также  к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

Особенностями обладают следующие стадии банкротства сельхозорганизаций: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

На каждой из названных  стадий в целях финансового анализа  необходимо исходить из оценки таких  факторов, как сезонность сельскохозяйственного  производства, влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов, перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление – процедуры вводятся на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции (п.2, 3 ст.178 Закона). При этом срок внешнего управления не может превышать двухгодичный срок (в совокупности с финансовым оздоровлением).

В случае, если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и  ухудшение финансового состояния  сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке.

В случае если сельскохозяйственная организация имеет признаки банкротства, но еще не возбуждено дело в арбитражном  суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долгов осуществляется в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458[2]

Названный ФЗ отнес к  кредиторам – субъектов имеющих право на взыскание задолженности с сельскохозяйственных товаропроизводителей Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Таким образом, реструктуризации могут быть подвергнуты любые задолженности.

Чтобы сообщить о своем  желании реструктуризировать просроченную задолженность, предприятие должно подать заявление в межведомственную территориальную комиссию по финансовому  оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. К заявлению нужно приложить план улучшения финансового состояния и другие документы, предусмотренные перечнем, который утверждает Правительство РФ.

Приняв заявление от претендента, комиссия проверяет, имеет  ли он право участвовать в программе  и не возбуждено ли против него дело о банкротстве в арбитражном суде, а также комиссия оценивает план улучшения финансового состояния предприятия. На это пунктом 2 статьи 13 Закона ей отведен срок - один месяц со дня подачи заявления.

До тех пор пока комиссия не разрешит претенденту участвовать в программе и не утвердит план организационно-технических мероприятий по финансовому оздоровлению должника, он обязан ограничить операции со своим имуществом.

Другими словами, должнику запрещается без согласия комиссии продавать недвижимость и земельные участки или передавать их в аренду или в залог. Кроме того, он не должен использовать это имущество для участия в уставном капитале других предприятий и учреждать доверительное управление (п.1 ст.13 Закона).

Рассмотрев заявление должника, комиссия может принять одно из трех возможных решений:

- включить его в  состав участников программы;

- установить условия,  выполнив которые должник сможет  стать участником программы;

- отказать ему, обосновав  причину отказа.

В соответствии со ст.16 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» территориальная комиссия производит расчет показателей финансового состояния должника в соответствии с методикой расчета указанных показателей (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52[3]).

В зависимости от показателей  финансового состояния должника и в соответствии с базовыми условиями  реструктуризации долгов (утв. постановлениемПравительства РФ от 30 января 2003 г. №52) территориальная комиссия определяет вариант реструктуризации долгов.

После того как план оздоровления разработан, территориальная комиссия сообщает о выбранном варианте реструктуризации кредиторам предприятия-должника. Кроме того, она назначает дату своего расширенного заседания, на которое приглашаются представители всех кредиторов. На этом заседании комиссия с согласия кредиторов окончательно утверждает условия реструктуризации долга. Это решение должно быть принято единогласно, иначе подписывать соглашение о реструктуризации нельзя (п.2 ст.18 Закона).

По результатам заседания  составляется протокол. В нем должно быть указано, что право на реструктуризацию дается должнику с согласия кредиторов, на долю которых приходится не менее 75 процентов от всего долга. Кроме того, указывается, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства предприятия-должника до тех пор, пока действует соглашение о реструктуризации долгов.

Утвердив окончательный  план мероприятий, комиссия заключает между кредиторами и должником типовое соглашение о реструктуризации долгов (утв.постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52). В нем фиксируется сумма долга предприятия на определенную дату, а также размер задолженности перед каждым кредитором и его доля в общей сумме долга.

Реструктуризация задолженности  проводится двумя основными способами. Во-первых, должнику может быть предоставлена  рассрочка задолженности. Это означает, что должник получает право гасить свой долг по частям в течение всего срока действия соглашения. Этот срок должен быть не меньше четырех лет.

Во-вторых, участник программы  финансового оздоровления может  получить отсрочку долга. В этом случае погашение долга переносится  на более позднюю дату. Если должнику дана такая отсрочка, то соглашение должно действовать пять лет и больше.

Независимо от способа  реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и  внебюджетные фонды с суммы этого  долга предприятие должно платить 0,5 процента годовых (с.22 Закона).

В соответствии со ст.19 Закона гасить кредиторскую задолженность  нужно со специального счета с  особым режимом. Этот счет можно открыть  только в уполномоченном Правительством РФ банке-агенте. Порядок открытия и использования счета в ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя, утвержден приказом Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. №119н/1364-У[4].

В процессе хозяйственной  деятельности соглашение может быть расторгнуто. Основаниями расторжения  соглашения о реструктуризации долгов являются (ст.27 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»):

- неисполнение и (или)  несвоевременное исполнение должником  принятых на себя обязательств  в рамках соглашения о реструктуризации  долгов;

- неисполнение и (или)  несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;

- возбуждение в отношении  должника процедуры банкротства.

