Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:50, реферат
Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.
Министерство образования Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и управления
РЕФЕРАТ
на тему: «Взаимоотношения в трудовом коллективе»
Выполнила:
студентка 52 гр., специальность «Экономика и
управление на предприятии АПК»
Еремина К.А.
Проверил: к.э.н. Залозный И. В.
Оренбург - 2012
Введение
Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась
система общественного
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
В России в настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня жизни и
доходов населения, качества жизни.
1 Теоретические основы отношений в трудовом коллективе
1.1 Понятие трудового коллектива и его характеристики
Коллектив – это общность
людей, в основе жизнедеятельности
которой лежит ценностно-
Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства:
- наличие общей цели,
единство интересов членов
- организационная оформленность
в рамках социального
- общественно-политическая значимость деятельности;
- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- социально-психологическая общность членов коллектива;
- управляемость;
- наличие четко обозначенной
структуры взаимодействий и
Работники предприятия представляют собой организационно оформленную общность людей, которая образует его социальную организацию. Такая организация представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические производственные функции и взаимодействующих для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения между группами работников с помощью иерархической структуры власти.
Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.
Взаимоотношения членов
трудового коллектива как высшей
стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким
направлениям: социальная структура может
быть представлена такими категориями
как рабочие (в том числе квалифицированные
и неквалифицированные), служащие, специалисты
и руководители; функциональную структуру
представляют таким образом: работники
преимущественно физического труда (основные,
вспомогательные, обслуживающие) и работники
преимущественно умственного труда (административно-
Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:
- отношения по горизонтали
между работниками, имеющими
- отношения по вертикали
(организационно-
Важна и социально-демографическая
структура, в которой выделяются
группы по возрасту, полу, национальности.
Для руководителя чрезвычайно важно
правильно оценить
Социально-организационная
структура формируется
В профессионально-
Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.
В рамках социальной организации трудового коллектива выделяют также формальную и неформальную подсистемы регуляции отношений. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя.
Формальная структура организации – основа административной структуры – представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) – отношения власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае эта позиция называется функцией, в другом – статусом.
Цель формальной организации
– сделать управление людьми эффективным,
а поведение их контролируемым и
предсказуемым. Поэтому в фундаменте
такой организации лежит
Поэтому в отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная – отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом факторов:
- невозможность
- неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
- необходимость отработки
новых стандартов поведения,
- невозможность сведения
отношений между людьми только
к деловым задачам при всем
многообразии неделовых
Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей.
Роль социально-
Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных
отношений.
Трудовой коллектив характеризуется определенным набором социально-психологических признаков:
1. Совпадение ценностных
ориентаций коллектива с
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к «новичкам».
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
6. Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8. Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.
Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.
Социально-психологический
климат – это целостное социально-
Выделяют социально-
а) благоприятный, характеризующийся
взаимным доверием, уважением, информированностью
по значимым вопросам, взаимовыручкой
и взаимной ответственностью. При
благоприятном климате у
б) неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в) неустойчивый, для которого характерна периодичность
возникновения конфликтов.
Социально-психологический климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллектива.