Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможных последствий вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса страны и разработка рекомендаций.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Дать общую характеристику Всемирной торговой организации и агропромышленного комплекса России;
Рассмотреть опыт соседних стран, вступивших в ВТО;
Изучить состояние, тенденции и перспективы агропромышленного комплекса страны;
Рассмотреть положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО;
Дать рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса России.

Файлы: 1 файл

Курсовая_25.05.2014.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Не очень довольны договоренностями и молочники. Так, по предварительной информации, на сухое молоко пошлины будут снижены с 25 до 15 %, на сыры сама пошлина снижена незначительно, зато почти вдвое — ценовая планка, после которой пошлина не взимается. То есть рынок становится более доступным для недорогих сыров, составляющих основную конкуренцию отечественным производителям.

Крайне важно, что Россия в процессе переговоров о присоединении к ВТО не пошла ни на какие уступки, затрудняющие работу Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном либо тормозящих процесс формирования будущего единого экономического пространства с более широким участием постсоветских государств [5, с. 20-22].

Будущее российского АПК для реального существования в условиях ВТО – только в передовых технологиях, использовании лучших семян, пород скота, новейшего оборудования, развитии переработки и логистики, активной маркетинговой политики по продвижению отечественных продуктов. Это потребует серьезных инвестиций. Бизнесу и власти необходимо будет приложить существенные усилия для того, чтобы российские предприятия стали полноценными участниками международного рынка. В данном аспекте вступление страны в ВТО следует рассматривать, прежде всего, в качестве сильнейшего катализатора повышения уровня конкурентоспособности российского аграрного бизнеса и позволит в современных условиях глобализирующейся мировой экономики претендовать на роль крупного экспортера продовольствия и ведущего игрока мирового рынка.

В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы и повышается ряд факторов, воздействующих на АПК и рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения конкуренто-способности агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

 

2.3. Рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса в России

 

Вполне очевидно, что будут выигравшие и проигравшие от вступления страны в ВТО, поэтому важно понимание того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше.

Будучи преимущественно сырьевой державой, Россия особенно не выиграет по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий, чем в настоящее время. Более того, переходные периоды вступления в ВТО для России установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления в эту организацию удастся в лучшем случае лет через пять – семь.

Жестко ограниченные рамки объема государственной поддержки национального агропромышленного комплекса, установленные при вступлении России в ВТО, в которые отечественное сельское хозяйство легко укладывается в настоящий момент, со временем могут стать серьезным экономическим препятствием на пути эффективного развития аграрной сферы страны. В этой связи внимание государства должно быть сосредоточено на разработке и внедрении в повседневную практику таких механизмов экономического стимулирования и обеспечения устойчивого функционирования АПК, которые отвечали бы требованиям зеленой корзины ВТО и не подлежали какому-либо ограничению. Одним из таких механизмов, является возможность оказания адресной (целевой) продовольственной помощи нуждающейся части населения.

Адресная продовольственная помощь населению должна оказываться гражданам, чей доход ниже установленной величины прожиточного минимума. В РФ уже имеется достаточно устойчивая система мониторинга финансового состояния граждан (семей), связанная с получением различных социальных льгот, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Указанная система достаточно легко сможет оценить индивидуальную нуждаемость конкретного гражданина (семьи) в необходимости получения соответствующей помощи по выделенному критерию, и что немаловажно, не повлечет дополнительных государственных расходов. Каждому нуждающемуся (семье) по итогам мониторинга, по аналогии с США, предполагается выдать так называемую «социальную» (пластиковую) карту, на которую ежемесячно будет перечисляться фиксированная сумма денежных средств, израсходовать которые можно будет только на покупку продуктов питания. В состав продовольственной помощи должны включаться только отечественные продукты питания (а в оптимальном варианте – произведенные на территории конкретного региона). Гражданин должен иметь возможность самостоятельного выбора, какие продукты из установленного набора он желает получить, что связано в первую очередь с индивидуальными предпочтениями и особенностями питания конкретных людей.

Таким образом, реализация системы адресной продовольственной помощи населению позволит не только более успешно решать социальные задачи и повысить уровень жизни российских граждан, но также послужит основанием для снижения импортозависимости отечественного продовольственного рынка от иностранных продуктов питания, что создаст платформу для обеспечения стабильности функционирования отечественного АПК в жестких условиях ВТО.

Новая госпрограмма – это основной инструмент адаптации отраслей животноводства к Всемирной торговой организации (ВТО). Отрасль пти-цеводства оказалась экономически наиболее устойчивой к кризису, способной противостоять его проявлениям и обеспечивать население социально значимой, доступной и в то же время качественной продукцией. Основная проблема для птицеводов в условиях присоединения России к ВТО – повышение конкурентоспособности продукции на основе внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий

Из мировой практики известно, что инновации всегда приходят к про-изводителю. На передовые предприятия они приходят по инициативе самого производителя в поиске путей улучшения продукта и снижения себестоимости, к остальным – вынужденно, по требованию рынка. Все выгоды достаются тем, кто первым совершит технологический прорыв

Развитие инновационных процессов в птицеводстве, несмотря на всю их сложность и противоречивость, можно свести к следующим основным по-ложениям:

  • материализации новых технологий в продукции, что влечет за собой интеграцию и развитие в птицеводческом подкомплексе внутриотраслевых и межотраслевых связей;
  • экономии затрат общественного труда в расчете на единицу продукции на основе строгого отбора результатов научных исследований;
  • увеличения роли научных разработок по совершенствованию орга-низационно-экономической системы, рационализации связей между отдельными элементами хозяйственного комплекса;
  • возрастания значения ресурсосберегающих направлений инновационных процессов, которые являются условием и базой интенсификации отрасли, экономии затрат труда.