При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные  и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Определенные особенности  законодатель связывает с продажей имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций. Цель - создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта. В этой связи законодатель закрепляет, что на первые торги управляющий обязан выставить предприятие должника (п.1 ст.179 Закона). Только если первые торги не состоялись возможна продажа частей имущества должника. При этом преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Интересно, что Закон  предусматривает для определенных субъектов преимущественное право приобретения имущества должника. При этом не установлено, подлежит ли оно реализации при продаже предприятия должника. Ответ следует положительный, ибо иное Законом не установлено[5].

Важно подчеркнуть, что  законодателем определена обязанность  арбитражного управляющего предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая имущественные права) должника по стоимости, указанной независимым оценщиком (проведение независимой оценки тоже обязанность управляющего). Субъектам права преимущественной покупки предоставляется один месяц на то, чтобы заявить о своем желании приобрести имущество.

По истечении месяца (при отсутствии ответа либо при  отрицательном ответе) управляющий  реализует имущество общим порядком. Из этого следует, что торги по продаже имущества проводятся только при невозможности реализовать  преимущественное право.

Между тем, Закон содержит несколько «недомолвок». Во-первых, он не предусматривает порядок действий в ситуациях, когда своим преимущественным правом пожелали воспользоваться несколько соседей должника (извещены они должны быть все). Может ли в таком случае управляющий повысить цену либо включить в предложение дополнительные условия? И хотя из Закона положительный ответ не следует, но Закону он не противоречит. Иные способы реализации преимущественного права сложно предположить (хотя в принципе не исключен раздел имущества, но это не отвечает сути правового регулирования).

Во-вторых, Закон не определяет последствия несоблюдения управляющим  права преимущественной покупки. Однако поскольку не установлено иное, приходим к выводу о ничтожности сделки, совершенной с нарушением права преимущественной покупки, даже если эта сделка стала результатом продажи с торгов (целесообразнее было бы в качестве последствия установить, что при нарушении права преимущественной покупки права и обязанности по сделке переходят с покупателя на субъекта - обладателя преимущественного права, а точнее, на одного из обладателей)[6].

 

 

[1] Федеральный закон от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002 г. - №28. - Ст.2787.

[2] Постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 июня 2001 г. - №25. - Ст. 2576.

[3] Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. -10 февраля 2003 г. - №6. - Ст. 523.

[4] Приказ Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. №119н/1364-У «Об утверждении Порядка открытия и использования счета в ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 9 февраля 2004 г. - №6.

[5] Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. – 2003. - №3-12.

[6] Там же.


 

 

3.3 Банкротство финансовых  организаций

Закон не содержит понятия  «финансовая организация», оно дается в «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)[1]. Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

В число финансовых организаций  в целях Закона «О несостоятельности (банкротстве), как это следует из п.1 ст.180 Закона, включены: кредитные организации, страховые организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Процедуры банкротства  к таким организациям применяются  с с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Однако такой закон еще не принят, поэтому можно говорить только об особенностях проистекающих из специального законодательства, в частности, можно выделить Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г.)[2].

Закон, учитывая специфику  деятельности финансовых организаций-должников  и их важное социально-экономическое  значение, предусматривает связанные  с этим особенности применения к  ним процедур банкротства. Так, система  кредитных организаций обеспечивает не только аккумуляцию денежных средств и их вовлечение в оборот, но и функционирование системы расчетов, а также механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала. В отличие от иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, финансовые организации наделены ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие операции и совершать определенные сделки, а их несостоятельность влечет материальные потери для значительного числа кредиторов.

Рассмотрим особенности  банкротства отдельных видов  финансовых организаций.

Как мы уже подчеркнули, особенности банкротства кредитных  организаций установлены федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Отдельно необходимо выделить Иинформационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 «Об особенностях применения настоящего Закона в отношении кредитных организаций»[3].

В соответствии с Законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом только после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление банковских операций, если:

- требования к кредитной  организации в совокупности составляют  не менее 1000 МРОТ и они не  исполняются в течение одного  месяца с момента наступления  даты их исполнения;

- стоимость имущества  (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ).

На практике, использование  данных законодательных положений  приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска[4]. Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника.

При рассмотрении арбитражным  судом дела о банкротстве кредитной  организации применяются следующие  процедуры (ст.5 Закона):

1) наблюдение;

2) конкурсное производство.

Никакие восстановительные  процедуры (финансовое оздоровление, внешнее  управление, мировое соглашение) в  отношении кредитной организации  не проводятся, так как цель восстановить платежеспособность должника отсутствует; необходимо как можно быстрее реализовать имущество кредитной организации и удовлетворить требования кредиторов.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 послевведения в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (3 декабря 2002 г.) процедура наблюдения, установленная в действующей редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению.

