Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:06, курсовая работа
Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю структуру доходов населения, появляются новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменяется роль отдельных источников, их значимость для разных групп населения. Вполне эффективна дифференциация доходов, но до определенного предела, чрезмерное усиление ее оборачивается обеднением населения. Значит, должны быть предусмотрены соответствующие механизмы и источники по поддержанию доходов социально уязвимых слоев населения на минимально допустимом уровне (индексация доходов, регулирование цен, социальные пособия). Инструментом регулирования и прогнозирования доходов и их дифференциации выступают нормативные потребительские бюджета (в первую очередь - бюджет прожиточного минимума). Основным методом регулирования доходов становится коллективно-договорный метод на всех уровнях социального партнерства.
Введение……………………………………………………………..…3
Доходы населения……………………………………………….5
Доходы и их виды………………………………………………..5
Безденежные доходы…………………………………………..14
Факторы динамики доходов……………………………………20
Измерение доходов……………………………………………..25
Заработная плата………………………………………………..30
Минимальная заработная плата………………………………31
Функции заработной платы…………………………………….34
Формы заработной платы……………………………………...37
Регулирование заработной платы…………………………....42
Тарифная система оплаты труда рабочих………………….43
Бестарифная система оплаты труда рабочих……………...47
Заключение……………………………………………………………..48
Аналитическая часть…………………………………………………..50
Фотография рабочего дня…………………………………………….51
Хронометражное наблюдение……………………………………….57
Список литературы………………
Содержание
Введение………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Аналитическая часть…………………………………………………..50
Фотография рабочего дня…………………………………………….51
Хронометражное наблюдение……………
Список литературы…………………………………
Введение
В цивилизованном обществе
любое реформирование экономики
априори проводится во имя человека,
для улучшения его
Переориентация на рыночные отношения вносит коренные изменения в регулирование доходов: прежде всего ослабление государственной роли и расширение самостоятельности регионов и предприятий (фирм) в этой области, повышение значимости рыночных регуляторов.
В силу указанного на государственном уровне, в каждой отрасли и в каждом регионе, на отдельных предприятиях (организациях, фирмах) возникает необходимость в выработке собственной политики доходов (и заработной платы). В ней должны учитываться интересы различных групп работников (населения) и собственников, предусматриваться эффективная система занятости населения и вознаграждения за труд, меры по социальной защите населения (работников), механизмы по поддержанию доходов на уровне, обеспечивающем человеку достойную жизнь.
Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю структуру доходов населения, появляются новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменяется роль отдельных источников, их значимость для разных групп населения. Вполне эффективна дифференциация доходов, но до определенного предела, чрезмерное усиление ее оборачивается обеднением населения. Значит, должны быть предусмотрены соответствующие механизмы и источники по поддержанию доходов социально уязвимых слоев населения на минимально допустимом уровне (индексация доходов, регулирование цен, социальные пособия). Инструментом регулирования и прогнозирования доходов и их дифференциации выступают нормативные потребительские бюджета (в первую очередь - бюджет прожиточного минимума). Основным методом регулирования доходов становится коллективно-договорный метод на всех уровнях социального партнерства.
В условиях многообразия видов доходов обновление политики доходов осуществляется посредством совершенствования механизма регулирования каждого вида доходов чтобы он активно способствовал процессу преобразования административной системы экономики в рыночную.
Наиболее глубоких изменений требует формирование заработной платы. В начале экономических преобразований в России произошла передача решения всех вопросов оплаты труда с государственного уровня на уровень предприятий (за исключением бюджетной сферы). Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование заработной платы не ограничивается только фирмой (предприятием), в этих целях действует многоуровневая система коллективных договоров. Передача решения всех вопросов оплаты труда предприятию по существу исключает влияние рынка труда на уровень оплаты труда работников. Фактически это ведет к сужению рынка труда до масштабов одного предприятия, что противоречит законам рыночной экономики. Отсюда возникает необходимость пересмотра прежней установки и усиления государственного регулирования этого процесса в отраслях и на предприятиях. Таким образом, создание подлинно рыночного механизма регулирования заработной платы и доходов предполагает активную роль государства.
Переходный период для России ознаменовался и экономическим кризисом, что усугубило тяжесть перемен. Кроме того, этот период не однозначен по используемым методам и механизмам осуществления политики доходов на всех уровнях и социально-экономическим последствиям. Он требует теоретического осмысления и выделения отдельных этапов реализации общей концепции рыночного реформирования.
Новые экономические условия предполагают не только использование новых теоретических подходов, но и отказ от стихийного регулирования доходов, выбор таких средств, методов и механизмов их регулирования, которые соответствуют принципам экономической и социальной эффективности. Высказанные выше соображения целесообразно учитывать при выработке политики доходов.
Регулирование доходов является органичной составной частью экономической и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект), принципы управления, особенности механизма регулирования. Она выполняет такие важные функции, как: программно-стратегическая (определение концепции уровня жизни, политики доходов, разработка социальных и других программ); распределительная (формирование и распределение доходов и средств на оплату труда, создание и развитие стимулов к труду, статусных позиций); нормотворческая (разработка законов, нормативных актов, нормативов и т. п., контроль за их исполнением); мобилизующая (привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем); консолидирующая (выявление и согласование интересов различных социальных групп, предприятий, отраслей, регионов).
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Доходы и их виды
Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, скота, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.
Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы).
Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма. В любое время у бедных слоев населения высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки удельный вес натуральных доходов повышается (например, в период коллективизации, в Великую Отечественную воину, при переходе к рыночным отношениям). Практика также показывает, что у колхозного крестьянства всегда была выше доля натуральных доходов по сравнению с промышленными рабочими, о чем свидетельствуют данные бюджетных обследований.
При реализации доходов часть их идет на потребление материальных благ, часть — на потребление услуг. На структуре потребления сказывается не только повышение денежных доходов, но и изменение структуры населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.
Совокупный доход, который в отечественной статистике является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.
В структуре совокупного дохода населения поступления от личного подсобного хозяйства занимают до 25% общей суммы, чем, в частности, определяется применение совокупного дохода как одного из основных показателей для анализа уровня жизни населения, по которому в среднедушевом его исчислении ежегодно производится расчет распределения численности населения.
Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации — давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из-за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.
Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом:
РРД= (НД-НП) х Jпсд, (1)
где НД — номинальные доходы (руб.);
НП — налоги, обязательные платежи (руб.);
J псд — индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).
Рассматривая проблему структуры и формирования доходов, необходимо выделять трудовые и нетрудовые доходы. До недавнего времени в условиях командно-директивных методов управления экономикой к трудовым доходам было принято относить доходы, полученные в результате трудовой деятельности на государственных и кооперативных предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные вне официальных государственных каналов, характеризовались как нетрудовые. Между тем в проблеме разделения совокупного дохода на трудовой и нетрудовой, особенно в условиях многообразия форм собственности и форм хозяйствования, появляются весьма существенные новые моменты. Прежде всего речь идет о таких видах доходов, как доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Поступления в семейный бюджет от занятий индивидуальной трудовой деятельности по производству продукции и оказанию услуг населению, безусловно, имеют трудовую основу, а следовательно относятся к трудовым доходам. То же самое касается доходов, полученных от реализации товарной продукции, произведенном в личном подсобном хозяйстве (на приусадебном или садово-огородном участке). Индивидуальная трудовая деятельность, являющаяся как основным, так и подсобным занятием граждан, - звено общественного разделения труда, этот труд – составная часть совокупного общественного труда.
Важнейшие источники денежных доходов — это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты (табл. 6).
Таблица 6. Структура денежных доходов населения России в 1990-1995 гг. (в %) (2, с.64)
Показатели |
1990 |
1994 |
1995 |
Всего денежных доходов |
100, 0 |
100, 0 |
100, 0 |
в том числе |
|
|
|
оплата труда |
74, 1 |
46, 4 |
39. 5 |
социальные трансферты |
13, 0 |
17, 4 |
16, 7 |
доходы от собственности |
12, 9 |
4. 3 |
5, 3 |
доходы от предпринимательской деятельности |
— |
31, 9 |
38, 6 |