Затраты на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении формирования и планирования затрат на производство и реализацию продукции на современном предприятии.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть основные моменты планирования себестоимости производства и реализации продукции предприятия;
Дать характеристику источникам финансирования затрат на производство и реализацию продукции;
Охарактеризовать финансово-экономиеччские рычаги снижения себестоимости продукции

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………………
1. Теоретические ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ……………………..
1.1.Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия…………….……………………………………………………..
1.2.Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции………….…………………………………………………………..
1.3.Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………………………………
2. Расчетная часть………………………………………………………
3

5

5

18

23
31
32
34

Файлы: 1 файл

ФО колобова.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Перечень статей затрат и их состав определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости. Предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности.

Типовая номенклатура статей затрат:

  1. Сырье и материалы;
  2. Возвратные отходы (вычитаются);
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;
  4. Топливо и энергия на производственные цели;
  5. Заработная плата производственных рабочих;
  6. Отчисления на социальные нужды;
  7. Расходы на подготовку и освоение производства;
  8. Потери от брака;
  9. Общепроизводственные расходы;
  10. Прочие производственные расходы;
  11. Общехозяйственные расходы;
  12. Коммерческие расходы.

Первые десять статей затрат образуют производственную себестоимость. Сумма всех двенадцати статей составляет полную себестоимость производства и реализации продукции (работ, услуг) [15].

Выделяют прямые и  косвенные затраты. Прямые затраты – это затраты, которые можно отнести непосредственно на конкретное изделие. Косвенные затраты – это затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно на конкретный вид продукции, а включаются в себестоимость в соответствии со сметами этих расходов и принятой методикой их распределения. Это общепроизводственные, общехозяйственные и другие виды расходов.

Все затраты, включаемые в себестоимость, также можно разделить на постоянные и переменные. Сумма постоянных расходов не изменяется (или почти не изменяется) при увеличении или снижении выпуска продукции. переменные расходы изменяются пропорционально объему производства. В физическом плане они тождественны прямым затратам.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого  труда и осуществляется двумя  взаимодополняющими методами:

  • По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
  • По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установление  нормы переменных затрат на единицу  выпускаемой продукции позволяет  определить суммарный объём затрат на объём выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

С=Н*В,

где С - планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

     Н - норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

     В - плановый объём выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчётного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим  образом:

 

С = Сф * Впл/Вф,

где Сф  – фактическая сумма переменных затрат в отчётном периоде;

    Впл – плановый объём выпуска в натуральном выражении;

   Вф – фактический объём выпуска в отчётном периоде в натуральном выражении.

Если в отчётном периоде соблюдались нормы расхода  на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчётном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода [7,c.25].

Если при  планировании переменных затрат предприятие  должно иметь представление о  будущем выпуске продукции, то при  фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы  не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.

В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей или ужесточившаяся конкуренция не позволят производителю увеличить цену реализации пропорционально росту издержек.

Постоянные  расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объёма выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу  произведенной продукции.

При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объёмом  выпуска. Значительное изменение в  объеме выпуска могут вызвать  и большие изменения в себестоимости  продукции. Иными словами, уровень  производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объёма выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат.

Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

  • Определение необходимого объёма выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат.
  • Расчёт необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Для определения  минимального объёма выпуска продукции, ниже которого производство продукции  становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который  определяется по следующей формуле:

 

                                                                  Постоянные затраты

Порог рентабельности =  


                                                    Выручка от    _   Переменные  затраты

                                                  реализации         в относительном выражении

 

В отечественной практике все затраты на производство и  реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам  затрат. Группировка затрат по элементам  имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового упраления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную  продукцию определяется по формуле:

 

Зр = Онп + Стп –  Окп ,

 

где Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;

Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;

Онп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;

Окп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на коней планового периода.

Плановый период должен совпадать  с отчётным (год, квартал), что позволяет  предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами. Состав остатков готовой продукции зависит от метода учёта выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая отгрузка продукции и выписка платёжных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадает с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчётного периода.

