Взаимоотношения в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.

Файлы: 1 файл

курсовая отношения в тр. коллективе.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации ФГБОУ ВПО  «Оренбургский государственный  аграрный университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической  теории и управления

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Взаимоотношения в трудовом коллективе»

 

 

 

Выполнила:

студентка 52 гр., специальность «Экономика и

управление на предприятии  АПК»

Еремина К.А.

 

Проверил: к.э.н. Залозный И. В.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург - 2012

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы экономики и  социологии труда тесным образом  взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.

Исторически сложилась  система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.

Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.

В России в настоящее  время достаточно глубоко исследуются  проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня   жизни      и

доходов населения, качества жизни.

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы отношений в трудовом коллективе

 

1.1 Понятие  трудового коллектива и его  характеристики

 

Коллектив – это общность людей, в основе жизнедеятельности  которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми.

Трудовой коллектив  является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации  для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.

Все трудовые коллективы имеют общие свойства:

- наличие общей цели, единство интересов членов трудового  коллектива;

- организационная оформленность  в рамках социального института;

- общественно-политическая  значимость деятельности;

- отношения товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи;

- социально-психологическая  общность членов коллектива;

- управляемость;

- наличие четко обозначенной  структуры взаимодействий и определенного  круга обязанностей, прав и задач.

Работники предприятия  представляют собой организационно оформленную общность людей, которая образует его социальную организацию. Такая организация представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические производственные функции и взаимодействующих для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения между группами работников с помощью иерархической структуры власти.

Социальная структура  трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений  между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.

Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.

Взаимоотношения членов трудового коллектива как высшей стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким направлениям: социальная структура может быть представлена такими категориями как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), служащие, специалисты и руководители; функциональную структуру представляют таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, производственно-технический персонал).

Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:

- отношения по горизонтали  между работниками, имеющими одинаковое  социальное положение;

- отношения по вертикали  (организационно-управленческие), т.е.  отношения между руководителями и подчиненными.

Важна и социально-демографическая  структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно  правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической  точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты; мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

Социально-организационная  структура формируется общественными  органами, функционирующими на предприятии. Это профсоюз, молодежные объединения, научно-технические общества, общества изобретателей и рационализаторов, советы бригад и др.

В профессионально-квалификационной структуре коллектива выделяют следующие  группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средним специальным образованием, с высшим образованием.

Знание этих характеристик  позволит руководителю увидеть плюсы  и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.

В рамках социальной организации  трудового коллектива выделяют также  формальную и неформальную подсистемы регуляции отношений. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя.

Формальная структура  организации – основа административной структуры – представляет собой  систему узаконенных безличных  требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) – отношения власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае эта позиция называется функцией, в другом – статусом.

Цель формальной организации  – сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и  предсказуемым. Поэтому в фундаменте такой организации лежит принцип  максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения.

Поэтому в отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная – отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом  факторов:

- невозможность стандартизировать  всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

- неизбежность возникновения  в организации непредвиденных  ситуаций, требующих нестандартных  решений;

- необходимость отработки  новых стандартов поведения, которые  первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;

- невозможность сведения  отношений между людьми только  к деловым задачам при всем  многообразии неделовых отношений.

Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей.

Роль социально-психологической  организации состоит в поддержке  социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Социально-психологическая организация проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплоченности и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

Коллектив как социально-психологическая  характеристика социальных

отношений.

Трудовой коллектив  характеризуется определенным набором социально-психологических признаков:

1. Совпадение ценностных  ориентаций коллектива с ценностными  ориентациями общества.

2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.

3. Доброжелательное отношение к «новичкам».

4. Преобладание оптимистического  настроения.

5. Удовлетворенность  работой и коллективом.

6. Хорошая трудовая  и производственная дисциплина.

7. Предрасположенность  к общению в нерабочее время.

8. Свободное обсуждение  вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.

Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.

Социально-психологический  климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Выделяют социально-психологический климат:

а) благоприятный, характеризующийся  взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При  благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.

б) неблагоприятный, характеризующийся  неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем  конфликтности в коллективе.

в)      неустойчивый,     для    которого   характерна    периодичность

возникновения конфликтов.

Социально-психологический  климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов  руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических  знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллектива.

Информация о работе Взаимоотношения в трудовом коллективе