Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 213.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

 

 

 

Кафедра экономики и организации производства

 

 

 

 

Анализ и прогнозирование

конкурентоспособности продовольственных  товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Маркетинг»

Специальность 1 - 27 01 01 «Экономика и организация производства»

Направление 1 - 27 01 01 20 «Экономика и организация производства (пищевая промышленность)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель  проекта                                        Выполнила

ст. преподаватель                                              студентка группы ЭПП-091

_________________Ю.Е.  Климова                  ___________Е.В. Кокухина

«____» ________________2012г.                       «____» ____________2012г

 

 

 

 

 

 

Могилев 2012

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

ЭПП ЭОП КР МА 409047 ПЗ

 

 Разраб.

Кокухина

 Провер.

Климова

 

 

 Н. Контр.

 

 Утв.

 

Анализ и  прогнозирование

конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой  деятельности ОАО «Рогачевский МКК»

 

Лит.

Листов

51

УО «МГУП», гр. ЭПП-091


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Методологические  основы изучения конкурентоспособности

товаров……………………………………………………………………….5

1.1 Основные  понятия конкурентоспособности  продукции……………..5

1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8

1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13

1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и

пути  её повышения………………………………………………………….16

2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22

2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22

2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24

2.3 Маркетинговые исследования  конкурентоспособности продукции…..26

2.4Анализ  конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30

3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33

3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39

Заключение …………………………………………………………………..42

Список литературы………………………………………………………….44

Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45

Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46

Приложение В. Анкета………………………………………………………47

Приложение Г. Форма для регистрации  наблюдения……………………51

 

Введение

 

На современном  этапе экономического развития стратегия  конкурентоспособности занимает центральное  место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ  перед соперником становится стратегическим направление деятельности государства  и его органов в области  обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики. Несмотря на большое  количество факторов, влияющих на стратегию  конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них является его способность  производить конкурентоспособную  продукцию и создавать условия  ее продвижения на рынок.

В сложившейся  ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, а также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Решающий  фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Проблема конкурентоспособности белоруской экономики не нова. Еще во времена командной системы стало очевидно, что невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям приводит к их серьезному отставанию на мировых рынках. Но тогда это еще не воспринималось в качестве острой проблемы, поскольку белорусский рынок все равно поглощал все, что производилось вне зависимости от качества продукции и услуг. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

С развитием  рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко  обострилась, и ее решение требовало  от всех субъектов рынка активного  поиска путей и методов повышения  конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.

В связи  с этим в современной экономике  главным направлением финансово-экономической  и производственно-сбытовой стратегии  каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли.

Нормальное  функционирование предприятий различных  сфер деятельности в условиях рынка  предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии  развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное  соотношение между затратами  и результатами, изыскивать новые  формы приложения капитала, обновлять  и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.

Конкурентоспособность предприятия, его экономическая  устойчивость - это сложные и взаимосвязанные  категории.

С одной  стороны, повышение конкурентоспособности  предприятия является необходимым  и обязательным условием обеспечения  и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.

С другой стороны, неустойчивое экономическое  состояние предприятия не позволяет  успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности  и экономической устойчивости предприятия  требует полного использования  многочисленных внутренних и внешних  факторов развития.

Конкурентоспособность продукции – это характеристика продукции, которая показывает ее отличие  от товаров-конкурентов как по степени  соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Актуальность проблемы предопределила выбор темы и направление исследования. Объектом исследования является производственное предприятие ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», предметом – конкурентоспособность продовольственных товаров.

Цель  данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть  сущность конкуренции и конкурентоспособности  предприятия;

-рассмотреть  факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;

-провести  анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;

-предложить  пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

 

1.Методологические основы изучения  конкурентоспособности товаров

 

1.1. Основные понятия конкурентоспособности  продукции

Понятие конкуренции многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция—это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью максимальной прибыли. Одновременно это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Являясь атрибутом рынка, конкуренция  естественно возникает из рынка  и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции бывают крупные и мелкие, сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы самые разные. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого — в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности основа конкуренции гораздо  сложнее. Каждому типу хозяйственных  единиц присущи свои особенности: у ведущих монополий — это сила, у мелких фирм—гибкость, у специализированных фирм— приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущество первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Для участников рыночных отношений, в  первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно-принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция постоянно заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной  единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному в рамках фирмы и внешнему опосредованному на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой и беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, предпочитает товары того или иного конкурента./4. С. 23/

Конкуренция — самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Она постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции./8. С.65/

С конкуренцией неразрывно связана  конкурентоспособность товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности товара не существует. Обычно под ней понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

Важнейший показатель конкурентоспособности товара экономического объекта любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

Конкурентоспособность товара фирмы (предприятия) — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практического прибыльного осуществления в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг—обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умение эффективно использовать научно-технический, производственный, финансовый и трудовой потенциал.

Иначе говоря, показатель конкурентоспособность  товара для любой фирмы отражает совокупные итоги работы всех подразделений, а также реакцию на изменение внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменение в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в ресурсах» и «превосходство в умении». Первая категория характеризует доступность сырья, энергии, комплектующих; кадровый состав и его квалификацию; финансы; наличие развитой системы производственного, научно-технического, коммерческого сотрудничества.

Вторая категория предполагает наличие ноу-хау в исследованиях  и проектировании, стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности.

Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность товара — это синтетический показатель, отражающий степень эффективности работы конструкторов, производственного персонала, смежников, посреднического звена и др./12. С. 9-10/

Информация о работе Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв