Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможных последствий вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса страны и разработка рекомендаций.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Дать общую характеристику Всемирной торговой организации и агропромышленного комплекса России;
Рассмотреть опыт соседних стран, вступивших в ВТО;
Изучить состояние, тенденции и перспективы агропромышленного комплекса страны;
Рассмотреть положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО;
Дать рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса России.

Файлы: 1 файл

Курсовая_25.05.2014.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Присоединение к ВТО – дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках, открывая для страны широкие возможности. Сегодня ВТО – единственная всеобъемлющая международная экономическая организация, способная эффективно и всесторонне решать вопросы регулирования международной торговли.

Важное стратегическое значение имеет привлечение в промышленность Казахстана иностранных и отечественных инвестиций, что будет способствовать внедрению на предприятиях новых технологий, обновлению и модернизации производств, развитию инфраструктуры, улучшению эффективности менеджмента, росту производительности труда, снижению ресурсозатратности производства.

Положительные моменты присоединения Казахстана к ВТО:

1. Конкурентное давление со стороны иностранных товаропроизводителей после вступления Казахстана в ВТО может оживить внутреннюю конкурентную среду и заставить отечественных товаропроизводителей реструктурировать, обновлять и диверсифицировать производства, снижать цены и улучшать качество продукции, более полно учитывать спрос покупателей.

2. Перспективы инвестиционной среды в связи со вступлением Казахстана в ВТО ожидаются положительными: можно ожидать притока иностранных инвестиций в экономику страны – в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытость экономики Казахстана, улучшение законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка.

3. Либерализация внутреннего рынка вследствие вступления республики в ВТО приведет к его развитию. К примеру, казахстанский рынок услуг, который еще находится на этапе становления, испытывает нехватку собственных средств. Приход иностранных компаний и усиление конкуренции на рынках финансовых услуг обеспечат более полный учет запросов потребителей, снижение цен и приток качественных услуг, облегчат потребителям доступ к более дешевым кредитным ресурсам, увеличат инвестиции в реальный сектор экономики.

Помимо того, что Казахстан будет интегрирован в мировое хозяйство, в отношениях со всеми членами ВТО он получит нормальный и полный режим наибольшего благоприятствования.

4. Членство в ВТО усилит положение Казахстана на мировой арене, даст возможность стране быть причастной к мировым хозяйственным делам, вносить свою лепту в решение международных экономических проблем и находиться в русле современного цивилизационного развития человечества, иметь доступ к достижениям в политической, экономической и других важнейших сферах деятельности.

Негативными последствиями от вступления в ВТО для республики являются [4, 15-17]:

    1. Проблемы ожидаются в секторе обрабатывающей промышленности. Главная из них – низкая конкурентоспособность большинства его отраслей и предприятий.

Обязательства ВТО создают определенные ограничения в процессе го-сударственного стимулирования развития производства и местного бизнеса. Так, государственного субсидирования лишатся многие финансируемые из бюджета сельскохозяйственные программы, проекты поддержки малого бизнеса.

  1. Вступление Казахстана в ВТО может создать угрозу сельскому хозяйству и продовольственной безопасности. В силу ускоренного вступления го-сударства в ВТО Казахстану уже сейчас необходимо проводить усиленную политику поддержки сельского хозяйства, уровень развития которого остается низким, несмотря на ежегодные государственные субсидии.
  2. Негативными последствиями для окружающей среды Казахстана, которые могут быть вызваны либерализацией торговли при вступлении в ВТО, являются:
  • истощение природных ресурсов;
  • чрезмерная эксплуатация местных биологических видов;
  • рост технологических загрязнений и накопление большого количества промышленных отходов;
  • реструктуризация экономики в пользу ресурсодобывающих отраслей.

Оценка социальных последствий присоединения, как правило, не является объектом переговоров. Однако, некоторая предсказуемость их обострения очевидна – в связи с тем, что обязательства при вхождении стран в ВТО включают фактически безальтернативно вменяемые (вытекающие из требований многосторонних соглашений) и односторонне значимые уступки ее членам со стороны новых участников.

Процесс вступления Казахстана в ВТО – необратим. Однако для того, чтобы плюсов от вступления в эту международную организацию было больше, чем минусов, необходимо, прежде всего, принять эффективные меры по ускоренной модернизации и диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промышленности, что станет важным фактором успешной интеграции страны в мировое сообщество.

В настоящий момент государство активно вовлекает ресурсы частного сектора в процесс инновационного развития. Как подсказывает мировой опыт, такая политика оправдана, поскольку формирование инновационной системы требует государственной поддержки на первоначальном этапе, ведь именно усилия государства дают импульс ее развитию. Созданные в стране институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации и конкуренции.

Схожесть финансовых систем России и Казахстана состоит в том, что к центральному сектору финансов относятся государственный бюджет, финансы социального, имущественного и личностного страхования. Руководство со стороны центральных государственных финансовых органов сочетаются с предоставлением определенных, правда, не слишком обширных прав и самостоятельности региональным и муниципальным финансовым органом. Региональные и местные органы в соответствии с предоставленными им правами осуществляют финансовую деятельность в рамках общего законодательства с учетом конвертных условий и местных особенностей. Причина такого консерватизма заключается в интернационности самой системы, где в силу медлительности и неэффективности реформирования наряду с рыночными структурами продолжают существование многие элементы прежней административно-бюрократической системы.

В целом финансовая система обеих стран базируется на принципе фис-кального федерализма, при котором осуществляется четкое распределение функции между различными уровнями социально-экономической системы. Финансовая система воспроизводит все процессы перераспределения валового продукта и национального дохода. Поэтому ее состояние является основным индикатором национальной экономики в целом и наиболее важных ее сторон, в частности: отраслевой и территориальной структуры производства, его эффективности, состояния непроизводственной сферы, уровня жизни широких слоев населения [4, 86-87].

 

2. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения [11].

В состав АПК входят три основные сферы:

  • I сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.;
  • II сфера - собственно сельское хозяйство;
  • III сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

В развитом АПК формируется IV сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

Развитие АПК, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры способствуют более рациональному размещению производства, комплексному и эффективному использованию ресурсов, улучшению конечных результатов его функционирования, обеспечению продовольственной безопасности страны.

В развитых странах на АПК приходится значительная часть работников, основного и оборотного капитала, ВВП. Именно от масштабов АПК, совершенства его структуры и эффективности функционирования во многом зависят повышение уровня жизни, населения и обеспечение продовольственной безопасности.

Миссией агропромышленного комплекса Российской Федерации как многофункционального сектора экономики страны является обеспечение в полном объеме населения страны высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, устойчивого развития сельских территорий [3, с. 16].

В рамках вступления России во Всемирную торговую организацию Правительством РФ были утверждены Государственные программы развития сельского хозяйства:

  • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы [7];
  • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [8].

Целями государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы являлись:

  • Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Выполнение объемов финансирования из федерального бюджета, предусмотренных программой, по направлениям представлено в прил. 1.

В 2012 году в федеральном бюджете было запланировано 137600 млн. руб. на финансирование мероприятий Государственной программы. По состоянию на 1 января 2013 года профинансировано в полном объеме 137577 млн. руб. (99,9 %), из них на [1, с. 1-8]:

  • возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученных на срок до 10 лет, - 46912 млн. руб.;
  • возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе – 5756,3 млн. руб.;
  • поддержку начинающих фермеров – 2000 млн. руб.;
  • развитие семейных животноводческих ферм – 1500 млн. руб.;
  • возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, - 20201, 5 млн. руб.;
  • поддержку элитного семеноводства – 1767,1 млн. руб.;
  • компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений – 4541,4 млн. руб.;
  • поддержку завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 461,3 млн. руб.;
  • поддержку производства льна и конопли – 285,1 млн. руб.;
  • поддержку экономически значимых экономических программ – 14390,9 млн. руб.

В 2008-2012 году финансирование (в текущих ценах) мероприятий Государственной программы в целом по всем направлениям выполнено на 118, 5 %. Меньше предусмотренного (38,7 % к плану) объем федеральной поддержки устойчивого развития сельских территорий.

В 2012 году развитие отечественного сельского хозяйства происходило в сложной и одновременно противоречивой социально-экономической ситуации.

В стране получили дальнейшее развитие крупные агропромышленные формирования, что позволило увеличить объемы производства продукции птицеводства и свиноводства. В производство внедрялись новые технологии и техника, увеличилось количество адаптируемых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород и кроссов животных и птицы. Совершенствовалась и расширялась государственная поддержка, что сохраняло доходность сельскохозяйственного производства. Формировалась более четкая система государственного регулирования агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов. Все эти позитивные процессы способствовали созданию основы для более полного обеспечения страны собственным продовольствием, сокращения импорта продовольственных товаров [2, с. 102].

Вместе с тем изменения не обеспечили необходимых воспроизводственных возможностей в сельском хозяйстве, во многом сохранились системные проблемы в его развитии. Отрицательное воздействие на сельское хозяйство оказала засуха 2009, 2010 и 2012 годов. По-прежнему слабо росли инвестиционные возможности отрасли, не произошло существенных положительных изменений в формировании инновационной системы и инфраструктуры агропродовольственного рынка, медленно повышались доходы населения и, соответственно, его спрос на пищевые продукты. Сохранялась высокая волатильность цен на сельскохозяйственную продукцию при неуклонном росте розничных цен на продовольственные товары. Оставалась низкой доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене конечной продукции. Существенно усложнил выполнение целевых показателей Государственной программы опережающий рост цен на промышленную продукцию по сравнению с сельскохозяйственной продукцией.

Информация о работе Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс