Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:41, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3) Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Спутник-2004» на примере пива. Объектом исследования является ООО «Спутник-2004». Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ рынка изделий и основные направления его развития…………5
2. Краткая организационно- экономическая характеристика ООО
«Спутник-2004»………………………………………………………………….12
3. Факторы и показатели, формирующие конкурентоспособность данной товарной группы…………………………………………………………………27
4. Оценка конкурентоспособности данной товарной группы……………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..34
К руководителям относятся: директор, заместитель директора, главный бухгалтер, старший экспедитор. Итого – 4 человека.
К специалистам относятся: бухгалтер, кассир, менеджер по закупкам, оператор информационных, оператор по торговому оборудованию. Итого – 9 человек.
К рабочим относятся: грузчик, экспедитор и водитель. Итого – 23 человека.
Преобладающее большинство работников (42%) имеет высшее образование. Средний возраст составляет 35 лет.
Необходимо отметить, что аттестация персонала и повышение его квалификации не осуществляются. Оценка персонала осуществляется в основном при приеме на работу, во время собеседований и оценке анкетных данных. Оценка осуществляется, как правило, менеджером по кадрам и является чисто субъективной. Затраты на осуществления функций управления персоналом незначительны, так как все функции реализуются собственными силами, но от этого страдает качественный уровень их выполнения.
Все подразделения фирмы находятся в одном здании, что облегчает процесс обмена информацией.
На предприятии работает метод косвенного воздействия. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добивается результатов. Цель организации – удовлетворенность клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.
Направления воздействия, применяемые на данном предприятии:
Анализ качественного состава работающих на предприятии поведем на основе данных предприятия за 2009-2011 годы, представленного в таблице 1.
Анализ качественного состава работающих в ООО «Спутник-2004»
г. Саранска за 2009-2011 гг.
Должность |
Годы |
Абсолютные отклонения, чел. |
Относительные отклонения, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
Директор
Заместитель директора Главный бухгалтер
Зам. Главного бухгалтера
Бухгалтер
Зам. Директора по финансовым
Финансовый контролер
Менеджер по закупкам
Начальник отдела продаж
Старший экспедитор
Системный администратор
Региональный аналитик
Торговый представитель
Мерчендайзер
Экспедитор
Водитель
Технический работник
Оператор информационных систем продаж
Техник по ремонту и обслуживанию
Заведующая складом
Секретарь
Кладовщик
Грузчик
Оператор по торговому оборудованию |
1
1 1
1
5
1
2
2
1
1
1
1
2
3
9
10
2
3
4
1
1
2
9
0 |
1
1 1
1
5
1
2
1
0
1
1
0
2
2
8
10
2
3
5
1
1
1
5
1 |
1
1 1
1
5
1
2
1
0
1
1
0
2
2
8
10
2
3
5
1
1
1
5
1 |
_
_ _
_
_
_
_
-1
-1
_
_
-1
_
-1
-1
_
_
_
1
_
_
-1
-4
1 |
100
100 100
100
100
100
100
50
0
100
100
0
100
67
89
100
100
100
125
100
100
50
56
_ | |||||
Итого |
64 |
56 |
56 |
-8 |
12,5 |
В таблице 1 представлен качественный состав работающих в ООО «Спутник-2004» на 31.12.2009 г. - 31.12.2011 г. Из таблицы видно, что количество работающих в 2009 году составляет 64 человека, а в 2010 г. - 56 человек, и в 2011 г. - 56 человек. Из чего можно сделать вывод, что количество работающих на ООО «Спутник-2004» за этот период сократилось на 8 человек или на 12,5 %.
Проведем анализ основных экономических результатов в таблице 2.
