Возбуждение дел о несостоятельности - банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследовать особенности банкротства отдельных видов юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать понятие банкротства, рассмотреть его признаки;
- проанализировать основания и порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде;
- рассмотреть процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение;
- исследовать досудебные процедуры, меры по предупреждению банкротства организаций;
- выделить особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, в частности: градообразующих организаций; сельскохозяйственных организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций; субъектов естественных монополий;
- проанализировать проблемы осуществления процедур банкротства в отношении указанных юридических лиц.

Содержание работы

Введение
2.1 Общие вопросы правового регулирования банкротства юридических лиц
2.2 Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
I. Наблюдение
II. Финансовое оздоровление
III. Внешнее управление
IV. Конкурсное производство
V. Мировое соглашение
2.4 Досудебные процедуры. Меры по предупреждению банкротства организаций
3.1 Банкротство градообразующих организаций
3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций
3.3 Банкротство финансовых организаций
3.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций
3.5 Банкротство субъектов естественных монополий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2008 (2) - Возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве) - копия.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.5 Банкротство субъектов  естественных монополий

Согласно п.1 ст.197 Закона под субъектом естественной монополии  понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Как закреплено в ст.3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)[1] естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, субъекты естественных монополий действуют  в сферах, где отсутствует конкуренция, и оперативно заменить их другими товаропроизводителями невозможно по объективным причинам. Применение к субъектам естественных монополий общих правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их устранение с товарного рынка как хозяйствующих субъектов, что, несомненно, влекло бы непредсказуемые последствия для экономики, обороны и социальной сферы страны.

Важно подчеркнуть, что  параграф 6 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 января 2005 года. До указанной даты в сфере регулирования особенностей банкротства субъектов естественных монополий продолжает действовать, в частности, Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[2], который утратит силу одновременно с введением в действие ст. 197-201 Закона.

Организации могут считаться  субъектами естественных монополий  после включения в соответствующие Реестры (базы данных, содержащие информацию о юридических лицах, занятых производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в условиях естественной монополии в определенной сфере). Например, в соответствии с Положением о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 26.11.2002 г. №81[3] в соответствующие Реестры включаются хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), осуществляющие деятельность в следующих сферах: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; транспортировка газа по трубопроводам; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Выделим основные особенности  банкротства субъектов естественных монополий:

1) субъект естественной  монополии считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.197);

2) размер требований  к субъектам естественных монополий,  при которых может быть возбуждено  дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (п.3 ст.197);

3) Лицом, участвующим  в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии,  наряду с лицами, определенными  Законом, признается федеральный  орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст.198 Закона).

Статус рассматриваемых  объектов определяется во многом тем, что они обязаны осуществлять свою деятельность, исходя из определенных тарифов на товары (работы, услуги). Эти тарифы устанавливаются ненормативными актами органов государственной власти. Соответственно, изменение тарифов может негативно сказаться на неплатежеспособности монополиста.

Если естественный монополист считает, что тарифы были изменены необоснованно, он может обратиться в суд с иском в соответствии с ч.5 ст.12 и ст.13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа как несоответствующего закону, иным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы субъекта.

Наличие принятого судом  искового заявления монополиста  о признании недействительным акта государственного органа является основанием для приостановления рассмотрения дела о банкротстве. Производство приостанавливается до вступления в силу решения суда по иску к государственному органу. Исходя из содержания этого решения, можно будет делать дальнейшие выводы о судьбе конкурсного процесса. Так, если акты государственных органов в части утверждения тарифов признаны недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Поскольку речь идет не об обязанности, а о праве суда, представляется, что решение об отказе в признании должника банкротом будет принято при наличии доказательств восстановления платежеспособности должника вследствие отмены акта государственного органа[4].

Законодателем регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200), а также особенности продажи имущества должника - субъекта естественной монополии (ст.201).

В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства  в соответствии с общими правилами. Каких-либо особенностей наблюдения и финансового оздоровления закон не предусматривает, хотя в ряде случаев эти особенности были бы необходимы. В частности, Закон не говорит ничего о гарантиях государства, в целях введения финансового оздоровления.

Особенности распространяются на порядок продажи имущества  должника и исполнение им договоров  перед потребителями. Внешний управляющий  не вправе:

- отказаться от исполнения  договоров должника перед потребителями,  в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий (энергоснабжение и т.д.) (п.1 ст.200 Закона).

