Адриано Оливетти - Adriano Olivetti - Olivetti. История создания бренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

Фирма Olivetti была открыта в 1908 году в Италии Камилло Оливетти, как специализированное предприятие по производству печатных машинок. Предприятие производило 4000 печатных машинок в год, в среднем на каждого рабочего приходилось по 10 машинок в год. В 1924 году двадцатитрехлетний Адриано поступил на фабрику своего отца.
С его именем связан «золотой век» компании. Оливетти был в своем роде предпринимателем-революционером. У проходных Olivetti висели таблички «Человек — больше чем просто рабочий». У наблюдателя не оставалось сомнений в том, что перед ним фабрики, для которых человек важнее прибыли.

Файлы: 1 файл

ОЛИВЕТТИ.docx

— 119.86 Кб (Скачать файл)

Ответы Джованни Джудичи, подтверждаемые всем фактическим материалом по фирме, позволяют понять многое. «Стиль Оливетти» невозможно определить однозначно, потому что он не связан с каким бы то ни было формально-стилистическим единством. Это, скорее, единство проектных концепций, которое может быть реализовано в любой внешне воспринимаемой форме, сохраняя свою ценность и индивидуальность. «Стиль Оливетти» — это особое орудие, которое позволяет фирме готовить, подпитывать потребителя для своей продукции, удовлетворяя реальные культурные запросы или льстя публике утверждением, что у нее есть реальные культурные запросы, и это, несомненно, самое интересное из того, что есть на фирме «Оливетти».

Приглашение группы художников, скульпторов, литераторов, организация группы дизайна  были для «Оливетти» тщательно продуманной  акцией в рамках общей программы  реорганизации фирмы. Очевидно, ставший  традицией фирмы антиконсерватизм, широкая культура Адриано Оливетти позволили ему значительно раньше других осознать экономическую роль дизайна как мощного средства конкурентной борьбы и завоевания (удержания, что ещё труднее) монополии. Можно провести обоснованную параллель между историей Адриано Оливетти — дизайн-центр фирмы и историей отношений Вальтер Ратенау — Петер Беренс, о которых мы упомянули и первой главе. Дизайн-центр «Оливетти» можно считать, очевидно, качественно новым повторением первого европейского эксперимента с дизайном. И в том и в другом случае инициирующей силой является «просвещенный капиталист»; и в том и в другом случае деятельность дизайнера приобретает исключительно важное значение. Однако «Оливетти» — это качественно новый этап, причём , различия между ними являются следствием различий двух хронологически близких эпох, при однородно формулируемой генеральной цели меняются конкретные задачи, меняются методы реализации планов.

При сравнении дизайна АЭГ и  «Оливетти» главное различие по любому разделу заключается в замене элементарного сложным, что необходимо определяется несравненно более  сложной обстановкой функционирования итальянской фирмы.

В основе создания «стиля Оливетти»  лежит разработка единой системы  конторского оборудования во всем объеме, сменившей выпуск отдельных образцов отдельных машин.

«С точки зрения их применения машины и конторское оборудование, изготовляемые фирмой, составляют единую систему приборов, полностью предназначенных для разрешения различных проблем, возникающих при управлении современным предприятием. Большое специализированное предприятие, каким является «Оливетти», должно основывать своё производство не только на реальном спросе рынка, но и на общей философии предназначения отдельных товаров и их взаимного дополнения. И поэтому именно в этом смысле фирма «Оливетти» сегодня может быть представлена не только как производитель машин, но и как создатель инженерно-управленческих систем»[6].

В этом отрывке из фирменного проспекта  задерживают внимание слова «философия предназначения товаров», по всей видимости, они не случайны, это не стилистический приём , а нечто гораздо более существенное.

Две трети продукции «Оливетти» предназначены для крупных контор-фабрик всего мира, и хотя лишь в последние  годы фирма перешла на проектирование полных комплектов оборудования для  любой системы операций, уже первые новые модели мыслились как элементы единой и стройной деловой системы. Очевидно, именно это имел в виду Джованни Джудичи, говоря о «философии предназначения продуктов». Американизация конторской службы охватила после войны весь мир, и везде она носила не только деловой характер — она приобретала дополнительное значение, добавочную ценность. Именно «Оливетти» предлагала потребителю, жаждущему организовать не просто контору, а контору-символ, то оборудование, которое ему было необходимо, чтобы почувствовать себя современным бизнесменом.

