Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:30, курсовая работа
Важнейшим индикатором, характеризующим возросший коммерческий интерес к предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте, является увеличение количества организаций, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги. Таким образом, целью данной работы является проведение анализа сегментирования рынка транспортно-экспедиционных услуг. В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Раскрытие теоретических особенностей сегментирования рынка.
2. Проведение анализа сегментирования рынка транспортно-экспедиционных услуг на федеральном железнодорожном транспорте (на примере Московского региона).
Введение
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
В настоящее время большинство
компаний в той или иной форме
регулярно осуществляют рыночные исследования.
Содержание понятия маркетинг определяется
стоящими перед ним задачами. С
момента появления и до наших
дней оно менялось в зависимости
от изменений условий производства
и реализации продукции. В настоящее
время маркетинг выступает
Очень немногие компании используют сейчас массовый маркетинг. Вместо него практикуется целевой маркетинг – с идентификацией рыночных сегментов, выбором одного или нескольких из них, а также разработкой товаров и маркетинговых комплексов, которые ориентированы на каждый отдельный сегмент. Благодаря этому продавец может сосредоточиться на разработке товаров, предназначенных для целевых рынков, регулировать уровень цен, выбирать каналы распределения и средства рекламы таким образом, чтобы действовать на выбранном рынке с максимальной эффективностью.
Объектом исследования данной
работы является рынок транспортно-
В настоящее время в
железнодорожной отрасли
С принятием основных федеральных
законов в области
Важнейшим индикатором, характеризующим
возросший коммерческий интерес
к предпринимательской
Таким образом, целью данной
работы является проведение анализа
сегментирования рынка
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Раскрытие теоретических
особенностей сегментирования
2. Проведение анализа
1. Теоретические особенности сегментации рынка
1.1 Понятие и виды
Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной в конечном счете на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.
Функционально маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.
Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.
Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.[1]
Ряд специалистов подходит к
понятию «маркетинговое исследование»
путем перечисления основных его
функций, не выявляя его сущности.
К ним относится Ф. Котлер, который
трактует маркетинговое исследование
как систематическое
Таким образом, предметом
маркетингового исследования следует
считать маркетинговую
Серьезную проблему представляет сегментирование рынка.
Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы показателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Рыночный сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.[3]
Сегментация рынка может
производиться с использованием
различных критериев. Для сегментации
рынка товаров народного
Географическая сегментация – деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация – деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей как: возраст, пол, семейное положение, размер и жизненный цикл семьи, религия, национальность. В настоящее время по демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.
Социально-экономическая
сегментация заключается в
Психографическая сегментация – деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.
Критерии, лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям: поддаваться измерению в нормальных условиях исследования рынка; отражать дифференциацию потребителей (покупателей); выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка.[4]
После разделения рынка на отдельные сегменты необходимо оценить степень их привлекательности и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие, иначе говоря, выбрать целевые сегменты рынка.
Целевой сегмент рынка – один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.
После определения целевого
сегмента рынка предприятие должно
изучить свойства и образ продуктов
конкурентов и оценить
Если сегментирование даст характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предположений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.
1.2 Этапы процесса целевого маркетинга
Компании, торгующие на рынках
конечных (т.е. домохозяйств) и организованных
потребителей (т.е. предприятий, учреждений),
прекрасно осознают, что они не
в состоянии привлечь сразу всех
покупателей или, по крайней мере,
не в состоянии привлечь всех покупателей
одним и тем же способом. Покупателей
много, они разобщены и весьма
отличаются по своим потребностям и
покупательскому опыту. Да и компании
сильно различаются по своим возможностям
в области обслуживания разных сегментов
рынка. Вместо того чтобы пытаться конкурировать
с другими, подчас очень сильными
соперниками в пределах всего
рынка в целом, каждая компания должна
выбрать для себя те части рынка,
которые она может обслужить
наилучшим образом. Таким образом,
сегментацию можно
Первый этап – сегментирование рынка, т.е. разделение рынка на чётко обозначенные группы потребителей, различающиеся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для обслуживания которых могут потребоваться определённые товары или маркетинговые комплексы.
Второй этап – выбор целевых сегментов рынка. На этом этапе компания оценивает привлекательность отдельных сегментов рынка и отбирает один или несколько сегментов для освоения.
Третий этап – позиционирование
товара, включает формирование конкурентоспособной
позиции конкретного товара и
создание детализированного
1.3 Сегментирование транспортного рынка перевозок
Рынок транспортных услуг
находится в стадии формирования.
Характер и динамика переходных процессов
и неопределенность их протекания напрямую
зависят от структуры рынка. На транспортном
рынке взаимодействуют два
Конкуренция на транспортном
рынке РФ в новых условиях хозяйствования
приобретает качественно новые
черты. Развивается частное
Товарный обмен между
участниками рыночных отношений
устанавливается и постоянно
поддерживается с помощью транспорта.
Потребность в качественном транспортном
обслуживании тем выше, чем больше
конкуренция на рынке товаров. Под
качеством транспортного
В настоящее время вследствие огромного роста международного товарообмена роль экспедиторских фирм значительно возросла, экспедитор является основным посредником между продавцом и покупателем, определяющим наиболее подходящего перевозчика, кратчайший и наиболее выгодный путь перевозки.
Анализ типовых внешнеторговых операций однозначно свидетельствует, что в списке посредников все больше выдвигается на центральное место экспедитор-логист (далее – экспедитор), как основной организатор внешнеторговой операции. В условиях рыночных отношений он становится неотъемлемым элементом транспортной инфраструктуры. В силу этого необходимо четко разграничить смысловое содержание терминов «экспедитор» и «экспедиция»