- отчуждать имущество  должника, представляющее собой  единый технологический комплекс  субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

В соответствии с п.2 ст.201 Закона, обязательными условиями  договора купли-продажи имущества  должника - субъекта естественной монополии  являются (в противном случае договор подлежит расторжению):

- согласие покупателя  принять на себя обязательства  должника по договорам поставки  товаров, являющимся предметом  регулирования законодательства  о естественных монополиях;

- принятие на себя  покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

- наличие лицензии  на осуществление соответствующего  вида деятельности, если деятельность  должника подлежит лицензированию.

Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих органов обладают правом преимущественного выкупа предприятия должника.

Та же группа субъектов  вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого  для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии (п.5 ст.201 Закона).

 

 

[1] Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 августа 1995 г. - №34. - Ст. 3426.

[2] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. - №26. - Ст. 3179.

[3] Постановление ФЭК РФ от 26 ноября 2002 г. №81 «Об утверждении Положения о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 10 марта 2003 г. - №10.

[4] Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. – 2003. - №3-12.


 

 

Заключение

Новый Закон о банкротстве, на наш взгляд, принес рациональные положения в сфере банкротства  юридических лиц.

Закон принес множество  новшеств. Самые серьезные из них:

- финансовое оздоровление (процедура банкротства, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности);

- административный управляющий  (арбитражный управляющий, утверждаемый  арбитражным судом для проведения  финансового оздоровления);

- саморегулируемая организация  арбитражных управляющих (некоммерческая  организация, основанная на членстве, которая создана гражданами Российской  Федерации, включена в единый  государственный реестр саморегулируемых  организаций арбитражных управляющих, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих);

- регулирующий орган  (федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий контроль  за деятельностью саморегулируемых  организаций).

Получили развитие нормы о банкротстве отдельных видов юридических лиц.

Несомненно, одной из важнейших в законе является параграф, посвященный несостоятельности (банкротству) специальных объектов стратегического  значения, предусматривающая условия  и порядок всех судебных процедур для такого рода предприятий и организаций.

Получил расширение параграф касающийся банкротства финансовых организации, появился параграф – банкротство  субъектов естественных монополий.

С одной стороны это  положительные новшества, явившиеся  результатом прогресса нормотворчества о банкротстве, с другой стороны – новое законодательство содержит ряд «мелких недоговорок, условностей, что может послужить основой для возникновения проблем на практике. Кроме того, новый Закон о банкротстве, как и его предшественники, не содержит четкого механизма, который бы давал возможность привлечения к ответственности руководителя и иных органов управления должника, имеющих право давать обязательные указания либо иным образом определять его действия. Необходимо выработать механизм привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и иных органов управления должника. И такой механизм должен быть выработан именно законодателем, поскольку, учитывая специфику, у судов общей юрисдикции вряд ли сложится единое мнение по ряду затронутых вопросов.


 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - № 2. - Ст. 56.
  3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 августа 1995 г. - №34. - Ст. 3426.
  4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 января 1998 г. - №2. - Ст. 222. (утратил юридическую силу)
  5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999 г. - №9. - Ст. 1097.
  6. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. - №26. - Ст. 3174.
  7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. - №26. - Ст. 3179.
  8. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002 г. - №28. - Ст.2787.
  9. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 октября 2002 г. - №43. - Ст. 4190.
  10. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации « // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 сентября 2003 г. - №39. - Ст. 3769.
  11. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30 июня 2003 г. - №26. - Ст. 2664.
  12. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. -10 февраля 2003 г. - №6. - Ст. 523.
  13. Постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 июня 2001 г. - №25. - Ст. 2576.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 января 2004 г. - №3. - Ст.208.
  15. Постановление ФЭК РФ от 26 ноября 2002 г. № 81 «Об утверждении Положения о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 10 марта 2003 г. - №10.
  16. Приказ Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. № 119н/1364-У «Об утверждении Порядка открытия и использования счета в ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 9 февраля 2004 г. - №6.
  17. Материалы судебной практики
  18. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике» // Экспресс-Закон. - 1999 г. -№ 37.
  19. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - №10.
  20. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б.Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - №5.
  21. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. - июнь 2003 г. – №26.
  22. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2002 г. №9085/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002 г. - №8.
  23. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. №7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско-южноафриканское предприятие «Эконт» и предпринимателя без образования юридического лица А.Д.Чулкова» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2001 г. - №5.; Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. №24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Фед<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" s


Информация о работе Возбуждение дел о несостоятельности - банкротстве