Закон единства анализа и синтеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Анализ и синтез составляют мыслительный процесс любого разумного человека — этим он отличается от других представителей животного мира нашей планеты.

Содержание работы

Введение
1.Сущность закона единства, анализа и синтеза
1.1Постоянный процесс анализа и синтеза в социальной и биологической системах
1.2Особенности анализа и синтеза в социальных организациях
2.Формулировка закона единства анализа и синтеза и его математическая интерпретация
2.1Механизм реализации закона единства, анализа и синтеза
2.2Следствия, вытекающие из закона единства анализа и синтеза и их практическое значение
3.Типовые варианты реализации закона
3.1Формы ответа организации на возможные вызовы закона единства, анализа и синтеза
3.2Закон единства, анализа и синтеза и проблемы профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЗЕАИС.docx

— 78.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

       Введение………………………………………………………………….3

  1. Сущность закона единства, анализа и синтеза………………4
    1. Постоянный процесс анализа и синтеза в социальной и биологической системах………………………………………………...6
    2. Особенности анализа и синтеза в социальных организациях…………………………………………………………....8
  2. Формулировка закона единства анализа и синтеза и его математическая интерпретация…………………………………………….10
    1. Механизм реализации закона единства, анализа и синтеза…………………………………………………………………..12
    2. Следствия, вытекающие из закона единства анализа и синтеза и их практическое значение……………………………………...13
  3. Типовые варианты реализации закона…………………………...18
    1. Формы ответа организации на возможные вызовы закона единства, анализа и синтеза……………………………………………….22
    2. Закон единства, анализа и синтеза и проблемы профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом…………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………..25

      Список  использованной литературы…………………………………27

     Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Анализ и синтез составляют мыслительный процесс любого разумного  человека — этим он отличается от других представителей животного мира нашей  планеты.

Анализ — это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение  этих частей, добавление новых или  ликвидация некоторых из них для  более эффективной деятельности или удобства исследования.

Синтез — это соединение, объединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта  в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение такого вопроса, как закон  единства анализа и синтеза.

В качестве задач работы выделим следующие:

    • рассмотрение постоянного процесса анализа и синтеза в социальной и биологической системах.
    • исследование особенности анализа и синтеза в социальных организациях.
    • формулировка закона единства анализа и синтеза и его математическая интерпретация.
    • изучение следствий, вытекающих из закона единства анализа и синтеза и их практическое значение.
    • рассмотрение типовых вариантов реализации закона.

 

 

 

 

1. Сущность закона единства, анализа и синтеза.

Основными понятиями закона единства, анализа и синтеза, являются, как  мы видим, понятия анализ, синтез и  единство. Анализ состоит в мысленном  разделении целого на части. Анализ –  это логическая процедура, которая  необходима для абстрагирования  от конкретного. Синтез – это наоборот соединение частей в целое. Однако синтез – это не просто возврат к конкретному объекту. Синтез – это такое соединение абстрактных характеристик объекта, которое дает его идеальная конкретная. Единство анализа и синтеза означает то, что анализ должен осуществляться с целью последующего синтеза, а синтез может иметь реальное значение только в результате и на основе анализа.

Люди отличаются друг от друга по преобладанию у них аналитического или синтетического склада мышления. Такое разделение мыслительных способностей и является оценочным фактом. Такое  разделение, это и ни хорошо, и  ни плохо, это просто факт, из которого мы должны исходить в вопросах взаимодействия друг с другом.

Но разделение людей по этому  признаку важно принимать во внимание, ибо только учет этого обстоятельства позволяет так организовать взаимоотношения  между людьми, когда аналитические  и синтетические способности  оказываются в состоянии взаимного  дополнения, а не противопоставления. В этом собственно и состоит сущность единства анализа и синтеза.