В составе остатков продукции  на конец планового периода учитывается  только плановая величина остатков готовой  продукции по плановой производственной себестоимости. При этом исходят  из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Норма запаса в днях ориентировочно может быть рассчитана на каждом предприятии исходя из сроков комплектации готовой продукции, её накопления для формирования отгрузки по имеющимся заказам, а также из динамики отчётных данных о ежедневных остатках готовой продукции.

Однако роль финансовой службы не ограничивается планированием и  корректировкой себестоимости выпускаемой  продукции. Большое значение имеет  работа по формированию производственных запасов, необходимых для обеспечения производства продукции заданного объёма.

С экономической точки  зрения производственные запасы оказывают  двоякое влияние на финансово-экономическое  состояние предприятия. С одной  стороны, имея большие запасы сырья, предприятия получают широкие возможности для поиска поставщиков и осуществления закупок. Производя закупки сырья в больших количествах, можно добиться существенных скидок. Запасы готовой продукции позволяют эффективно удовлетворять потребительский спрос, предоставляют предприятию свободу в составлении производственного плана и маркетинговых мероприятий. Кроме того, создание крупных запасов готовой продукции связано с выполнением больших запасов.

С другой стороны, при формировании крупных запасов происходит временное омертвление капитала. Хранение и перевозка запасов связаны с дополнительными денежными затратами. Дополнительный ущерб возникает при угрозе устаревания продукции и потери прибыли на капитал. Поэтому важно определить объём запасов, при котором полученная экономия и выгода превышает дополнительные затраты и ущерб от их содержания.

В развитых рыночных странах  для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула  Уилсона:

                                            ,

где  З – оптимальный размер заказа; Р – расход запаса; С – стоимость выполнения заказа; В – время расхода заказа.

Если необходимые  запасы могут быть заказаны и получены без задержки, то для поддержания бесперебойного производственного процесса предприятию необязательно иметь запасы на весь планируемый объём производства, достаточно иметь запас на 10 дней.

Однако для размещения заказа, как правило, необходимо какое-то время. Если, например, время доставки заказа составляет 2 дня, то предприятие должно разместить свой заказ через 8 дней после поставки предыдущего.

На практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.

Особенно это проявляется в  условиях нестабильных рынков. Даже при отлаженных горизонтальных связях с поставщиками сырья и комплектующих нет стопроцентной гарантии в соблюдении договорных графиков поставок. Более того, возможна ситуация стойкого дефицита на материальные ресурсы, что ставит под угрозу бесперебойность производственного процесса, а следовательно, сводит на нет все предварительные расчеты себестоимости продукции и отпускных цен, поскольку срывается запланированный объём выпуска.

Предприятие должно предусмотреть  дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объём и структуру, чтобы сохранить запланированный объём выпуска и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.

Определение приемлемого объёма страхового запаса заключается в нахождении равновесия между вероятной нехваткой запасов и затратами по содержанию страхового запаса. Поэтому необходимо проанализировать все последствия от вероятной остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объёма текущих, а возможно, и будущих продаж, если потребитель установит деловые связи с конкурентами и т.п.

В зависимости от степени негативности последствий от остановки производства руководство предприятия и принимает  решение о размерах страховых запасов, сознательно идя на дополнительные расходы.

Детальный анализ затрат по видам, структуре  и типам необходим для внутрифирменного планирования, которое должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Источники формирование  затрат на производство и реализацию  продукции.

 

     Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса следует понимать как покрытие воспроизводственных затрат за счет средств, формируемых предприятиями материального производства и государством. Воспроизводственные процессы являются непрерывными, а потому и покрытие затрат должно происходить бесперебойно. Финансовые ресурсы особенно необходимы субъектам хозяйствования, так как они служат главным источником расширения производства. Важно обеспечить непрерывное образование финансовых ресурсов. Уменьшение их поступления может привести к ограничению возможностей воздействия финансов на развитие экономики, решение социальных задач. Сокращение масштабов вложений в производственную деятельность, уменьшение фонда потребления связано с наличием финансовых ресурсов. Их нехватка может привести к неустойчивому положению деятельности предприятий, организаций и государства.

Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции