Затраты в производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсовой работы представлены теоретические основы управления затратами. Здесь раскрывается сущность, состав, классификация затрат на производство, представлен зарубежный опыт определения издержек. Отдельно рассматривается отечественный опыт управления затратами на производство и реализацию продукции, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы.
Вторая глава посвящена анализу себестоимости продукции на базе данных ООО «Интегра».
В третьей главе представлена зарубежная методика управления затратами на основе маржинального анализа. Здесь раскрывается сущность, содержание, преимущество этой методики. Отдельно рассматривается классификация затрат в системе маржинального анализа.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения

1.2 Классификация затрат на производство 6
1.3 Управление затратами на производство и реализацию продукции 11
2. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2.1 Характеристика предприятия и задачи анализа

2.2.Анализ общей суммы затрат на производство продукции ООО «Интегра» 16
2.3 Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
2.4 Группировка затрат в системе маржинального анализа
2.5 Современная система учёта «директ-костинг»
Заключение 32
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

моя курсовая_затраты в производстве.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

      На  рисунке 3.7 приведена принципиальная схема денежного оборота предприятия. В отличии от внешнего финансового  анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

      Ключевыми элементами анализа "издержки - объем - прибыль" служат: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фрагмент  с участием операционного рычага на рисунке 3.7 выделен жирными линиями. Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношения валовой маржи (маржинального дохода) к прибыли. Этот показатель в экономической литературе обозначается также, как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.  

  

      Для анализируемого предприятия сила воздействия  операционного рычага равна 327960 тыс. руб.: 222450 тыс. руб. = 1,5. Это означает, что при возможном увеличение выручки от реализации например на 5%, прибыль возрастет на 5% * 1,5 =7,5% ; при снижении выручки от реализации на 10%, прибыль снизится на 10% * 1,5 = 15% .

Заключение

      В условиях рыночной экономики затраты  на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона -  бюджета.

      В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по различным признакам: по виду производства, виду продукции, месту возникновения затрат, по составу и экономическому содержанию, и т.д. Для практического использования в системе управления формированием затрат целесообразно использовать классификацию по элементам и статьям затрат.

      В условиях рыночной экономики классификация  затрат в отечественном хозяйстве  будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике. В зарубежной практике широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В развитых странах широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной, сокращенной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы.

      Управление  затратами на производство и реализацию продукции – это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает вес стороны происходящих производственных процессов. В отечественной практике под управлением издержками производства понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов и снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи.

      Анализ  себестоимости продукции является важнейшим инструментом управления затратами. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Анализ себестоимости продукции проводился на базе данных ООО «Интегра». Это предприятие промышленности строительных материалов мощностью 2 млн. тонн цемента в год. Для цементного производства характерны наличие специализированного высокопроизводительного оборудования, комплексная механизация производственного процесса, непрерывный процесс производства, короткая длительность технологического цикла. Все это позволяет обеспечить высокопроизводительную и ритмичную работу предприятия, эффективно использовать основные производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы, что способствует достижению высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции.

      В отчетном году завод планировал произвести 1600000 тонн цемента, однако фактический  выпуск составил 1500000 тонн. Снижение объема производства на 6% объясняется падением в последние годы спроса на цемент в виду резкого сокращения строительно-монтажных работ из-за ограниченного бюджетного финансирования, а также резким увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов.

      Так как предприятие специализируется на выпуске одного вида продукции, следовательно  себестоимость одной тонны цемента  является показателем характеризующим  уровень и динамику затрат на его  производство и реализацию.

      Анализ  себестоимости цемента проводится с целью выявления возможностей более рациональным использованием производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обеспечение роста прибыли.

      Проведенный постатейный анализ показал, что  на анализируемом заводе фактические  затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от предприятия причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. А за счет внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута  экономия. Это положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов. Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента является:

  • сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе в связи с высоким удельным весом этих затрат (37,9%), что объясняется особенностями технологического процесса (процесс обжига клинкера происходит при высокой температуре t 1200-15000С);
  • увеличение объема выпуска цемента за счет более полного использования производственной мощности предприятия.

     В качестве топлива на технологические  нужды на цементном заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет  большое преимущество, а именно улучшается качество цемента, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к снижению себестоимости на 18,1 руб.

     В связи с планируемым ростом инвестиций в капитальное строительство спрос на цемент должен повыситься. Следовательно, завод сможет увеличить объем выпуска и довести его до максимально возможного – 2000000 тонн цемента в год. Экономия на условно-постоянных расходах в связи с ростом объема производства составит 17,6 руб.

      Таким образом, при использовании указанных  резервов, а также ликвидации допущенных непроизводительных затрат по общехозяйственным  расходам себестоимость 1тонны цемента  снизится на 35,71 руб. или на 10% и составит 316,19 руб. (351,90 – 35,71), что позволит повысить размер прибыли, уровень рентабельности и конкурентоспособности предприятия.

      Управлению  текущими затратами до настоящего времени  не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом прихода к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства и прибылью. Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это самый эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости “директ - костинг” (системе управления себестоимостью). Важнейшие преимущества данной системы заключаются в следующем:

  1. Ограничение себестоимости переменными расходами позволит упростить нормирование, планирование, учет и контроль за счет резкого сокращения статей затрат;
  2. Раздельный учет и изучения поведения затрат в зависимости от изменения объемов производства открывает новые возможности для анализа себестоимости позволяет четко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия;
  3. При учете по системе “директ - костинг” явно видна окупаемость каждого вида продукта; 
  4. Большое значение в этой системе имеет также установление связей и пропорций между затратами, прибылью и объемом производства, что позволяет определить зависимость затрат от загрузки производственной мощности, получать информацию с прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитать безубыточный объем производства;
  5. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений;

   В системе “директ -костинг” кроме  разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

   Важным  аспектом  анализа постоянных доходов  является деление их на полезные и бесполезные (холостые).

   Ключевыми моментами маржинального анализа  являются: операционный рычаг, порог  рентабельности, запас финансовой прочности.

   Сила  воздействия операционного рычага – это отношение маржинального  дохода к прибыли.

   Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. маржинального дохода в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

   Запас финансовой прочности – это разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.

   Проведенный маржинальный анализ на базе данных ООО «Интегра» показал, что постоянные затраты предприятия составляют 105510000 руб., из них полезные составляют 79132500 руб. или 75%, бесполезные (холостые) – 26377500 руб. или 25% в связи с неполным использованием производственной мощности предприятия.

   Предприятие прошло порог рентабельности (порог  рентабельности – 241552198 руб., выручка  от реализации – 750000000руб.), имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности – 508447802 руб. или 68% выручки. Запас финансовой прочности у предприятия возрос по сравнению с предыдущем годом на 21639291 руб. или на 4% при увеличении объема выручки на 50 млн. руб. или на 7%.Отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 28360790 руб. или на 13%. Повышение уровня порога рентабельности произошло за счет роста постоянных расходов, а, следовательно, повышения доли маржинального дохода в цене. Рост постоянных издержек на анализируемом предприятии объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к  уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Незначительный рост постоянных затрат на 5310000 руб. или 5% дал сокращение прибыли на 7170000 руб. или на 3% и возрастание силы воздействия операционного рычага на 0,1. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству предприятия следует быть особенно внимательным в части принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия. Однако, т.к. в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на цемент, то можно отказаться от режима жестокой экономии на постоянных затратах, т.к. предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

Информация о работе Затраты в производстве