Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможных последствий вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса страны и разработка рекомендаций.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Дать общую характеристику Всемирной торговой организации и агропромышленного комплекса России;
Рассмотреть опыт соседних стран, вступивших в ВТО;
Изучить состояние, тенденции и перспективы агропромышленного комплекса страны;
Рассмотреть положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО;
Дать рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса России.

Файлы: 1 файл

Курсовая_25.05.2014.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость повышения конкурентоспособности сельского хозяйства обозначена на государственном уровне как важнейшая задача экономической политики. Однако предпринятые за последнее время меры не оказали должного благоприятного воздействия нa аграрный сектор. В течение последних лет реформирование экономики страны носило разрозненный, необоснованный характер, что привело к резкому спаду производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, утрате конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках.

По оценкам Минсельхоза России, наиболее рисковыми аграрными сегментами в связи с вступлением РФ в ВТО являются производство молока, мяса, птицы, сахара. Им на адаптацию к новым условиям понадобится от 96 до 107 млрд. руб. В частности, производители молока недосчитаются 29 млрд. руб., сахара – 25 млрд. руб., птицы – 22 млрд. руб., свинины – 20 млрд. руб., говядины – 17 млрд. И хотя заложенная в госбюджет сумма поддержки (136 млрд руб.) превышает эти потери, но большая ее часть (76 млрд руб.) будет использована как компенсация по кредитным ставкам для сельхозпроизводителей.

Предполагается, что до 2018 г. обязательства перед ВТО не будут сильно влиять на динамику импорта, поскольку импортные пошлины и квоты практически не изменятся по говядине и мясу птицы. Начнет действовать фактор естественного замещения импорта за счет прироста собственного производства, особенно в птицеводстве, и в какой-то мере – по говядине. При этом значительный рост импорта ожидается по свинине, так как внутриквотная пошлина обнуляется уже с 2013 г., а в 2020 г. – с отменой квот – будет установлена единая пошлина на импортную свинину в размере 25 %. Это может быть сильным ударом по отечественному свиноводству.

По говядине ожидается снижение импортной зависимости с 34 до 25 %, по мясу птицы полное освобождение от этой зависимости и реальная перспектива увеличения экспорта продукции. Что касается свиноводства, то почти неизбежная стагнация отрасли приведет к увеличению объема импорта и повышению его (импорта) доли в потреблении свинины с 22 до 31 %.

По условиям присоединения к ВТО, российской стороной был согласован агрегированный уровень государственной поддержки сельхозтоваро-производителей в размере 9 млрд долл. США с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд долл. США к 2018 г. В то же время надо учитывать, что разрешенный уровень поддержки для ряда ранее вступивших стран с учетом сходного или даже меньшего масштаба сельскохозяйственного производства многократно превышает разрешенный для России. Например, в ЕС совокупная разрешенная поддержка из национальных и общего бюджета Союза составляет около 100 млрд долл. США, а в Японии она выше почти в 9 раз по сравнению с Россией.

Также весьма чувствительной для агропродовольственного сектора России будет отмена экспортных субсидий на все виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

При неизбежном снижении доли России в экспорте сельхозпродукции ввиду ее низкой конкурентоспособности, при одновременном росте доли в импорте из-за либерализации торговых режимов, по оценке экспертной группы Всемирного банка, возможно сокращение валовой продукции сельского хозяйства РФ на 3 %, и сокращение экспорта на 6 % при росте импорта на 11 %.

В результате множества переговоров, согласно Справке Минэкономраз-вития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО, установлены следующие обязательства в отношении отдельных групп товаров:

  • пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20 %;
  • пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период, также будут снижены.
  • с момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение ре-жима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину – 31.12.2019 г.
  • условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, по мясу птицы и свинины – ужесточатся.

Что касается обязательств России по поддержке сельского хозяйства, то здесь следует отметить, что они отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающий торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долларов США в первый год членства в ВТО. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. – будет «связан» на нынешнем уровне. Экспортные субсидии по отношению к сельскому хозяйству после присоединения применяться не будут [10].

 

2.2. Положительное и отрицательное влияние вступления России в ВТО на АПК

 

Участие в ВТО представляется как необходимое условие интеграции России в мировое экономическое пространство. В то же время наиболее важным и сложным аспектом являются возможные последствия членства России в ВТО для аграрной сферы.

Оценивая ситуацию на рынке агропродовольственной продукции на се-годняшний день, следует отметить, что Россия продолжает оставаться нетто-импортером по таким видам продукции, как мясо, молочная продукция, овощи, фрукты, сахар. Членство в ВТО сделает российское сельское хозяйство более уязвимым, что может также привести к исчезновению отдельных его сегментов . Возможно, что сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированными аналогами. Причем ограничить такой ввоз вряд ли удастся, поскольку страны, предпринявшие подобные попытки, уже были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров. Таким образом, после присоединения регулирующие возможности российского государства должны будут уменьшиться, а преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире.

Свершившееся вступление России в ВТО, безусловно, повлечет за собой различные изменения в агропромышленном комплексе страны. Конечно, в результате появятся некоторые преимущества как для экспортно-ориентированных отраслей, так и для экономики в целом.

Однако присоединение к ВТО сопряжено и с рядом негативных послед-ствий, которые достаточно тревожно прозвучали в средствах массовой ин-формации. В первую очередь, опасения связаны с обеспечением продо-вольственной безопасности страны. Среди них – установление жестких ог-раничений в проведении аграрной политики, уменьшение уровня поддержки отечественных товаропроизводителей, ограничение возможностей таможенно-тарифной защиты агропродовольственного рынка, открытие внутреннего рынка неподготовленных к этому отраслей.

