Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:05, реферат
Фирма Olivetti была открыта в 1908 году в Италии Камилло Оливетти, как специализированное предприятие по производству печатных машинок. Предприятие производило 4000 печатных машинок в год, в среднем на каждого рабочего приходилось по 10 машинок в год. В 1924 году двадцатитрехлетний Адриано поступил на фабрику своего отца.
С его именем связан «золотой век» компании. Оливетти был в своем роде предпринимателем-революционером. У проходных Olivetti висели таблички «Человек — больше чем просто рабочий». У наблюдателя не оставалось сомнений в том, что перед ним фабрики, для которых человек важнее прибыли.
АДРИАНО ОЛИВЕТТИ - ADRIANO OLIVETTI - OLIVETTI. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРЕНДА.
|
Фирма Olivetti была открыта в 1908 году в Италии Камилло Оливетти, как специализированное предприятие по производству печатных машинок. Предприятие производило 4000 печатных машинок в год, в среднем на каждого рабочего приходилось по 10 машинок в год.
В 1924 году двадцатитрехлетний Адриано поступил на фабрику своего отца.
С его именем связан «золотой век»
компании. Оливетти был в своем
роде предпринимателем-
Не меньшее значение Андриано придавал инновациям и благодаря этому легко оставлял соперников позади. Ориентиром для Оливетти и его предприятия было развитие производства, технологий и способов организации труда.
Особенно плодотворными для компании оказались 1950-е годы. На весь мир прославили Olivetti печатная машинка Lettera 22 (ею пользовались многие известные репортеры и военные корреспонденты«) и счетный аппарат Divisumma. Эти итальянские аппараты стали символом нации.
Дальновидный Оливетти первым в Италии принял вызов, брошенный электроникой. В 1952 году он открыл маленькую лабораторию в Коннектикуте, а в 1955-м решил основать неподалеку от Пизы центр научных исследований в области электроники.
В 1958 году, фирма Olivetti уже насчитывала пять фабрик в Италии и пять за границей, и выпускала по шесть печатных машинок в минуту. А уровень жизни рабочих Olivetti был на 80% выше, чем у их собратьев на других предприятиях отрасли.
В 1959 году центр научных исследований
представил первый в Италии электронный
калькулятор. Он появился с очень
небольшим опозданием, после того
как в 1957 году представила свой первый
транзисторный компьютер
Есть инение, что истинным предшественником первого персонального компьютера (созданного в 1976 году основателями Apple Стивом Джобсом и Стивом Возняком), его аналогом по конфигурации может быть назван калькулятор Olivetti-101, разработанный инженером Пьерджорджо Перотто. Он был впервые представлен как настольный компьютер в павильоне офисной техники на Нью-Йоркской выставке 1965 года. Аппарат был способен производить за короткое время сложные расчеты. Посетителей выставки удивляло, что в совсем маленькой машинке умещаются печатное устройство, выводящее на особые карточки результаты вычислений, приспособление для считывания перфокарт и память, способная хранить информацию на металлических кольцах.
Руководство
предприятия не возлагало особых
надежд на будущее этого изобретения,
и это оказалось большой
В 1964-м семья Оливетти приняла решение открыть свой капитал группе итальянских банков и промышленных предприятий, куда вошли, в частности, Fiat и Mediobanca. Благодаря притоку новых денег в 1970-е годы Olivetti направила в электронику значительные инвестиции, но перепрофилирование шло с большим трудом. К концу десятилетия финансовое положение компании стало критическим. В 1978-м президент Olivetti Карло де Бенедетти под свою полную ответственность вложил средства в группу Ivrea, которая занималась энергетическим машиностроением, завершил процесс переориентирования Olivetti на электронику и обеспечил финансовое оздоровление компании.
В 1980-е годы Olivetti совершила несколько коммерческих приобретений, вступила в многочисленные международные соглашения и решилась на весьма рискованное размещение капиталов. Некоторые сделки имели для компании весьма существенное значение. Среди них — договор с американской AT&T, заключенный в 1983 году и приобщивший Olivetti к телекоммуникационному бизнесу.
В результате этих действий Olivetti смогла расширить модельный ряд и стала производить не только печатные машинки, но и ЭВМ для ведения бухгалтерии, принтеры, факсы, кассовые аппараты, копировальные машины, а также многочисленные офисные аксессуары. Однако на первые места на зарождающемся мировом рынке информационных технологий Olivetti выбиться так и не смогла.
В начале 1990-х Olivetti попытала счастье в секторе телекоммуникаций. Olivetti основала компанию Omnitel, которая стала вторым оператором рынка мобильной связи в Италии (чуть позже Omnitel будет куплена английской компанией Vodafone), создала телекоммуникационного оператора Infostrada и к 1998 году добилась своей цели — демонополизации рынка итальянской телефонии.
Быстро растущий рынок связи оказался подходящей средой для возрождения компании. Обнадеженная собственными успехами, в 1997-м Olivetti сделала свой выбор и отказалась от производства персональных компьютеров. Экономическое положение группы окончательно восстановилось, и в качестве крупной телекоммуникационной компании она вернула доверие к себе со стороны международных финансовых рынков. Однако это уже совершенно не та компания, которая была в 50-е годы.
Не так давно произошло слияние Telecom Italia и Olivetti, в результате на базе Olivetti образовалась новая компания под названием Olivetti Tecnost. Olivetti Tecnost производит калькуляторы, пишущие машинки, органайзеры, карманные компьютеры, копировальные аппараты, многофункциональные устройства, факсы, принтеры, в предлагаемой линейке принтеров есть даже кондитерский принтер Decojet 2000, использующий для печати специальную съедобную «бумагу» различных сортов и вкуса — сахарная, вафельная и т. п.
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти в 1908 году, впервые получила известность в Ломбардии и Пьемонте, когда на Туринской промышленной выставке 1911 года «М-1» была отмечена медалью. В аттестате отмечалось удобство работы на машинке, хорошая читаемость шрифта, зато о внешних данных машинки ещё не было ни слова — не было такого критерия для оценки промышленного продукта.
В 1929 году на единственной фабрике в Ивреа было занято менее 700 рабочих и служащих: к 1966 году количество занятых на итальянских и зарубежных предприятиях фирмы (Глазго, Барселона, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Иоганнесбург) составило более 51 000 человек.
В 1929 году на фабрике в Ивреа было выпущено 13000 пишущих машинок одной модели, в 1965 году было выпущено около 2300000 единиц (приравненных к одной пишущей машинке) различного оборудования. При этом доля «Оливетти» в производстве пишущих машин снизилась с 33% (1964 год) до 25% от мирового производства, но производство электронно-счетного оборудования составило уже более 30% мирового выпуска.
Таковы цифры, которые достаточно убедительно показывают экономическую экспансию фирмы, но сами по себе, естественно, не содержат указания на причины и средства развития.
Камилло Оливетти в 1912 году писал: «Эстетическая сторона конструктивного решения машинки также требует особого внимания... Пишущая машинка не должна быть оформлена в сомнительном вкусе. Она должна иметь внешность одновременно серьёзную и элегантную». Нужно учесть, что в это время машинки — как пишущие, так и швейные — ещё упорно покрывались истонченными акантовыми листьями, нанесенными бронзовой краской. В то время далеко не все искусствоведы могли ставить вопрос об эстетической ценности промышленной продукции, во вкусах широкой публики безраздельно господствовал унылый эклектизм — для инженера, делового человека точка зрения Камилло Оливетти была совершенно исключительной.
Дальнейшее развитие фирмы связано вплоть до полною отождествления с именем Адриано Оливетти.
Уже в 1927 году к 580 рабочим и служащим «Оливетти присоединились ещё несколько человек, деятельность которых приобрела вскоре большое значение: график Джованни Пинтори, ученик Моголь-Надя Александр Щавински, скульптор Константино Нивола, инженер и поэт Леонардо Синисгалли, который возглавлял отдел паблисити «Оливетти» вплоть до начала войны и вынужденной эмиграции. Сложилась одна из первых и безусловно наиболее значимая в Европе группа коммерческого дизайна, теснейшим образом связанная с общей организацией и реорганизацией фирмы. Как известно, рост производства вызывает удвоенный рост необходимой документации — при постоянном колебании спроса на большинство промышленных продуктов спрос на конторское оборудование, вызванный объективным процессом увеличения администрации в мировом бизнесе, практически не снижался даже в годы длительной депрессии после кризиса 1929 года. Завоевание монополии в производстве конторского оборудования означало бы почти полную независимость фирмы от колебаний промышленного производства в целом, поэтому завоевание монополии было с самого начала генеральной задачей руководства «Оливетти».