В любом коллективе, например, в  студенческой аудитории, можно выделить исходя из типа мыслительной доминанты, группу со склонностями к анализу  и группу со склонностями к синтезу. Каждая такая группа, только в единстве с другой, может демонстрировать реальную целостность мыслительного процесса. Это и значит выстраивать отношения в соответствие с требованиями закона единства, анализа и синтеза.

Анализ и синтез в человеческом мышлении независимо от сферы деятельности диалектически взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Эти мыслительные операции или процедуры не могут  быть оторваны друг от друга и существовать независимо друг от друга. А между  тем, необходимость такого единства, отнюдь не всегда является достоянием сознания людей. Каждый, кто осмысленно постигает историю, может заметить, что во множестве случаев аналитическая  деятельность людей не дополняется  или, точнее сказать, не завершается  синтетической деятельностью. Это  приводит, например, к тому что реформы не достигают своего результата, потому что не завершаются в соответствие с требованиями закона анализа и синтеза. Намеченные планы и программы не получают желаемого воплощения в действительность всё по той же причине. Созидательный потенциал человека, группы, коллектива и т.д. не достигает синергийного эффекта.

Не адекватное следование требованиям  закона единства анализа и синтеза  приводит к тому, что реальная деятельность человека носит частичный, а не целостный  характер. Иногда, например, говорят, что  такой-то ученый, сильный аналитик. Причем в контексте суждения имеется  в виду ученый как теоретик, но теоретик, который владеет только методами анализа, а не умеет синтезировать, – не может быть адекватным теоретиком. Теория должна строиться на основе единства анализа и синтеза. Только такая теория может быть основой  рациональной человеческой практики.

Характеризуясь некоторой общей  логикой, закон единства, анализа  и синтеза проявляется специфически в каждой сфере познавательно-практической деятельности человека. Есть специфика  действия этого закона и в практике специалистов по управлению персонала. Организация социума в единую и целостную систему предполагает аналитическую деятельность, предметно  обусловленную необходимостью отражения  в знании составных частей системы, в их относительной обособленности друг от друга. Синтетическая деятельность связана с вопросами того, как  эти части или компоненты системы  взаимодействуют друг с другом. Почему, и каким образом система, с точки зрения её функций дает больший эффект, чем суммарный эффект её составных частей.

С точки зрения специфики проявления закона единства, анализа и синтеза  в организации должны иметь в  виду необходимые и достаточные  для системы части или компоненты. Важно также иметь в виду механизм взаимодействия этих частей или компонентов  в рамках единого целого. Все эти  вопросы и охватываются в их сущностном плане законом единства, анализа  и синтеза.

1.1 Постоянный процесс анализа и синтеза в социальной и биологической системах.

Анализ и синтез являются элементами биологического и интеллектуального  развития. В окружающем нас мире постоянно происходят изменения: крупные образования разделяются на более мелкие, а мелкие образования объединяются (например, образование семей).

Наличие преобразований свидетельствует  о физическом существовании компании как социальной организации: происходят изменения выполняемых функций, меняется персонал компании и т.д.

Эти процессы повторяются, причем каждый и из них вносит что-то новое, более необходимое. Ненужные элементы отпадают, а необходимые — появляются, то есть достигается некоторая временная  гармонизация элементов, входящих в  состав какой-либо организации (приложение 2).

Например, распад СССР в 90-е  годы на ряд независимых государств отражал реальные националистические интересы больших групп населения. Обратный процесс, процесс объединения  Беларуси и Российской Федерации  отражает интересы большинства их населения, но объединяются не две бывшие союзные  социалистические республики, а две  новые страны, каждая со своей экономикой и своими ценностными установками.

С точки зрения точных наук (математики или физики) разделение, выделение  и согласование входят в состав процедур анализа, а согласование, объединение  и соединение входят в состав процедур синтеза В теории организации термины «анализ» и «синтез» прочно закрепились.

Анализ — это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение  этих частей, добавление новых или  ликвидация некоторых из них для  более эффективной деятельности или удобства исследования.1

Синтез — это соединение, объединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта  в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности или удобства исследования.2

Однако нельзя до бесконечности  делить целое на части. Объединение  элементов также должно иметь  какие-то разумные границы, иначе можно  прийти к «синдрому большого бизнеса».

Анализ и синтез составляют мыслительный процесс любого разумного  человека — этим он отличается от других представителей животного мира нашей  планеты.

Преимущественная аналитичность мышления находит свое отражение в использовании метода дедукции, то есть перехода от общего к частному ( любимый метод Шерлока Холмса). Преимущественная синтетичность в мышлении человека проявляется в использовании метода индукции, то есть перехода от частного к общему. Анализ и синтез свойственны также и коллективному мышлению ученых, специалистов. Преобладание коллективного анализа над синтезом приводит к дифференциации (разделению) наук, к более глубокому изучению узких вопросов.

Например, выделение из теории управления теории организации, контроллинга. Преобладание коллективного синтеза над анализом приводит к развитию наук о природе, человеке, космосе (например, философия, кибернетика, теория мозга, космогония), а также к созданию пограничных наук типа бионики, биофизики, информациологии, персономики, политологии.

Анализ и синтез в индивидуальном и коллективном мышлении переплетаются  и не могут существовать друг без  друга. Говоря о единстве анализа  и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность  и взаимодействие в процессе любой  мыслительной деятельности. Анализ и  синтез имеют большое практическое значение при реформировании и реструктуризации компаний, организации коллективного  труда, научных исследованиях.

1.2 Особенности анализа и синтеза в социальных организациях

В процессах совершенствования  деятельности компаний анализ обычно предшествует синтезу.

Однако встречаются случаи, когда синтез является началом процесса. Например, при моделировании вариантов  построения холдинга, финансово-промышленной группы, консорциума.

В этом случае сначала объединяют несколько компаний или подразделений  и оценивают результаты совместной работы.

Если они неудовлетворительны, то проводят объединение новых структурных  образований или анализируют  деятельность существующих.

Таким образом, анализ в теории организации включает две основные процедуры: разделение целого на части  и улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также включает две процедуры: согласование характеристик  выделенных частей и объединение  их в одно целое.

Процедуры: улучшения характеристик  выделенных частей организации и  согласования этих характеристик в  большей мере относятся к теории управления и менеджменту, а разделение и объединение — непосредственно  к теории организации.

При разделении целого на части необходимо учитывать зависимость частей друг от друга. Учитывают три возможности:

• выделенные части слабо  зависят друг от друга, но сохраняют  при выделении все свои свойства (например, филиалы Сбербанка РФ можно рассматривать как независимые в части их работы, связанной с обслуживанием физических и юридических лиц);

• выделенные части зависят  друг от друга и при разделении теряют ряд не основных свойств, которые  необходимо в дальнейшем учитывать (например, филиалы Сбербанка РФ можно рассматривать как зависимые  части по работе, связанной с общей  обслуживающей деятельностью со стороны центрального аппарата Сбербанка  РФ — кадровая, бухгалтерская, материально-техническая  и др.);

• выделенные части сильно зависят друг от друга и при  разделении теряют основные свойства, то есть становятся неспособными выполнять  свои основные функции (например, филиалы  Сбербанка РФ можно рассматривать  как сильно зависимые части от центрального аппарата по работе, связанной  с размещением личных вкладов  граждан, обслуживанием кредитов, корреспондентских  счетов и др.).

Такие части обособленно  рассматривать не следует иначе  можно сделать много ошибок. Так, нельзя рассматривать обособленно  членов семьи с целью совершенствования  деятельности каждого для дальнейшего  формирования идеальной семьи.

При объединении целого из подготовленных в результате анализа частей целого необходимо также учитывать степень  будущей зависимости частей друг от друга.

Как и в случае разделения учитываются три возможности.

• объединяемые части слабо  зависят друг от друга и они не ухудшают и не улучшают функционирование объединяемых частей в рамках целого;

Информация о работе Закон единства анализа и синтеза