Продукты «Оливетти» живут двойной  жизнью. Это машины, отлично выполняющие  свою функцию на фабриках переработки  информации. Для человека, восемь часов  работающего за этой машиной в  американизированной конторе, любая  из этих машин может быть чем угодно — партнером, коллегой, наконец, врагом, но только не объектом эстетического  созерцания. Эта же машина, целый  комплекс этих машин вместе с людьми, работающими на них в не разделенном  перегородками зале — это уже  объект созерцания для высшей администрации, посетителей, клиентов, кинохроники  и корреспондентов. Современная  контора уже не может быть только фабрикой, она должна быть ещё и  зрелищем. Именно «Оливетти» (хотя ее монополии  уже угрожает научившаяся от нее  многому американская «ИБМ») предлагает современный «образ» конторы, комплекс утилитарных предметов, являющийся зрелищем высокого класса. Дизайнеры  фирмы создали изысканный паноптикум конторских машин, которые хорошо выглядят с людьми, но без людей, пожалуй, ещё  лучше. Для того чтобы «стиль Оливетти»  мог появиться, нужно было увидеть  и признать красивым сам сбалансированный механизм американской конторы: руки квалифицированной  машинистки — это красивое зрелище, клавиши у машинок имеют специальный  профиль, чтобы не портился маникюр. Только на выставке или фотографии можно оценить всю мягкость «линии Ниццоли», прочувствовать всю тонкость соотношения прямых, формирующих «Текне-3».

Критиками дизайна выделяются три  «стиля Оливетти», хронологически следующие  один за другим, однако очевидно, что  это неверно, что «стиль Оливетти», заключается в смене «стилей», в свободе от формальной стилистической определённости.

Став реальностью, получив признание, «стиль Оливетти» сам формирует  эстетическое восприятие современной  конторы, делает его обязательным. Не случайно фирма организует некоммерческие выставки «стиля» — «Оливетти» подготавливает для себя потребителя.

До последнего времени фирма  остается в авангарде мирового дизайна. «Оливетти» — очевидный и редкий пример постоянного совпадения коммерческой и профессионально-художественной оценки продуктов работы дизайнеров, пример полного и органичного  включения дизайна в общую  систему программирования всей деятельности фирмы.

«Стиль  Оливетти»

В небольшом итальянском городе Ивреа существовала фабрика пишущих машинок «Оливетти». Впервые о ней заговорили в 1911 году, когда на промышленной выставке в Турине ее продукция была отмечена медалью. Начиная с 30-х годов фабрика стала быстро развиваться, и если к 1929 году на ней работало около 700 рабочих и служащих, то к 1965 году количество рабочих перевалило за 50 тысяч. Выпускались уже не только пишущие машинки, но и самое различное конторское оборудование. В этой области фирма производила примерно одну треть всей мировой продукции.

Это может показаться маловероятным, но решающую роль в этой стремительной  экономической экспансии фирмы  «Оливетти» сыграли ее дизайнеры. Хозяева  фирмы раньше других конкурентов  поняли и оценили роль дизайна.

В 1927 году на фабрику были приглашены художники Джованни Пинтори и Александр Щавинский поэт Леонардо Синисгалли, который возглавил отдел рекламы и всевозможных публикаций. Так образовалась одна из первых дизайнерских групп в Европе. Перед ней была поставлена задача завоевания монопольного положения фирмы в области конторского оборудования. Когда в 1936 году отдел возглавил Марчелло Ниццоли, фирма приступила к подготовке нового наступления. Это наступление началось сразу после окончания мировой войны. В конце 1940-х годов выпускаются сенсационные по своим эстетическим качествам модели пишущих машинок «Лексикон-80» и «Леттера-22». Это был большой успех: возникает выражение «стиль Оливетти».

«Стиль Оливетти» — это не приверженность к каким-либо определенным пластическим формам и приемам в  оформлении, не формальное единство продукции, совсем нет. «Стиль Оливетти» — это  стремление сделать любую продукцию  обязательно красивой, фабричные  здания строить красивыми, в самом  современном стиле. Даже письма, деловая  корреспонденция, исходящие от фирмы, должны быть изящно оформлены и написаны с хорошим литературным вкусом —  все должно быть привлекательным, первосортным.

Деятельность дизайнерских групп  «Оливетти» нельзя оценивать только с точки зрения чисто коммерческого  успеха. В фирме «Оливетти» сотрудничали многие выдающиеся прогрессивные представители  искусства, архитектуры, литературы. В  конечном счете деятельность этого отряда высокоодаренных людей явилась несомненно вкладом в общечеловеческую современную культуру.

Фирма не только создает те или  иные отдельные машины. Она производит полные комплекты оборудования для  любых систем конторских операций во всем мире.

Крупные комплексно оборудованные  конторы не просто эффективны в практическом отношении, они еще и символ современного бизнеса, реклама его экономического преуспевания и мощи, а также объект восхищения для администрации, клиентов, посетителей и даже для кино- и  телехроники. Это уже не просто контора, а зрелище, причем зрелище, по-своему изысканное. Так «стиль Оливетти»  стал сам формировать эстетическое восприятие, вкус и потребности заказчика. «Оливетти» остается и поныне в авангарде  мирового дизайна.

