Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Спутник-2004»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3) Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Спутник-2004» на примере пива. Объектом исследования является ООО «Спутник-2004». Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ рынка изделий и основные направления его развития…………5
2. Краткая организационно- экономическая характеристика ООО
«Спутник-2004»………………………………………………………………….12
3. Факторы и показатели, формирующие конкурентоспособность данной товарной группы…………………………………………………………………27
4. Оценка конкурентоспособности данной товарной группы……………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Анализ рынка изделий и основные направления его развития…………5
  2. Краткая организационно- экономическая характеристика  ООО

«Спутник-2004»………………………………………………………………….12

  1. Факторы и показатели, формирующие конкурентоспособность данной товарной группы…………………………………………………………………27
  2. Оценка конкурентоспособности данной товарной группы……………30

Заключение……………………………………………………………………….31

Библиографический список……………………………………………………..34

Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих  однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция —  конечный продукт производственного  процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед  государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Торговые предприятия  не только производят продукцию в  нужном количестве, ассортименте и  качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений для обеспечения конкурентоспособности, как товара, так и предприятия, которое производит этот товар.

Проблема качества и  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем рынке.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  исследовательских задач:

  1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
  2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
  3. Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Спутник-2004» на примере пива. Объектом исследования является ООО «Спутник-2004». Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ рынка изделий и основные направления его развития

 

Пиво – слабоалкогольный ароматный пенистый напиток с  хмелевой горечью. В зависимости  от сорта пиво содержит 1,5-7% алкоголя, 0,3-0,4% углекислого газа, горькие и  дубильные вещества хмеля, органические кислоты. Если пить его в умеренном  количестве оно очень полезно, так как утоляет жажду, повышает аппетит, способствует усвоению пищи.

Пиво изготовляется  спиртовым брожением сусла из ячменного солода, хмеля и воды. Для некоторых отдельных сортов пива ячменный солод частично заменяют рисовой, кукурузной или ячменной мукой, а также сахаром. Различают светлое и темное пиво, светлое пиво обладает тонкой, хорошо выраженной хмелевой горечью и ароматом, темное – имеет умеренную хмелевую горечь и обладает солодовым вкусом. По способу обработки пиво подразделяют на пастеризованное и непастеризованное. Непастеризованное пиво полезней и вкусней, однако пивовары пастеризуют пиво, в основном для поставок на дальние регионы, для того чтобы продлить срок продажи.

На сырьё для пивоварения  существуют нормативные документы, которые представлены в таблице.

 

Табл.1 Нормативные документы  на сырьё

Сырьё

Нормативный документ

Солод пивоваренный

ОСТ 10-65-87

Ячменно-солодовый экстракт (ЯСЭ)

«Экстракты солодовые  и продукты на их основе ТУУ 18.367-96

Пивоваренный концентрат ТУУ 18.367-96

Хмель

ГОСТ 21946-76

Вода

ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая»

Несоложенные материалы:

Ячмень

Крупа рисовая

Крупа кукурузная

 

ГоОСТ 5060-86

ГОСТ 6292-70

ГОСТ 6002-69

Сахар

ГОСТ 21-87


 

Пиво должно выпускаться  в герметично закупоренной таре: в  бутылках коричневого или зеленого цвета, вместимостью 0,5л и 0,33л. по ГОСТ 10117-80 и ГОСТ 13906-78, металлических банках по 0,5л. и 0,33л., деревянных осмоленных банках, вместимостью 30,50,100л. Пиво высокого качества выпускается только в бутылках и металлических банках. Бутылки с пивом герметично укупоривают. Бутылки маркируют этикетками по ТУ 10-2410-89 с указанием:

- предприятия изготовителя, торговой марки;

- массовой доли сухих  веществ в начальном сусле;

- наименованием пива;

- даты разлива;

- вместимость, л.

Пиво должно храниться  при температуре не ниже 2°С и  не выше 12°С.Пиво, разлитое в бутылки, должно храниться в затемненном  помещении. Под действием света  и слишком низкой или высокой  температуры пиво мутнеет, киснет, теряет вкус. Так как напиток насыщает углекислотой, бутылки (банки) с пивом следует открывать непосредственно перед употреблением.

Пиво – один из самых  любимых прохладительных напитков россиян, особенно в летнее время  года. В преддверии летнего сезона – специалисты «Левада-Центр» провели  опрос 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в 40 регионах страны. Респондентам задавались вопросы о частоте потребления пива и покупки пенного напитка, выяснялись предпочтения по упаковке и брендам, а также знание рекламы различных пивных марок.

Согласно результатам  опроса, более половины жителей России с разной частотой потребляют пиво. К числу активных потребителей, то есть тех, кто пьет пиво не менее  одного раза в неделю, принадлежит 47% от числа респондентов.

Причем из тех 70% российских мужчин, которые в принципе потребляют этот напиток, около 40% пьют его в среднем один раз в неделю, а 7% - ежедневно.

Женщины отдают предпочтение пиву гораздо реже, хотя около 40% россиянок  хотя бы время от времени поддерживают мужчин в «пивном» времяпрепровождении.

С точки зрения возрастных характеристик, наиболее активными  потребителями пива является молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а также  более старшая группа покупателей  – 25-39 лет.

Наибольшим спросом  у россиян пользуется пиво в стеклянных бутылках по 0,5 литра – этот вид упаковки отметили 49% респондентов. Пластиковые бутылки по 1,5 литра, легкие, удобные и экономичные по цене, также достаточно популярны – 27% опрошенных.

Наименее востребованной является такая форма упаковки пива, как алюминиевые бочки – кеги, их назвали 1% респондентов. Данный вид тары скорее рассчитан на использование в барах или ресторанах, чем на потребление дома или на улице, которое характерно для россиян.

Характеризуя российский стиль потребления пива, можно  отметить, что массовому российскому потребителю, особенно в небольших городах и сельских районах, на настоящий момент мало доступен такой вариант досуга, как посещение «пивных» заведений, соответственно данный продукт приобретают в основном в продовольственных магазинах или же в уличных киосках.

Данные исследований, проведенных за последние пять лет, позволяют говорить о значительном расширении рынка пивной продукции, при этом лидирующие позиции сохраняются за двумя основными российскими марками – «Балтика» и «Жигулевское».

Безусловно, потребление  и знание имеют непосредственную взаимосвязь, хотя очевидно, что уровень  знания значительно превышает уровень потребления. Согласно опросу, россияне отдают предпочтение наиболее известным и «раскрученным» маркам, среди которых лидирует «Балтика» - 18% опрошенных. Второе место занимает «Жигулевское» - 13%, на третьем месте находится «Клинское» - 11%.

Иностранные/лицензионные марки в большей степени предпочитают молодые потребители, живущие в крупных городах и имеющие относительно высокий уровень доходов.

Как видно, уровень знания рекламы не всегда определяет объем  потребления. Так, например, рекламу пива «Жигулевское» - одного из лидеров рынка данной категории – за последнее время встречали 3% опрошенных, и, напротив пиво «ПИТ», рекламу которого видели около трети опрошенных, по потреблению не входит даже в первую десятку наиболее предпочитаемых марок.

Исходя из зависимости  потребления пива от знания рекламы, марки, представленные на российском рынке, можно разделить на несколько  категорий:

  1. марки, высокая рекламная известность которых значительно превышает объем потребления, - «ПИТ», «Толстяк», «Сибирская корона», «Клинское», «Тинькофф»;
  2. марки со средним уровнем известности по рекламе и средним уровнем потребления – «Белый медведь», «Золотая бочка», «Три медведя», «Бочкарев»;
  3. марки со средним уровнем потребления, рекламу которых за последнее время запомнило небольшое число опрошенных россиян, - «Старый мельник», «Ярпиво», «Красный восток», «Очаково», «Арсенальное»;
  4. марки с низким уровнем рекламной известности и низким уровнем потребления – «Солодов» (ОАО «Пивоваренная компания «Красный восток», г. Казань), «Охота» (ООО «Пивоварня Хейнекен, Санкт-Петербург), «Невское» (ОАО «Вена», Санкт-Петербург), Miller.

Российский «уличный»  стиль потребления пива в настоящее время имеет некоторые тенденции к смещению в сторону западного «барно-ресторанного» стиля, однако это происходит только в крупных городах и среди молодой и наиболее высокодоходной группы потребителей.

Несмотря на то, что концентрация компаний-производителей в пивной отрасли пока не достигла такого уровня, как, например, в соковой индустрии или на рынке газированных напитков, процесс по укрупнению игроков очевиден. Постепенно лидеры скупают более мелкие местные пивоваренные заводы, что позволяет им активно осваивать региональные рынки сбыта. Наиболее конкурентным сегментом пивного рынка является экономичный, где на девять лидирующих брэндов приходится лишь 54,5% розничного оборота в натуральном выражении и 57,4% - в стоимостном. Здесь сильно присутствие региональных игроков.

Пиво – сезонный продукт, рост продаж которого приходится на летний период. С сентября и вплоть до Нового года происходит спад, тогда как, начиная с января объемы розничных продаж, стабильно растут и достигают пика в июле-августе. Так, в июне-июле 2010 года продажи этого напитка в городской России выросли на 29% по сравнению с продажами в апреле-мае, тогда как в августе-сентябре того же года рост составил всего лишь 5% относительно предыдущего двухмесячного периода. Судя по тренду, который демонстрируют объемы продаж пивной продукции с начала 2011 года, нынешний сезон не станет исключением.

Большая часть розничного оборота пива в нашей стране приходится на средний и экономичный ценовые сегменты: в 2011 году суммарный показатель по ним составляет примерно 80% от натурального товарооборота или 70% от стоимостного. Однако доли этих сегментов постепенно снижаются за счет усиления позиций локального премиального и лицензионного пива – к 2011 году суммарный объем продаж по ним составил 20,1%, в натуральном и 30,5% в стоимостном выражении. Для сравнения, в 2002 году эти показатели были равны 17 и 24,1% соответственно.

Светлое пиво остается несомненным  лидером продаж: 95% розничного оборота  в первом полугодии 2004 года пришлось именно на эту категорию. При этом светлое пиво обычной крепости увеличивает свою долю на рынке, тогда как доля светлого крепкого постепенно сокращается.

Среди прочих – «нишевых» - сортов пива наиболее популярны следующие: безалкогольное – ему принадлежат 1,5% розничных продаж, полутемное/красное – 1,4% и темное – 1%.

          В абсолютных показателях продажи безалкогольного пива растут, но крайне незначительно. Очевидно, что его основная целевая аудитория - автолюбители, противники алкоголя и соблюдающие пост верующие – не торопятся сменить более привычные безалкогольные напитки на «неполноценное пиво».

По мере роста объемов  потребления пива россияне начинают отдавать предпочтение менее крепкому напитку, что аналогично тенденции  потребления алкогольных напитков на Западе.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Спутник-2004»