Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.
Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51
Также ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» следует проводить работу по созданию и совершенствованию товаропроводящей сети на внешнем рынке.
В ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» главное место занимает качество продукции собственного производства, а качество выступает как главный фактор конкурентоспособности продукции.
Повышение качества продукции имеет большое значение для ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», потребителя и национальной экономике в целом. Выпуск качественной продукции способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия.
Потребление продукции улучшенного качества и больше потребительной стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной кропотливой работы ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
В условиях жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» должно стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, удовлетворить требования покупателей, а с другой стороны, -- имея конкурентоспособную цену, при минимальных затратах не качество получать максимальную прибыль.
С целью повышения
Линия упаковки молочной продукции ( молоко, майонез творог) на ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», устарела физически и функционально. В связи с этим целесообразна покупка новой линии по упаковке майонеза Doypack.
Doypack – потребительская тара из гибких термосвариваемых упаковочных материалов с устойчивым дном (после наполнения продуктом). Материалы – комбинированные и многослойные пленки различного сочетания слоев (гибкая упаковка). Почему производители все чаще обращаются к применению «Doypack» упаковки. На это есть основания. Пакеты «Doypack» имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами упаковки.
Преимущества пакетов «Doypack» с точки зрения потребителя:
- пакет удобно держать в руке, он легок, не теряет формы при надавливании и сжатии, занимает меньше места в кармане, сумке или холодильнике;
- пакет прочен и устойчив, не
опрокинется на столе, удобно
хранить упаковку в
- удобство дозирования. В
- благодаря специальному
Преимущества пакетов «Doypack» с точки зрения производителя:
-можно изготовит пакеты
-пакеты «Doypack» изготавливаются из двух-, трех- или четырехслойных ламинатов. Как правило, это сочетание лавсана с полиэтиленом различной толщины. Использование алюминиевой фольги в качестве третьего слоя значительно повышает барьерные свойства пакета, что с одной стороны, расширяет диапазон его применения, а с другой – позволяет увеличить срок годности самого продукта;
- благодаря «стоячему положению», пакеты «Doypack» выгодны с точки зрения мерчендайзинга, занимают мало место на прилавке магазина, легко утилизируются;
- пакет не пропускает солнечные
лучи, влагонепроницаем, прекрасно
удерживает запах, сохраняя
«Doypack» -- это тара, этикетка и крышка в одном изделии. В процессе фасовки «Doypack» отсутствуют такие операции, как укупорка и этикетирование, что существенно сокращает производственный процесс и снижает себестоимость продукции. Производитель продукта может обходиться меньшим количеством оборудования на меньших площадях, минимизировать затраты на транспортировку и хранение тары.
При всех своих достоинствах, пакеты «Doypack» существенно дешевле, чем многие другие виды тары.
Приобретение данной линии позволит получить:
- выход на новые рынки;
- улучшить качество готового продукта;
- снизить потребление
- уменьшить количество
- увеличить производительность;
- снизить затрачиваемое время на подготовку оборудования к работе;
- повысить срок годности
Таким образом, основой стратегии
повышения
3.1 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности
По оценкам ведущих экономистов, конкурентоспособность продукции на сегодняшний день на 70-80% зависит от ее качества.
Большинство
руководителей предприятий
Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, то есть на уровне предприятия.
Повышение качества на макроуровне позволяет:
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой деятельности – от конструирования опытного и серийного производства до сбыта и сервиса, включая в числе других и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения и послепродажное обслуживание.
Процесс управления качеством должен носить всеобъемлющий и непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции – обязательное условие успеха производителя на рынке./12. с.267/
Рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества. Развитие покупателей, возрастание роли научно-технического фактора – все заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы качества и конкурентоспособности.
В силу комплексности и многогранности качество – проблема, требующая на уровне промышленных предприятий согласованных усилий всех подразделений и служб принятия решений. Согласованность усилий – непременное условие поддержания качества на требуемом уровне. Чтобы оно соблюдалось в полной мере, необходима четкая программа действий, проводятся расчеты по соотношению «затраты –выпуск» для определения экономической эффективности работы по поддержанию качества и установлению предельных затрат в целом и по отдельным видам продуктов ассортимента. Наличие такой программы позволяет не только иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества, но и определит направление действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.
В первую очередь решение проблем, связанных с качеством, предполагает предоставление потребителю права выбора и защиту его прав.
Ориентация
на потребителя при решении
- определения требований потребителя;
-определения
неустановленных требований
- установления
механизма общения с
- мониторинга
удовлетворенности потребителя.
Согласно
международному стандарту ИСО 8402-94
качество продукции – это совокупность
свойств и характеристик
Уровень качества продукции – характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое и эстетическо-эргономическое совершенство, надежность и безопасность использования оцениваемой продукции по сравнению с базовыми значениями этих показателей. Базовые значения показателей качества определяются нормативами, требованиями и стандартами. Качество товаров определяется стандартами – национальными, международными и предприятия.
Качество
и конкурентоспособность
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии ОАО «Рогачевский МКК» в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», включающей в себя следующие мероприятия:
- рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции;
- совершенствование маркетинговой деятельности;
- освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий;
- сертификация
продукции и системы
- проведение технического перевооружения;
- совершенствование кадровой политики.
Основой программы «Качество» является выпуск сгущенных молочных консервов, сухих молочных продуктов и цельномолочной продукции, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке, безопасных и доступных по цене. С этой целью проводятся работы по внедрению системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001, и планируется проводить работу в соответствии с требованиями программы безопасности пищевых продуктов, разработанной с учетом принципов ХАССП.
В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Предприятие,
для изучения спроса на свою продукцию
и демонстрации образцов продукции,
принимает участие в
Основными
направлениями повышения
Все это должно достигаться за счет активизации инновационной и инвестиционной деятельности, снижения энерго- и материалоемкости, вытеснения неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах.
Техническое перевооружение в ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», ввод в эксплуатацию линии по производству жестебанки со сварным швом позволит предприятию освоить производство новых видов продукции, повысить качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на внешнем рынке, снизить удельные расходы топливно-энергетических ресурсов более чем на 10,5%, основного сырья и вспомогательных материалов за счет внедрения прогрессивных технических и технологических решений, улучшить переработку молока и увеличить объемы производства товарной продукции за счет внедрения новой автоматизированной системы управления технологическими процессами.
Заключение
Для республики Беларусь проблема конкурентоспособности продукции является особенно актуальной, т.к. продукция большинства отечественных предприятий не выдерживает жесткой конкуренции на мировом рынке. Такое положение является следствием целого ряда причин, основными из которых являются: низкое качество продукции отечественных товаропроизводителей, а также низкая эффективность производства.
Каждое
предприятие выбирает определенную
рыночную стратегию и использует
ее в своей деятельности для получения
преимуществ над конкурентами. Для
оценки результатов использования
выбранной рыночной стратегии необходимо
периодическое проведение анализа
конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.