Стиль OLIVETTI

В мире промышленного дизайна появилось  выражение «стиль от OLIVETTI». Что же собой представляет этот стиль. Стиль OLIVETTI – это торжество эстетики и функциональности в сочетании  с мужской напористостью и  женской гибкостью. Стиль OLIVETTI не подражание кому бы то ни было, а самобытное сочетании воедино основных принципов гармонии и единства в материале. В стиле OLIVETTI проглядывается отчётливое, ярко выраженное стремление сделать любую продукцию красивой. Ибо в эпоху когда технические характеристики изделий не могут сильно отличаться между собой, именно эстетическое восприятие и удобство от работы за конторскими принадлежностями фирмы OLIVETTI давали ей возможность крепко удерживаться на занимаемых позициях лидера в сфере производителя отменных пишущих машинок и автоматических офисных принадлежностей.

Чего уж там говорить если в стиле OLIVETTI – даже деловую корреспонденцию оформлять на специальной фирменной бумаге с оттисками. Таким образом дизайн-студия OLIVETTI сделала своё дело – заставив весь цивилизованный мир пребывать в уважении к безупречной стилистике и отменному качеству промышленной продукции от OLIVETTI.

«Стиль Оливетти»

«Стиль Оливетти» - это сумма  зримых выражений, которые в разных областях и на разных уровнях уже  в течение десятилетий с обновленной  связностью создают образ предприятия, которое, может быть, первым поняло важность некоторых человеческих и  эстетических ценностей области  промышленного производства: любая  машина может и должна быть красиво  оформлена, фабрика должна быть построена  красивой, коммерческое письмо должно быть написано в стиле, достойном  хорошего вкуса и культурных требований адресата. «Стиль Оливетти» невозможно определить однозначно, потому что он не связан с каким бы то ни было формально-стилистическим единством.

Это, скорее, единство проектных концепций, которое может быть реализовано  в любой внешне воспринимаемой форме, сохраняя свою ценность и индивидуальность.

Приглашение группы художников, скульпторов, литераторов, организация группы дизайна  были для «Оливетти» тщательно продуманной  акцией в рамках общей программы  реорганизации фирмы. Очевидно, ставшие  традицией фирмы новаторство  и широкая культура Адриано Оливетти позволили ему значительно раньше других осознать и экономическую  роль дизайна.

Участие дизайнеров способствовало и  укреплению престижа автомобильных  фирм («Фиат», «Альфа Ромео», «Ланча»  и др.). Все модели фирмы «Фиат» послевоенного периода разрабатывались  при участии ее директора известного дизайнера Д. Джакозы. Уже тогда собственный отдел художественного конструирования фирмы насчитывал несколько десятков сотрудников. Кроме того, «Фиат» пользовался услугами внештатных ди- зайнеров-консультантов. 
В Италии было создано около 30 дизайнерских фирм, специализировавшихся на автомобильном дизайне. Наиболее известная из них - «Пи- нинфарина» (Турин) - выполняла заказы крупнейших автомобильных фирм Италии, других европейских стран и США («Фиат», «Мерседес», «Дженерал моторе» и др.). Ее основатель Пинин Фарина - признанный создатель нового направления в дизайне автомобилей, для которого характерны стремление к подчеркнутой простоте линий, функциональность формы и отсутствие украшательства. Другая крупная дизайнерская кузовная фирма - «Гиа» - обслуживала компании «Рено», «Фольксваген», «Крайслер» и др.

Общий высокий уровень итальянского дизайна всегда в значительной мере определялся деятельностью независимых  специалистов, для которых характерны разносторонность и широкий диапазон, охватывающий самые различные отрасли  производства. Итальянские дизайнеры  считают наиболее эффективной формой отношений с промышленностью  постоянное консультирование своих  клиентов по различным вопросам художественного  конструирования и эпизодическое  выполнение конкретных заказов. 
В 1956 г. в Италии создана Ассоциация дизайна (АДИ). Своими целями она провозгласила пропаганду и поощрение развития дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического и эстетического уровня промышленной продукции, установление контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами и предпринимателями.

В 1954 г. в Италии учреждена ежегодная  премия «Золотой циркуль», присуждаемая за лучшие изделия массового или  серийного производства, при разработке которых наряду с решением функциональных, технических и технологических  проблем были достигнуты высокие  эстетические качества. 
После Второй мировой войны в силу ряда причин экономического характера во Франции промышленность ориентировалась в основном на внутренний рынок. Доля экспорта в реализации французских промышленных изделий была гораздо ниже, чем, например, в ФРГ или странах Бенилюкса. Государство и промышленники не особенно заботились о повышении конкурентоспособности товаров и использовании в этих целях дизайна, чем и объясняется его отставание от развития дизайна в других крупных промышленных странах того времени.

Информация о работе Адриано Оливетти - Adriano Olivetti - Olivetti. История создания бренда