Инновационные технологии – это технологии, связанные с применением высоких научных знаний в производственной деятельности в целях создания нового или совершенствования существующего технологического процесса, обеспечивающего получение конкурентоспособного на мировом рынке нового или улучшенного продукта. Новые технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую и продовольственную независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития [4, с. 30-31].

В условиях увеличения доли импорта продовольствия, учитывая важ-нейшую социальную и экономическую значимость аграрного сектора, проблема повышения его конкурентоспособности приобретает особую актуальность. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия в регионах недостаточно внимания уделяют вопросам повышения конкурентоспособности и не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Низкая конкурентоспособность региональных производителей требует создания механизма воздействия на формирование и реализацию конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.

Причинами низкой конкурентоспособности являются, во-первых, сла-боразвитая инфраструктура рынка сельхозпродукции и недоступность рынков сбыта для средних и мелких сельхозпроизводителей. Во-вторых, упадок аграрной науки, селекции и семеноводства и острый дефицит квалифицированных кадров. Как следствие, в АПК России продолжают применяться устаревшие высокозатратные технологии в сельхозпроизводстве, приводящие к деградации и эрозии сельхозугодий и высокой себе-стоимости продукции.

Ряд сельскохозяйственных отраслей после вступления России в ВТО стоит перед выбором – буквально за 7–8 лет выйти на уровень конкурентоспособности, позволяющий потеснить импортеров продовольствия в Россию, или погибнуть. Только масштабные инвестиции и меры господдержки могут снять эту угрозу национальной продовольственной безопасности

Сложившаяся в настоящее время ситуация в агропромышленном произ-водстве требует выработки четких мер, направленных на повышение кон-курентоспособности его товаропроизводителей. Это потребует, прежде всего, изменения нормативно-правовой базы: закона о сельском хозяйстве и госпрограммы развития отрасли до 2020 г. Аграрная политика должна базироваться:

  • во-первых, на государственной стратегии развития современной ин-фраструктуры рынка сельхозпродукции с цивилизованными и честными законами, правилами и адекватными услугами, и на стратегии формирования цен на сельхозпродукцию;
  • во-вторых, на аграрной технологической политике на основе эконо-мической и экологической эффективности на всех этапах производства сельхозпродукции. Необходимо разработать новые механизмы господдержки растениеводства и животноводства

Особенно актуальна политика ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, при осуществлении которой в ближайшее время требуется обеспечение государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сохранение и увеличение дотаций, основательное реформирование форм и методов контроля над ценами.

Принимая во внимание тот факт, что меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО, улучшение инфраструктуры рынка продовольствий имеет большое значение для понижения издержек, поскольку правилами ВТО в этой области ограничения не предусмотрены, а в нашей стране уровень развития инфраструктуры все еще довольно низок в сравнении со странами развитой рыночной экономики. Очевидно, что ухудшение инфраструктуры рынка, в особенности оптовой торговли, ознаменует ухудшение рынков сбыта, а восстановление потребует больших вложений. Еще одним вопросом, с которым наша страна вступила в ВТО остается диспаритет цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, который препятствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынке.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед государством является развитие конкурентоспособности страны, основанной на эффективной го-сударственной политике.

Использование мер государственной поддержки, которые направлены на защиту внутреннего рынка и содействие отечественному сельскохозяйственному производству, означает применение результативной агропродовольственной политики, нацеленной на защиту отечественных товаропроизводителей, эффект которой должен привести к росту качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В результате распада СССР и развала колхозной системы производство сельскохозяйственной продукции распределилось между новообразованными сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами населения.

В настоящее время кардинальным образом исправить ситуацию способны сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы, деятельностью которых является покупка у населения, крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственной продукции и реализация ее перерабатывающим предприятиям области.

Таким образом, в условиях членства России в ВТО потребительская кооперация как наиболее эффективный способ консолидации и объединения сельских товаропроизводителей в настоящее время является наиболее перспективным методом, способным гарантировать сельскому хозяйству, и, соответственно, продовольственному рынку в целом стабильный рост и уверенное развитие.

В настоящее время развитие российского сельского хозяйства требует повсеместного внедрения инновационных технологий. Отечественное сельскохозяйственное производство в 5 раз боле энергоёмко, а производительность в нём в 10 раз ниже, чем в США, Канаде и ведущих государствах ЕС. Сократить этот разрыв реально, внедряя инновационные технологии, проводя тотальную модернизацию АПК, тем самым обеспечивая собственную продовольственную безопасность

Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, повышение его конкурентоспособности невозможен без привлечения инвестиций, которые должны регулироваться как на государственном, так и на региональном уровне и базироваться на экономической привлекательности территорий.

Анализируя текущее состояние продовольственных рынков России, можно выявить определенные проблемы, которые препятствуют созданию системы цивилизованных рыночных отношений. Основная из них, это проблема сочетания государственных и негосударственных методов регулирования рынков. Можно утверждать, что государство не сумело отладить партнерские отношения с участниками продовольственных рынков, не способствовало созданию рыночной инфраструктуры, поддержанию производителей в рамках интеграционных процессов (в том числе присоединению к ВТО). Также непродуманная региональная продовольственная политика привела как к обособлению некоторых региональных продовольственных рынков, так и к дисгармоничному их развитию.

Одной из причин отсутствия должных партнерских отношений между бизнесом и государством является низкая степень влияния бизнес-ассоциаций в России, а также существующей системе решения основного ряда вопросов и проблем неформальным способом аффилированными с бизнесом чиновниками. Данный тип взаимосвязи бизнеса и государства является наименее действенным с точки зрения развития эффективной экономики и свободной конкуренции, а также создает поле для развития коррупции.

Информация о работе Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс