Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:50, реферат
Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.
4. Совершенствование
взаимоотношений и стиля
Взаимоотношения в коллективе - важнейший индикатор, указывающий на состояние отношений в трудовом коллективе. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе конфликты, без них не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей. Важно учитывать в практической работе по совершенствованию взаимоотношений в трудовом коллективе стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами.
Таким образом, регулирование взаимоотношений в трудовом коллективе имеет специфику в соответствии с уровнем формирования и проявления социально-психологического климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе - те факторы, которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного социально-психологического климата - формирование устойчивой трудовой мотивации. Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)
Под эффективностью работы коллектива понимается успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Заключение
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
При возникновении каких-либо проблем и сложностей в отношениях трудового коллектива руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и налаживания сотрудничества.
Список использованных источников
1 Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика/ Общ.ред. д.э.н. проф. В.И. Кумлин. – М., 2004 – 492с.
2 Кибанов, А.Я. Управление
персоналом организации:
3 Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В.Р. Веснина – М.: КНОРУС, 2009. – 347с. - ISBN 5-16-002279-1.
4 Аристов, Б. И. Психологический климат в коллективе / Б. И. Аристов. - М.: Политиздат. - 1973. - 64 с. - ISBN 978-5-8167-0011-5.
5 Одинцов, В. П. Трудовое воспитание в коллективе / В. П. Одинцов. - М.: Моск. рабочий, 1992. - 96 с. - ISBN 5-250-00537-3.
7 Ковалев, В.В. Анализ
хозяйственной деятельности
8 Ханина, И. Б. Психология общения: на пути к энциклопедическому знанию / И. Б. Ханина // Мир психологии. - 2007. - № 1. - С. 256-269.
9 Прохорова, Ю. Хорошая «погода» в офисе / Ю. Прохорова // Бухгалтерия и банки. - 2009. - № 2. - С. 61-64.
10 Темницкий, А. Л. Коллективистские ориентации и практики трудового поведения / А. Л. Темницкий // Социологические исследования. -2008. - № 12. - С. 62-72.
11 Краснова, С. Лидерами не рождаются / С. Краснова // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 2. - С. 60-63.
12 Ромашкин, С. Здравствуйте, я ваш HR! или 9 правил работы с коллективом / Сергей Ромашкин // Кадровое дело. - 2007. - № 11. - С. 68-73.
13 Яковлева, Н. Я видела себя в образе бизнес-леди / Н. Яковлева // Управление персоналом. - 2010. - № 14. - С. 44-45.