После подачи кредиторами  иска, по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной  организации банкротом арбитражным  судом может быть принято одно из следующих решений (ст.182 Закона):

- о признании кредитной  организации банкротом и об  открытии конкурсного производства;

- об отказе в признании  кредитной организации банкротом.

Важно подчеркнуть, что  в случае принятия арбитражным судом  решения о признании кредитной  организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (Глава VI).

Конкурсный управляющий обязан (ст. 46-47.2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций):

- использовать в ходе  конкурсного производства только  корсчет организации, признаваемой  банкротом, открытый в учреждении  ЦБ РФ. На этот счет (в порядке, установленном ЦБ РФ) перечисляются остатки денежных средств с корсчетов этой организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства организации, включая обязательные резервы, депонированные организацией-банкротом в ЦБ РФ;

- обратиться в арбитражный  суд с требованием:

- о применении к  сделкам, осуществленным организацией  в период после отзыва у  нее лицензии (кроме сделок, связанных  с текущими коммунальными и  эксплуатационными платежами, а  также с выплатой выходных  пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору), последствий недействительности ничтожных сделок;

- о признании сделок, совершенных в течение трех  лет, предшествовавших дню признания  арбитражным судом организации  банкротом, недействительными, если эти сделки отвечают признакам недействительности сделок (кроме сделок, решение о нецелесообразности обращения в суд по которым принял комитет кредиторов);

- о привлечении учредителей  (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей организации к субсидиарной ответственности по обязательствам организации в случае банкротства организации по их вине (или обратиться в суд с соответствующим требованием).

За счет имущества  кредитной организации, составляющего  конкурсную массу, в первую очередь (при осуществлении предварительных выплат) удовлетворяются требования физических лиц:

- являющихся кредиторами,  по заключенным с ними договорам  банковского вклада и договорам  банковского счета;

- перед которыми организация  несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Предварительные выплаты  кредиторам первой очереди осуществляются на основании Реестра требований кредиторов первой очереди для осуществления  этих выплат, составленного конкурсным кредитором.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (займам) удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов

В соответствии со ст.50 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации», на учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, имеющих право давать обязательные для данной организации указания или возможность иным образом определять ее действия, судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам организации, если банкротство наступило по их вине.

Перейдем к рассмотрению дела о банкротстве страховой  организации.

Специфика правового  регулирования банкротства страховых  организаций состоит в необходимости  охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

Страховые организации - коммерческие юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, создаваемые  в форме обществ. Их деятельность регламентируется прежде всего Законом РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г.)[5].

Отметим, что возможность  возбуждения производства по делу о  несостоятельности (банкротстве) страховой  организации не связывается с  наличием у нее лицензии - заявление может быть подано независимо от того, отозвана или нет лицензия.

При рассмотрении дела о  банкротстве страховой организации  лицом, участвующим в арбитражном  процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, признается федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (п.1 ст.183 Закона).

В случае введения в отношении  должника - страховой организации  процедур банкротства, должник или  конкурсный управляющий обязан в  течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

Если по договорам  страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения о признании  организации банкротом и об открытии конкурсного производства (ст.185 Закона):

- страховой случай  не наступил, эти договора прекращаются (кроме случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе конкурсного производства). Страхователи или выгодоприобретатели по этим договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал;

- страховой случай  наступил, страхователи или выгодоприобретатели  имеют право требовать осуществления  страховой выплаты.

В случае принятия решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке (ст.186 Закона):

- первая очередь - требования  застрахованных, выгодоприобретателей  по договорам обязательного личного страхования;

- вторая очередь - требования  выгодоприобретателей, страхователей  по иным договорам обязательного  страхования;

- третья очередь - требования  застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

- четвертая очередь  - требования иных кредиторов.

В соответствии со ст.84 Закона, в ходе внешнего управления продажа  имущественного комплекса страховой  организации быть осуществлена по правилам, предусмотренным для продажи  предприятия-должника и с учетом требований федеральных законов, регулирующих страховую деятельность. В случае продажи к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой случай не наступил.

В ходе конкурсного производства имущественный комплекс может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Рассмотрим особенности  банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Как и при банкротстве  страховых организаций, при рассмотрении дела о банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг  арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле специальный полномочный орган - федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг (п.1 ст.187 Закона).

В случае введения процедур банкротства арбитражный управляющий (имеющий соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг) обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление:

- в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг;

- в саморегулируемую  организацию, членом которой является  профессиональный участник;

- клиентам (в уведомлении  предлагается дать распоряжение  о действиях, которые необходимо  совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту).

С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся  в управлении, во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. В случае отсутствия согласия клиентов на передачу именных ценных бумаг, учитываемых должником, иной организации, имеющей соответствующую лицензию, данные учета передаются реестродержателю этих ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих  им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся  в распоряжении должника, возврат таких ценных бумаг осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Размер принадлежащих  каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся  на специальном брокерском счете, устанавливается  на основе бухгалтерского учета должника.