Таблица 2
Анализ основных экономических результатов деятельности ООО «Спутник-2004» г. Саранска за 2009-2010 гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютные отклонения, тыс.руб. |
Относительные отклонения, % | |
2009, тыс.руб. |
2010, тыс.руб. | |||
Товарооборот
Издержки обращения
Коммерческие расходы
Прибыль от реализации
Рентабельность |
324864
303857
18074
2933
274 |
274221
245133
19690
9398
1064 |
-50643
-58724
1616
6465
790 |
84,41
80,67
108,94
320,42
388,32 |
Таким образом, из таблицы 2 видно, что уровень издержек обращения по сравнению с 2009-м годом снизился на 19,37 % в 2010 году. Товарооборот снизился на 15,59 % по сравнению с 2009 годом. Наблюдается повышение коммерческих расходов на 8,6 %. Это говорит о том, что на предприятии не смогли найти пути для снижения коммерческих расходов.
Таблица 3
Анализ основных экономических результатов деятельности ООО «Спутник-2004» г. Саранска за 2010-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютные отклонения, тыс.руб. |
Относительные отклонения, % | |
2010, тыс.руб. |
2011, тыс. руб. | |||
Товарооборот
Издержки обращения
Коммерческие расходы
Прибыль от реализации
Рентабельность |
274221
245133
19690
9398
1064 |
266893
242753
18756
9435
1083 |
-7328
-2380
-934
37
19 |
97,3
99,02
95,25
100,4
101,8 |
Таким образом, из таблицы 3 видно, что уровень издержек обращения по сравнению с 2010-м годом снизился на 0,98 % в 2011 году. Товарооборот снизился на 2,7 % по сравнению с 2010 годом. Наблюдается снижение коммерческих расходов на 4,75 %. Это говорит о том, что на предприятии смогли найти пути для снижения коммерческих расходов.
Результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.
Вторая группа показателей практически не подвержена
влиянию инфляции, поскольку представляет
собой различные соотношения прибыли
и вложенного капитала (собственного,
инвестированного, заемного и т.д.). Экономический
смысл значений указанных показателей
состоит в том, что они характеризуют прибыль,
получаемую с каждого рубля средств (собственных
или заемных), вложенных в предприятие.
В структуре поступления продукции тоже произошли изменения (таб. 4).
Таблица 4
Анализ структуры поступления товаров в ООО «Спутник-2004»
г. Саранск 2009-2010 гг.
Наименование |
Годы |
Абсолютные отклонения | ||||
2009 |
2010 | |||||
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % | |
Пиво 0,33 л. |
31158 |
0.25 |
18131 |
0.18 |
-13027 |
-0.07 |
Пиво 0,5 л. |
9337426 |
75.23 |
7831290 |
77.76 |
-1506136 |
2.53 |
Пиво 1 л. |
82653 |
0.66 |
136873 |
1.35 |
54220 |
12.84 |
Пиво 1,5 л. |
1659598 |
13.37 |
1268838 |
12.59 |
-390760 |
-0.78 |
Пиво 2,5 л. |
1178002 |
9.49 |
728465 |
7.23 |
-449537 |
-2.26 |
Пиво 5 л. |
122795 |
0.98 |
87023 |
0.86 |
-35772 |
-0.12 |
Итого |
12411632 |
100 |
10070620 |
100 |
-2341012 |
100 |
В таблице 4 мы можем увидеть, что в 2010 году повысился ассортимент пива. По сравнению с прошлым годом объем поступления в 2010 году составляет 10070620 тыс. руб., т.е. закупки снизились на -2341012 тыс. руб. в их общем объеме.
Таблица 5
Анализ структуры поступления товаров в ООО «Спутник-2004»
г. Саранск 2010-2011 гг.
Наименование |
Годы |
Абсолютные отклонения | ||||
2009 |
2010 | |||||
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % | |
Пиво 0,33 л. |
18131 |
0.18 |
17046 |
0.15 |
-1085 |
-0.03 |
Пиво 0,5 л. |
7831290 |
77.76 |
8467359 |
79.30 |
636069 |
1.54 |
Пиво 1 л. |
136873 |
1.35 |
125356 |
1.17 |
-11517 |
-0.18 |
Пиво 1,5 л. |
1268838 |
12.59 |
1256786 |
11.77 |
-12052 |
-0.82 |
Пиво 2,5 л. |
728465 |
7.23 |
732537 |
6.86 |
4072 |
-0.37 |
Пиво 5 л. |
87023 |
0.86 |
78446 |
0.73 |
-8577 |
-0.13 |
Итого |
10070620 |
100 |
10677530 |
100 |
606910 |
100 |
В таблице 5 мы можем увидеть, что в 2011 году, также повысился ассортимент пива. По сравнению с прошлым годом объем поступления в 2011 году составляет 10677530 тыс. руб., т.е. закупки повысились на 606910 тыс. руб. в их общем объеме.
В структуре реализуемой
Таблица 6
Анализ структуры реализации товаров в ООО «Спутник-2004» г. Саранск за 2009-2010 гг.
Наименование |
Годы |
Абсолютные отклонения | ||||
2009 |
2010 | |||||
Сумма тыс.руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % | |
Пиво 0,33 л. |
7261 |
0.48 |
13131 |
0.75 |
5870 |
0.27 |
Пиво 0,5 л. |
1095805 |
72.72 |
1124634 |
64.56 |
28829 |
-8.16 |
Пиво 1 л. |
14143 |
0.94 |
31488 |
1.8 |
17345 |
0.87 |
Пиво 1,5 л. |
202435 |
13.43 |
355309 |
20.39 |
152874 |
6.96 |
Пиво 2,5 л. |
173019 |
11.48 |
176132 |
10.11 |
3113 |
-1.37 |
Пиво 5 л. |
14055 |
0.93 |
41183 |
2.36 |
27128 |
1.43 |
Итого |
1506718 |
100 |
1741877 |
100 |
235159 |
100 |
Из таблицы 6 мы видим, что в 2009 и 2010 годах наибольшим спросом пользовалось пиво 1,5 литра.
Таблица 7
Анализ структуры реализации товаров в ООО «Спутник-2004»
г. Саранск 2010-2011 гг.
Наименование |
Годы |
Абсолютные отклонения | ||||
2010 |
2011 | |||||
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % |
Сумма тыс. руб. |
Удельный вес % | |
Пиво 0,33 л. |
13131 |
0.75 |
14621 |
0.75 |
1490 |
- |
Пиво 0,5 л. |
1124634 |
64.56 |
1342644 |
69.10 |
218010 |
4.59 |
Пиво 1 л. |
31488 |
1.8 |
21545 |
1.10 |
-9943 |
-0.7 |
Пиво 1,5 л. |
355309 |
20.39 |
345645 |
17.78 |
-9664 |
-2.61 |
Пиво 2,5 л. |
176132 |
10.11 |
186424 |
9.59 |
10292 |
-0.52 |
Пиво 5 л. |
41183 |
2.36 |
32153 |
1.65 |
-9030 |
-0.71 |
Итого |
1741877 |
100 |
1943032 |
100 |
201155 |
100 |
Из таблицы 7 мы видим, что в 2010 и 2011 годах объем реализации пива увеличился, и наибольшим спросом пользовалось пиво 1,5 литра.
Для увеличения товарооборота используются несколько методов.
Пересмотр ассортимента. Для лучшего понимания процессов, происходящих в области оптовой торговли, попытаемся рассмотреть их с позиции конечного звена в механизме любой дистрибьюторской компании – торговой точки. Сейчас уже можно говорить о том, что кризисный период в целом миновал. Подтверждением тому является возвращение большей части товарного ассортимента на полки магазинов (по сравнению с докризисным этапом), нормальное функционирование банковской системы и т.д. Безусловно, что некоторые торговые марки, особенно импортные, покинули прилавки наших магазинов. Но, как ни странно, этот процесс является позитивным и достаточно закономерным. Наверняка, многие замечали, что до кризиса ассортимент большинства магазинов был слишком большим. Известно, что, согласно правилу «80/20», 80% прибыли торговая точка получает от 20% ассортиментного товара, остальные 20% прибыли – с 80% ассортимента. Если этот баланс нарушается, то какая-то часть ассортимента не только сама становится убыточной (расходы на хранение, замораживание в товаре части денежных средств), но и мешает продажам основных 20% ассортимента. В первую очередь тем, что физически занимает дорогостоящее место на полках и рассеивает внимание покупателя.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Спутник-2004»