С 1936 года Марчелло Ниццоли становится ведущим дизайнером «Оливетти» и в тесном контакте с Джованни Пинтори, при постоянном участии Адриано Оливетти в оценке всех проектных предложений, подготовляет переворот в производстве комплексного конторского оборудования. Сразу же после войны, в условиях быстрого роста экономической активности фирма переходит в наступление на мировой рынок, тщательно подготовленное предыдущими десятилетиями. В 1948 году бестселлером становится созданная Ниццоли модель «Лексикон-80». Выпущенная на рынок в 1950 году «Леттера-22» производит новую сенсацию. Возникает и приобретает права гражданства выражение «стиль Оливетти».
Отдел дизайна приобрел постепенно привилегированное положение и значительно увеличился. Наряду с Ниццоли на первый план выдвигаются дизайнеры Соттсас и Беллини, оба лауреаты «Компассо д'Оро»: первый за электронно-счетные устройства «Элеа» в 1959 и 1962 годах; второй за машинку для перфокарт «ЦМЦ-7» в 1962 году. Ниццоли, Соттсас, Беллини и Пинтори (помимо сотен плакатов автор первой модели реорганизованного «Ундервуда» — «Рафаэль») возглавили четыре отделения дизайна.
Необходимо отметить, что ни одна
из генеральных целей руководства
«Оливетти» не была достигнута в полной
мере — в 1964 году «Дженерал электрик»
выкупил пакет акций «Оливетти»
Критики дизайна утверждают, что «стиль Оливетти» на самом деле является смешением нескольких «стилей» — в чисто искусствоведческом срезе рассмотрения, когда под стилем в дизайне подразумевается единство формально-стилистических признаков, это справедливо. Такого формального единства у «Оливетти» не было, нет и, вероятно, не будет.
«Стиль Оливетти» — это сумма
зримых выражений, которые в разных
областях и на разных уровнях уже
в течение десятилетий с
Мы имеем дело с очевидным
противоречием: с точки зрения специальных
знаний о дизайне не существует единого
«стиля Оливетти», а с коммерческой
точки зрения такой единый стиль
— абсолютно достоверное
Президент ИБМ Томас Ватсон отметил, что по всей Италии встречаются изделия, магазины и графика, производившие на него впечатление, и везде они принадлежали «Оливетти». Он немедленно нанял Элиота Нойеса и к сегодняшнему дню все заметили ИБМ»[5].
Действительно, под непосредственным впечатлением от характера работы конкурента американская компания интенсивно принялась за разработку собственного фирменного стиля. Усилиями известных дизайнеров Нойеса и Райда такой стиль был создан и сам вызывает подражания. Точно так же не оставляет сомнения, что именно развитие дизайна на «Оливетти» привело к все более энергичным усилиям конкурирующих американских, японских и западногерманских фирм создать собственный характер дизайна в производстве конторского оборудования. Но материал «Оливетти» может дать нам гораздо больше сведений о практике дизайна, если от пересмотра элементарных, очевидных фактов перейти к их более сложной интерпретации.
Вот интервью с начальником пресс-центра «Оливетти» Джованни Джудичи:
« - Каково соотношение деятельности «Оливетти» с общим развитием итальянской культуры?
- Можно без преувеличения
Эта связь осуществлялась через дизайн.
Эта связь осуществлялась через объединение усилий различных представителей прогрессивного искусства, архитектуры, литературы в единой деятельности по созданию ведущего стандарта культурной продукции «стиля Оливетти». Множество людей чистого искусства прошли через «Оливетти», что позволило им заработать на жизнь и впоследствии перейти к свободному творчеству. Поэты Синисгалли и Фортини, критик Помполоне и многие другие сыграли значительную роль Б формировании «стиля Оливетти» и в формировании современной культуры Италии. (Необходимо добавить к словам Джудичи, что члены «штаба» фирмы сами являлись и являются заметными фигурами в итальянской культуре: сам Адриано Оливетти был интересным социологом и руководителем института урбанистики, руководитель отдела паблисити Музатти был крупным издателем и прогрессивным критиком, наконец, сам Джудичи — один из известных современных поэтов.)
Работа крупнейших дизайнеров «Оливетти» (Соттсас, Ниццоли, Пинтори, Беллини), архитекторов фирмы (Фьокаи, Фиджини, Поллини), художников Балмера, Мунари, Бонфанте, Гуттузо привела к созданию и развитию «стиля Оливетти», а само признание этого явления, его влияние на современную культуру нельзя недооценивать.
— Каковы условия работы художников на «Оливетти»?
— Поскольку «стиль Оливетти» —
это не формальное единство всего
и вся, фирма максимально
Информация о работе Адриано Оливетти - Adriano Olivetti - Olivetti. История создания бренда