Требования клиентов в неудовлетворенной их части  признаются денежными обязательствами  и удовлетворяются (погашаются) в  порядке, предусмотренном для конкурсного  производства.

В случае введения конкурсного  производства в отношении должника, осуществляющего (Ст.189 Закона):

- хранение и (или)  учет прав на ценные бумаги, принадлежащие его клиентам, профессиональный  участник рынка ценных бумаг  обязан передать эти ценные  бумаги другому указанному клиентом  профессиональному участнику рынка ценных бумаг;

- ведение реестра владельцев  именных ценных бумаг, реестра  владельцев паев ПИФа, реестра  участников негосударственного  пенсионного фонда или реестра  требований кредиторов, такой профессиональный  участник рынка ценных бумаг  обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

При рассмотрении дела о  банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

В конкурсную массу должника - профессионального участника рынка ценных бумаг не включаются ценные бумаги и иное имущество клиентов, включая денежные средства, принадлежащие им и:

- находящиеся на специальном  брокерском счете;

- входящие в состав  специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги, не распространяются на сделки с ценными бумагами клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу (кроме конкурсного производства) (ст.188 Закона).

 

 

[1] Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. - №26. - Ст. 3174.

[2] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999 г. - №9. - Ст. 1097.

[3] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - №10.

[4] Сергеев В. Отзыв лицензии не равно банкротство // эж-ЮРИСТ». - №9. - март 2003 г.

[5] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56.


 

 

 

 

 

 

3.4 Банкротство стратегических  предприятий и организаций

В соответствии со ст.190 Закона для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

- федеральные государственные  унитарные предприятия и открытые  акционерные общества, акции которых  находятся в федеральной собственности  и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

- организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р[1]. утвержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.

В отличие от общих  признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для  стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются  неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В-вторых, для возбуждения  дела о банкротстве стратегических предприятия или организации  принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Выделим основные особенности  банкротства стратегических предприятий  и организаций.

Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства  стратегических предприятий и организаций (ст.191).

Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации «[2]. Это:

1. Наличие стажа работы  на предприятиях или в организациях  оборонно-промышленного комплекса  либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2. Участие в качестве  арбитражного управляющего не  менее чем в 2 делах о банкротстве,  за исключением дел о банкротстве  отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

3. Наличие высшего  юридического, или экономического  образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Определенные особенности  законодатель установил для отдельных  стадий банкротства стратегического  предприятия (организации): финансового  оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.

Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического  предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).

Если нет возможности  отложить рассмотрение дела (истек  семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее  размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.

Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.

При этом утвержденный арбитражным  судом график погашения задолженности  должен предусматривать начало погашения  задолженности не позднее чем  через месяц после вынесения  арбитражным судом определения  о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

2) Либо выносит определение  о введении внешнего управления  в отношении должника при отсутствии  оснований для введения финансового  оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Особые правила в  отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.

При отсутствии оснований  для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный  суд, принимает решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В графике погашения  задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности  по обязательным платежам устанавливается  в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено[3].

Рассмотрим особенности  внешнего управления на стратегическом предприятии.

По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).

Внешний управляющий  стратегическим должником имеет  дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.

Указанный орган не имеет  права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать  и представить собранию, а также  в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.

Важно подчеркнуть, что  полномочный государственный орган, вправе до даты утверждения собранием  кредиторов плана внешнего управления в отношении должника направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось (п.2 ст.195 Закона).

Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.

В этом случае арбитражный  суд может вынести определение  о переходе к финансовому оздоровлению.

Масса особенностей процедур банкротства связана и проистекает из хозяйственной деятельности должника как стратегического предприятия. Так, во-первых, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Во-вторых, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав должника, которые могут быть связаны с государственным заказом.

Особенности проистекает  из характера имущества должника: предприятия, имущества ограниченного  в обороте, его продажей.

В зависимости от характера  имущества (обычное имущество, ограниченно оборотоспособное имущество) продажа осуществляет в форме открытого или закрытого конкурса. Соответственно, при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (п.5, 6 ст. 195).

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы  и их аффилированные лица.

За Российской Федерацией сохраняется преимущественное право приобретения имущества (предприятия) должника, которое используется для государственных заказов и нужд. Кроме того, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Вышеназванные правила не распространяются на обычное имущество стратегического должника (например, на предприятия, которые не связаны с гос.заказом – сеть кафе ит.д.).

 

 

[1] Распоряжение Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 января 2004 г. - №3. - Ст.208.

[2] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации « // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 сентября 2003 г. - №39. - Ст. 3769.

[3] Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2003 г.

Информация о работе Возбуждение дел о несостоятельности - банкротстве