Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:37, курсовая работа
В первой главе курсовой работы представлены теоретические основы управления затратами. Здесь раскрывается сущность, состав, классификация затрат на производство, представлен зарубежный опыт определения издержек. Отдельно рассматривается отечественный опыт управления затратами на производство и реализацию продукции, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы.
Вторая глава посвящена анализу себестоимости продукции на базе данных ООО «Интегра».
В третьей главе представлена зарубежная методика управления затратами на основе маржинального анализа. Здесь раскрывается сущность, содержание, преимущество этой методики. Отдельно рассматривается классификация затрат в системе маржинального анализа.
Введение
1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения
1.2 Классификация затрат на производство 6
1.3 Управление затратами на производство и реализацию продукции 11
2. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2.1 Характеристика предприятия и задачи анализа
2.2.Анализ общей суммы затрат на производство продукции ООО «Интегра» 16
2.3 Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
2.4 Группировка затрат в системе маржинального анализа
2.5 Современная система учёта «директ-костинг»
Заключение 32
Список используемых источников 39
На
рисунке 3.7 приведена принципиальная
схема денежного оборота
Ключевыми
элементами анализа "издержки - объем
- прибыль" служат: операционный рычаг,
порог рентабельности, запас финансовой
прочности.
Фрагмент
с участием операционного рычага на
рисунке 3.7 выделен жирными линиями. Действие
операционного (производственного, хозяйственного)
рычага проявляется в том, что любое изменение
выручки от реализации всегда порождает
более сильное изменение прибыли. В практических
расчетах для определения силы воздействия
операционного рычага применяют отношения
валовой маржи (маржинального дохода)
к прибыли. Этот показатель в экономической
литературе обозначается также, как сумма
покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи
хватало не только на покрытие постоянных
расходов, но и на формирование прибыли.
Для анализируемого предприятия сила воздействия операционного рычага равна 327960 тыс. руб.: 222450 тыс. руб. = 1,5. Это означает, что при возможном увеличение выручки от реализации например на 5%, прибыль возрастет на 5% * 1,5 =7,5% ; при снижении выручки от реализации на 10%, прибыль снизится на 10% * 1,5 = 15% .
В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона - бюджета.
В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по различным признакам: по виду производства, виду продукции, месту возникновения затрат, по составу и экономическому содержанию, и т.д. Для практического использования в системе управления формированием затрат целесообразно использовать классификацию по элементам и статьям затрат.
В условиях рыночной экономики классификация затрат в отечественном хозяйстве будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике. В зарубежной практике широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В развитых странах широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной, сокращенной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы.
Управление
затратами на производство и реализацию
продукции – это сложный
Анализ
себестоимости продукции
В отчетном году завод планировал произвести 1600000 тонн цемента, однако фактический выпуск составил 1500000 тонн. Снижение объема производства на 6% объясняется падением в последние годы спроса на цемент в виду резкого сокращения строительно-монтажных работ из-за ограниченного бюджетного финансирования, а также резким увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов.
Так
как предприятие
Анализ
себестоимости цемента
Проведенный постатейный анализ показал, что на анализируемом заводе фактические затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от предприятия причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. А за счет внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута экономия. Это положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов. Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента является:
В качестве топлива на технологические нужды на цементном заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается качество цемента, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к снижению себестоимости на 18,1 руб.
В связи с планируемым ростом инвестиций в капитальное строительство спрос на цемент должен повыситься. Следовательно, завод сможет увеличить объем выпуска и довести его до максимально возможного – 2000000 тонн цемента в год. Экономия на условно-постоянных расходах в связи с ростом объема производства составит 17,6 руб.
Таким образом, при использовании указанных резервов, а также ликвидации допущенных непроизводительных затрат по общехозяйственным расходам себестоимость 1тонны цемента снизится на 35,71 руб. или на 10% и составит 316,19 руб. (351,90 – 35,71), что позволит повысить размер прибыли, уровень рентабельности и конкурентоспособности предприятия.
Управлению текущими затратами до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом прихода к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства и прибылью. Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это самый эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости “директ - костинг” (системе управления себестоимостью). Важнейшие преимущества данной системы заключаются в следующем:
В системе “директ -костинг” кроме разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Важным аспектом анализа постоянных доходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые).
Ключевыми
моментами маржинального
Сила
воздействия операционного
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. маржинального дохода в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.
Запас финансовой прочности – это разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.
Проведенный маржинальный анализ на базе данных ООО «Интегра» показал, что постоянные затраты предприятия составляют 105510000 руб., из них полезные составляют 79132500 руб. или 75%, бесполезные (холостые) – 26377500 руб. или 25% в связи с неполным использованием производственной мощности предприятия.
Предприятие прошло порог рентабельности (порог рентабельности – 241552198 руб., выручка от реализации – 750000000руб.), имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности – 508447802 руб. или 68% выручки. Запас финансовой прочности у предприятия возрос по сравнению с предыдущем годом на 21639291 руб. или на 4% при увеличении объема выручки на 50 млн. руб. или на 7%.Отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 28360790 руб. или на 13%. Повышение уровня порога рентабельности произошло за счет роста постоянных расходов, а, следовательно, повышения доли маржинального дохода в цене. Рост постоянных издержек на анализируемом предприятии объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Незначительный рост постоянных затрат на 5310000 руб. или 5% дал сокращение прибыли на 7170000 руб. или на 3% и возрастание силы воздействия операционного рычага на 0,1. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству предприятия следует быть особенно внимательным в части принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия. Однако, т.к. в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на цемент, то можно отказаться от режима жестокой экономии на постоянных затратах, т.к. предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.