Заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю структуру доходов населения, появляются новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменяется роль отдельных источников, их значимость для разных групп населения. Вполне эффективна дифференциация доходов, но до определенного предела, чрезмерное усиление ее оборачивается обеднением населения. Значит, должны быть предусмотрены соответствующие механизмы и источники по поддержанию доходов социально уязвимых слоев населения на минимально допустимом уровне (индексация доходов, регулирование цен, социальные пособия). Инструментом регулирования и прогнозирования доходов и их дифференциации выступают нормативные потребительские бюджета (в первую очередь - бюджет прожиточного минимума). Основным методом регулирования доходов становится коллективно-договорный метод на всех уровнях социального партнерства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…3
Доходы населения……………………………………………….5
Доходы и их виды………………………………………………..5
Безденежные доходы…………………………………………..14
Факторы динамики доходов……………………………………20
Измерение доходов……………………………………………..25
Заработная плата………………………………………………..30
Минимальная заработная плата………………………………31
Функции заработной платы…………………………………….34
Формы заработной платы……………………………………...37
Регулирование заработной платы…………………………....42
Тарифная система оплаты труда рабочих………………….43
Бестарифная система оплаты труда рабочих……………...47
Заключение……………………………………………………………..48
Аналитическая часть…………………………………………………..50
Фотография рабочего дня…………………………………………….51
Хронометражное наблюдение……………………………………….57
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

oplata truda.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

При определении уровня минимума заработной платы используется множество критериев. Критерий потребностей, т.е. абсолютного стандарта, используется в развивающихся странах, где установление размера минимальной заработной платы — смелый шаг в контексте реальной экономической обстановки. В развитых капиталистических странах доминирует другой подход — установление минимума заработной платы прямо связано с общей экономической ситуацией в стране.

Системы минимальной  заработной платы разнообразны. Из них можно выделить наиболее распространенные:

• защита социально уязвимых групп населения, имеющих низкие заработки и неконкурентоспособных на рынке рабочей силы;

• установление справедливой заработной платы (системы такого рода относятся к определенным отраслям деятельности, профессиям);

• установление базы всей структуры заработной платы (борьба с бедностью, защита от занижения заработков);

• установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшения распределения доходов.

Две первые системы связаны  с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям или профессиональным группам, две последние относятся к системам общего применения. В мировой практике минимальная заработная плата используется как справочный инструмент для исчисления некоторых пособий, пошлин и т. д. По своей сути минимальная заработная плата — это обеспечение, по крайней мере, суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. Если она обеспечивает фактически только это, то она выполняет лишь воспроизводственную функцию.

По заключению Международной  комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., справедливой считается минимальная  заработная плата, достигающая 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых — превышается этот рекомендуемый норматив, тем самым реализуется стимулирующая функция минимальной зарплаты.

В России с 1991 г. минимальный  размер оплаты труда периодически пересматривается, но практика показывает, что в условиях высокой инфляции отставание минимальной зарплаты от прожиточного минимума неуклонно возрастает (табл. 16). Ее уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей и свидетельствует о несостоятельности государства в решении такого важного вопроса. Такое положение практически означает отказ от предъявления каких-либо требований к работодателю и перенос решения вопроса о минимальной зарплате на уровень предприятия.

 

Таблица 16.Бюджет прожиточного минимума и минимальная  заработная плата в РФ за 1993-1996 гг. (9, с.45)

Показатели

1993

1994

1995

1996

1997 (июнь)

Прожиточный минимум: руб.

%

 

20, 6 100

 

86, 6 421

 

264 1281

 

369, 9      1800

 

423, 0 2053

Средняя минимальная заработная плата

руб.

%

Отношение минимальной  заработной платы к прожиточному минимуму, %

к средней заработной плате, %

 

 

6. 1 100

 

 

 

29, 6                             10, 3

 

 

17, 6 289

 

 

 

20, 3 8, 1

 

 

42,6 700

 

 

 

16,1 8, 8

 

 

72, 7 1192

 

 

 

19, 3

9,0

 

 

83, 5 1369

 

 

 

19, 8 8, 4


 

Анализ данных таблицы  показывает, что практика применения минимального размера месячной оплаты труда в 1992-1997 гг. имеет существенные недостатки, что приводит к ничтожным результатам. Минимальная зарплата в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8—9% средней зарплаты, она объективно стала выполнять несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных пособий, применении налогов, штрафов и т. д., а свое истинное назначение как показатель минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции. То есть название осталось, а экономическое содержание выхолощено.

Профсоюзы как представители интересов трудящихся требуют повышения минимальной зарплаты. Этого можно добиться либо путем постепенного приближения ее к величине прожиточного минимума, либо путем снижения нормативного потребления (что и было сделано в 1992 г.). Если повысить минимум заработной платы без увеличения спроса на рынке труда, это приведет к снижению численности занятых, к массовым увольнениям, резкому увеличению безработицы. Такого сценария не выдержит никакая страна. Есть и другой путь - развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики, что позволит повысить уровень занятости, а значит, и доходы.

Чтобы повысить регулирующую роль минимальной оплаты труда, предлагается перейти на новый трудовой норматив - минимальную часовую оплату труда(10, с.54). Специалисты Министерства труда и социального развития РФ считают, что введение этого показателя позволит повысить уровень социальной защищенности работников и ускорит приближение уровня их зарплаты к величине прожиточного минимума, существенно снизит долю бюджетных ассигнований, так как проектом закона не предусматривается связь минимальной часовой оплаты труда с размерами стипендий, социальных пособий и др.

2.2. Функции  заработной платы

 Заработная плата  выполняет несколько функций,  наиболее важные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и др. эти же функции выполняет и сама оплата труда.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, т.е. в определении такого абсолютного размера оплаты труда, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим. Это особенно актуально в конце 90-х годов, когда почти все вопросы оплаты труда сводятся в основном к возможности обеспечения достойного уровня жизни. В случае когда зарплата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. Реализация их вне предприятия (фирмы) может вызвать не только позитивные, но и негативные последствия. Работа на два-три фронта чревата истощением трудового потенциала, снижением профессионализма, ухудшением трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус — это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка (при обязательном обсуждении с персоналом) системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учетом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Например, можно заложить распространенный в развитых капиталистических странах принцип трехступенчатости:

  1. критерии экономической эффективности всего предприятия,
  2. аналогичные критерии для отдельных подразделений;
  3. индивидуализированные критерии, играющие большую стимулирующую роль (личный трудовой вклад, коэффициент трудового участия, «заслуги» и т п.).

Главная проблема и состоит в том, чтобы найти наиболее целесообразное сочетание коллективизма в работе, необходимого для успешной деятельности фирмы, и индивидуализма в заработной плате.

Статусная функция важна  прежде всего для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий в других фирмах, и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна еще и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом.

Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведет к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

Реализация стимулирующей  функции осуществляется руководством фирмы через конкретные системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда с эффективностью деятельности фирмы.

Регулирующая  функция заработной платы воздействует на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала (численности работников и профессионально - квалификационного состава) и степень его занятости. Эта функция выполняет роль баланса интересов работников и работодателей. Объективной основой реализации этой функции является принцип дифференциации оплаты труда по группам работников, по приоритетности деятельности или другим основаниям (признакам), т.е. выработка определенной политики установления уровня оплаты труда различных групп (категорий) работников в конкретных условиях производства. Это является предметом регулирования трудовых отношений между социальными партнерами на взаимоприемлемых условиях и отражается в коллективном договоре.

Указанный принцип успешно  может быть использован только в  случае, если учитывается механизм ценообразования на рынке труда  и связанное с ним поведение  субъектов рыночных отношений. Специфика товара «рабочая сила» требует разграничивать понятия «цена рабочей силы» и «цена труда»

Цена рабочей  силы — это денежное выражение ее стоимости, отражающей по сегментационным признакам уровень затрат необходимых, на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса и предложения на рынке труда. Цена рабочей силы может быть базой для формирования политики дифференциации заработных плат на предприятии, а также при установлении договорных условий оплаты труда конкретного работника, нанимаемого работодателем.

Цена труда — это денежное выражение различных качеств труда, она позволяет соизмерять количество труда с его оплатой. Единицей измерения может быть цена часа труда, которая является производной величиной от цены рабочей силы, определяя условия оплаты труда работника по результатам его текущей деятельности в условиях действия механизма внутреннего рынка труда на предприятии. Цены на различные виды труда принимают форму расчетных тарифных ставок (должностных окладов). Устанавливая цену конкретного вида труда, предприятие регулирует оплату труда с тем, чтобы с одной стороны не занизить ее уровень (иначе уйдут квалифицированные кадры), а с другой стороны, не завысить цену, чтобы продукция фирмы была  конкурентоспособной не только по потребительским качествам, но и по цене товара (продукции, услуги). В противном случае может снизиться объем реализации (продаж, выручки), что отразится на   спросе рабочей силы ее занятости и т.д.

Производственно-долевая  функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через оплату труда) в образовании цены товара (продукции, услуг), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит  в движение овеществленный труд (как бы велик он ни был), а значит предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения заработной платы. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через   систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий и т.д., порядок их исчисления и зависимость от фонда оплаты труда.

Производственно - долевая  функция важна не только  для работодателей,  но и для работников. Некоторые  системы бестарифной оплаты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индивидуальной заработной платы от фонда оплаты труда и личного вклада работника. Внутри предприятия фонд оплаты труда отдельных подразделении может строиться на аналогичной зависимости (через коэффициент трудового вклада или другим образом).

Конкретный размер оплаты труда каждого работника - дело индивидуальное, чтобы подойти к нему, необходимо знание сложной структуры и механизма регулирования оплаты труда.

Информация о работе Заработная плата