Анализ и совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «Наста»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников в ООО «Наста».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала;
· Проанализировать систему мотивации в ООО «Наста», а именно:
Дать характеристику предприятия;
Охарактеризовать финансово-экономическое состояние предприятия;
Провести Анализ существующей системы стимулирования персонала на предприятии ООО «Наста»;
Предложить пути совершенствования системы мотивации персонала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Определение понятий «мотив» и «мотивация»
1.2 Теории мотивации и потребности человека
1.3 Роль и значение мотивации персонала
1.4 Методы стимулирования персонала
1.5 Зарубежный опыт мотивации персонала
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «НАСТА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ существующей системы стимулирования персонала на предприятии ООО «Наста»
2.3 Типичные ошибки при создании системы мотивации
2.4 Совершенствование системы мотивации в ООО «Наста»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая (Исследование систем управления).docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

1.2 Теории мотивации и  потребности человека

Выделяются две группы теорий мотивации: содержательные и процессные. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать.

Наиболее известными теориями мотивации исследователей 1950--60-х гг. являются:

теория иерархии потребностей А. Маслоу;

теория существования, связи и роста К. Альдерфера;

теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;

теория мотивационно-гигиеническая (двух факторов) Ф. Герцберга.

Основные положения этих мотивационных теорий представлены в таблице 1.

Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, признания и уважения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека.

В теории Альдерфера предусмотрены три группы потребностей: Роста, связей и существования, которые коррелируют с пирамидой Маслоу.

МакКлелланд дополнил классификацию потребностей Маслоу, введя понятия потребностей достижения, властвования и соучастия. Эти группы потребностей могут находиться на разных уровнях Удовлетворения и зависят от личности человека. Ф. Герцберг обнаружил и выделил две группы факторов, влияющих на мотивацию труда. Одну группу факторов он назвал «гигиеническими», а другую -- «мотивирующими».

Таблица 1. Взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации

 

Теория А.Маслоу

Теория К.Альдерфера

Теория Ф.Герцерга

Теория М.МакКлелланда

 

Потребность самовыражения

 

Мотивирующие факторы:

Потребность достижения

 

Потребность:

Потребности

Достижение

Потребность властвования

 

самоутверждения

роста

Признание

Потребность соучастия

 

признания

 

Процесс работы

   

Потребность принадлежности и причастности

Потребности связи

Ответственность

   

Потребность безопасности:

 

Продвижение

   

Коллективной

 

Поддерживающие факторы:

   

индивидуальной

Потребности роста

Политика и управление

   

Физиологической потребности

 

Техническое руководство

   
   

Оплата труда

   
   

Взаимоотношения с руководством

   
   

Условия работы

   
         

Теория потребностей А. Маслоу

Наиболее известную классификацию потребностей человека предложил А. Маслоу, рассматривая их в виде иерархической структуры (так называемой «пирамиды потребностей» Маслоу), выделив в ней пять групп потребностей (таблица 2).

Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т. п. -- те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.

Потребность безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий.

Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви,желает быть членом определенной группы людей, участвовать в общественных мероприятиях и т. п.

Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т. п. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова.

Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу.

Классификация потребностей демонстрирует последовательное Расширение границ активности личности индивидуума. Анализ показывает, что потребности определены двумя тесно переплетены противоречиями: с одной стороны, естественное желание человека быть частью общества, со всеми благами, проистекающими из общение, признание и т. д., и, с другой стороны, не менее естественное стремление демонстрировать собственное «я» в качестве свободной автономной и суверенной единицы.

Эта теория психологии управления включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы

Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

Если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая.

Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды»,требуют первостепенного удовлетворения.

Потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.

Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Теория потребностей Маслоу одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности.

Однако в данной концепции есть ряд уязвимых моментов: - потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т. д.);

наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу;

удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Потребности признания и самовыражения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и гасить физиологические потребности.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

К. Альдерфер объединил потребности человека в отдельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу он считает что таких групп потребностей существует только три:

потребности существования;

потребности связи;

потребности роста.

Потребности существования, по Альдерферу, включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т. д. Поэтому к данной группе можно полностью отнести потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

Эти три группы потребностей, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу, происходит движение потребностей только снизу вверх: когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека па этот уровень.

Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности служебного роста, у него опять «включаются» потребности связи (быть хорошим отцом, дедом).

В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяв обратный ход сверху вниз.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие.

Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Потребности, рассматриваемые МакКлелландом, не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.

Например, потребность властвовать может существовать при низкой потребности соучастия.

Теория двух факторов Герцберга

Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях1.

Согласно модели Герцберга, выделенные факторы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал факторами условий труда и мотивирующими факторами (табл. 2).

Таблица 2. Теория факторов Герцберга

 

Факторы условий труда (связаны с окружающей средой, а которой осуществляется работа)

Мотивирующие факторы (связаны с самим характером и сущностью работы}

 

Ш Политика фирмы;

Ш условия работы;

Ш заработная плата;

Ш межличностные отношения в коллективе;

Ш степень непосредственного контроля за работой

Ш Успех;

Ш продвижение по службе;

Ш признание и одобрение результатов работы;

Ш высокая степень ответственности; возможности творческого и делового роста

 
     

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

К гигиеническим факторам относятся те, что напрямую связаны с внешними условиями трудового процесса, среди них:

условия труда;

заработная плата;

статус;

режим работы;

отношения с коллегами;

качество контроля со стороны руководства.

Гигиенические факторы рассматриваются работником как «само собой разумеющееся», их наличие не ведет к удовлетворенности и ощущается лишь их отсутствие, что проявляется в неудовлетворенности.

К мотивирующим факторам относятся те, что связаны с содержанием и характером работы, среди них:

достижения;

признание;

ответственность;

продвижение по ступеням карьеры;

работа сама по себе.

Отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

Один из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, -- вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Он предполагал также наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Но, как показывают многие исследования последних лет, такая корреляция существует далеко не всегда. Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствие какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Жизнь показала правомерность отдельных утверждений авторов содержательных теорий мотивации. Но заслуга этих авторов в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности, сделали попытку классифицировать потребности, показали их взаимосвязь.

Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все четыре теории имеют общее позволяющее установить определенные параллели между ними.

Процессуальные теории мотивации

Если содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей, то процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане.

В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вил поведения.

Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «Наста»)