Как отмечает в своей статье Т.М. Ярковой о недостаточно стабильном по-ложении АПК в России и до вступления в ВТО, имеются негативные факторы, препятствующие его устойчивому развитию, такие как, недостаточный приток инвестиций, низкие темпы структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности [6, с. 93-98].

Вступление России в ВТО открывает российский рынок для зарубежных производителей продовольствия. Неутешительные прогнозы предрекают банкротство многих сельскохозяйственных организаций нашей страны вследствие низкой конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Возникает необходимость активного развития инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики, внедрения инновационных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Обязательства РФ в области сельского хозяйства отличаются от стан-дартных, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей условия торговли, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей – это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения тор-говых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

Снижение импортных пошлин несет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, это приведет к снижению отпускных цен в России, что негативно повлияет на прибыль и объем выпуска предприятий. С другой стороны, увеличение спроса на импортную продукцию ослабит реальный курс рубля, однако цены на импортные товары и цены на аналогичные товары в России снизятся меньше, чем тарифные ставки, и, следовательно, негативное воздействие на российскую промышленность будет меньшим, указывают эксперты Всемирного банка. В числе плюсов то, что снизится стоимость промежуточных товаров для отечественной промышленности.

Улучшение инвестиционного климата за счет вступления в ВТО даст заметную прибавку к ВВП, считают во Всемирном банке. Безусловно, ВТО будет способствовать притоку иностранного капитала. Однако присоединение к ВТО – это лишь один из элементов для повышения инвестиционного климата, который включает в себя также функционирование различных институтов.

По мнению российских экспертов, сделать отечественные товары кон-курентоспособными в условиях работы во Всемирной торговой организации, может именно развитая переработка. Россия не может быть одним из лидеров на мировом рынке, экспортируя в основном зерно. Рано или поздно, ее вытеснят страны, предлагающие те же муку, макароны, хлеб. Особенно это актуально с учетом нарастающего мирового продовольственного кризиса. Ну и, не имея собственной развитой базы переработки, Россия вряд ли сможет предложить качественный и доступный по цене товар собственным потребителям. Эту нишу на рынке просто займут продукты импортного производства, доступ для которых практически не ограничен с учетом нашего вступления в ВТО. Это касается абсолютно всех пищевых товаров и даже хлеба. Уже сейчас можно констатировать, что зарубежные хлебопекарные предприятия проникают на российский рынок. Нельзя допускать на российский рынок в больших объемах хлеб импортного производства, возможно его присутствие в незначительной доле.

Негативное влияние условий ВТО проявится в сокращении активности секторов с относительно высокими тарифными ставками и низким экспортом, таких как пищевая промышленность, легкая промышленность, производство машин и оборудования и др.

В России необходимо переходить к адресной поддержке отечественных производителей, через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях резкого их колебания.

В агропродовольственном комплексе есть ряд наиболее чувствительных товаров, внутреннее производство которых может сильнее всего пострадать от либерализации торговых правил. Это те товары, которые сегодня лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием: мясо и мясопродукты, молочные продукты длительного хранения (сыры, сухое молоко, молочный жир), рис, сахар, сезонные овощи. Практически по всем эти товарам договоренности оказались не в нашу пользу. Особенно удивило участников рынка, что, согласовывая с ними ряд компромиссов, переговорщики умалчивали об уже сделанных уступках.

Так, в рамках договоренностей объем квот на ввоз свинины, которые облагаются пошлиной, сократился незначительно — на 70 тыс. тонн (до 430 тыс. тонн), но внутриквотную пошлину в 15 % обнулили. Представители рынка, участвовавшие в обсуждении размеров квот, согласились пойти на компромисс (изначально свиноводы настаивали на сокращении квоты до 300 тыс. тонн), не зная, что с даты присоединения к ВТО уровень пошлины на живых свиней («живок»), ввозимых в Россию, снизился одномоментно в восемь раз — с 40 до 5 %. Это означает, что, объем завоза свиней в Россию, вероятнее всего, будет даже выше рекордного 1 млн. голов (таким был объем в 2009 году до введения пошлины в 40 %), прогнозируют участники рынка. Кроме того, с 25 до 15 % снижается пошлина на ввоз мясопродуктов — свиного шпика, субпродуктов и т. п. Вместе с импортом свинины в рамках квоты 430 тыс. тонн и сверх квот общий объем ввоза мяса свинины, включая «живок» и субпродукты, по прогнозам, будет сохраняться на уровне 1 млн. тонн в год.

Для производителей очевидно, что условия, на которых Россия договорилась вступить в ВТО, приведут к снижению доходов в свиноводстве у наиболее эффективных предприятий как минимум вдвое (с 30 рублей сегодня до 15 рублей на килограмм). Соответственно, сроки окупаемости большинства построенных в последние годы свинокомплексов превысят восемь лет, а нередко поднимутся и до десяти и более лет. Бизнес-планы придется пересматривать, ведь они готовились в иных условиях ведения бизнеса.

В качестве примера можно привести компанию «Русагро», которая заморозила строительство свинокомплекса в Челябинской области с объемом инвестиций в 20 млрд рублей «в связи с неясной рыночной ситуацией после присоединения России к ВТО».

Информация о работе Вступление России в ВТО, влияние на агропромышленный комплекс