Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:30, курсовая работа
Важнейшим индикатором, характеризующим возросший коммерческий интерес к предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте, является увеличение количества организаций, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги. Таким образом, целью данной работы является проведение анализа сегментирования рынка транспортно-экспедиционных услуг. В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Раскрытие теоретических особенностей сегментирования рынка.
2. Проведение анализа сегментирования рынка транспортно-экспедиционных услуг на федеральном железнодорожном транспорте (на примере Московского региона).
Основным нормативным
документом, регулирующим отношения, возникающие
при перевозках грузов является «Транспортный
Устав Железных Дорог Российской
Федерации» (ТУЖД) от 08.01.1998 г. №2 – ФЗ,
который, в т. ч. предусматривает
имущественную ответственность
перевозчика (т.е. – дороги, а в
ряде случаев – грузовладельца)
за несохранную перевозку. Поскольку
экспедитор не является стороной договора
перевозки грузов, ТУЖД (как и
иные законодательные акты РФ) не предусматривает
обязанности экспедитора в
Состав продавцов и покупателей
Потребности широких кругов потребителей транспортно – экспедиционных услуг удовлетворяются за счет большого количества компаний – экспедиторов и широты предоставляемых этими компаниями услуг, как основных, так и дополнительных. Можно отметить высокую степень удовлетворения различных запросов потребителей на данном рынке.
По заявленным данным на рынке транспортно – экспедиторских услуг действует порядка 86 хозяйствующих субъектов, из которых выявленных – 55. (см. Приложение 1).
Субъекты исследуемого товарного
рынка имеют в основном негосударственные
формы собственности. Учредителями
данных хозяйствующих субъектов
в своем большинстве являются
физические лица российского происхождения
либо юридические лица иностранного
происхождения. Присутствуют и хозяйствующие
субъекты, имеющие государственную
форму собственности, например, Федеральное
Государственное унитарное
Состав потребителей транспортно – экспедиционных услуг можно разделить на несколько групп:
1. производственные
предприятия (
2. остальные организации,
нуждающиеся в предоставлении
данного рода услуг: а)
Рисунок 2. Объемы перевозок по Московской железной дороге составили в 2003 году – 71523505 тонн; в 2004 году – 82868856 тонн
Рисунок 3. В целом объемы перевозок по Московской железной дороге составили в 2003 году – 1254050 вагонов, в 2004 году – 1466275 вагонов.
Географические границы товарного рынка
Географические границы
рынка транспортно –
Барьеры входа на рынок
В ходе своей деятельности
компании сталкиваются с рядом административных
барьеров в лице грузовладельца по
административным ограничениям на ввоз,
вывоз и перевозки грузов, основные
из которых определены «Правилами перевозок…»,
соответствующими указаниями МПС РФ
и других руководящих органов. Так,
сами экспедиторы ни на одном этапе
своей работы с грузовладельцем
не становятся грузовладельцами, т.е. не
приобретают полномочий распоряжаться
грузом и, следовательно, не несут ответственности
за соблюдение в отношении груза
таможенных норм и правил. Данные полномочия,
включая обязанность
Немаловажной проблемой
для компании – экспедитора становится
и то, что в силу того, что состояние
вагонного парка МПС РФ можно
оценить как достаточное для
осуществления деятельности экспедитора
(по объему), но недостаточно хорошее
по качественным техническим характеристикам,
то некоторые компании – экспедиторы
вынуждены приобретать в
Естественно, что сроки
окупаемости капитальных
В настоящее время в рамках предстоящей реструктизации, МПС РФ проводит компанию по присвоению экспедиторским предприятиям статуса «компании-оператора» при условии передачи (продажи) в собственность подвижного состава. В этом случае вложения в стоимость вагонов и расходы на поддержание их в исправном состоянии могут быть оценены только в зависимости от количества подвижного состава, приобретаемого в собственность или аренду, а также сроков изготовления вагонов.
Однако в связи с
отсутствием проработанной
Рассматривая вопрос о возможности выхода на рынок транспортно – экспедиторских услуг новых хозяйствующих субъектов можно отметить следующие барьеры входа на рынок:
Экономические барьеры:
· отсутствие достаточного опыта работы с железнодорожным транспортом;
· недостаточные знания особенностей и специфики деятельности рынка;
· неотработанность технологического процесса работы нового субъекта.
Административные барьеры:
· заключение соответствующего договора с МПС РФ – организация договорных и технологических отношений с МПС РФ и другими железнодорожными организациями. В частности, по существующему порядку работы с перевозчиками – в данном случае с Московской железной дорогой, ЦФТО МПС России и пр. – экспедитор должен заключить договоры организации перевозок грузов с названными учреждениями. Зачастую оформление необходимого комплекта документов, прохождение документов и текста договора через все инстанции, наконец, подписание договора со стороны перевозчика занимает не менее месяца.
· необходимость пройти в МПС РФ сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р 51138–98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования», которым определены требования и ограничения на экспедиторскую деятельность.
В работе с МЖД компании – экспедиторы сталкиваются с рядом проблем, в числе которых (со стороны МПС РФ и МЖД):
· ошибки в отгрузочной информации (неточность оперативной информации, отправляемой в ЦФТО МПС РФ);
· нехватка вагонов из-за
большого количества производителей одноименной
продукции (несколько
· несовершенство технологического взаимодействия;
· требование МПС РФ обеспечивать глубокую предоплату перевозок грузов, осуществляемую в соответствии с заявками на перевозки экспортных грузов, а также следующие через порты (пункты перевалки) импортных и транзитных грузов, не позднее чем за 15 дней до даты начала перевозок;
· запрещение МПС РФ и «Транс
Кредит Банка» осуществлять оплату резидентам-экспедиторам
транзитных перевозок в валюте, согласно
подпункту «1» раздела 3 «Основных
положений о регулировании
В работе с потребителями транспортно – экспедиторских услуг компании – экспедиторы также сталкиваются с рядом проблем. В числе которых:
· несвоевременность оплаты услуг по договорам;
· неоперативность предоставления
необходимой отгрузочной
· нестабильность грузопотоков;
· низкая платежеспособность потребителей (особенно российских потребителей);
· неточность при заполнении накладных СМГС при отправлении;
· изменение заявок на перевозку грузов в процессе исполнения договоров;
· задержка в оплате согласованных объемов перевозок;
· несоблюдение норм оборота подвижного состава собственности компаний – экспедиторов;
· желание работать в кредит (частичная предоплата);
· несанкционированные перевозки по кодам экспедитора.
Компании – экспедиторы имеют и собственные проблемы в число наиболее острых из которых входит длительный процесс заключение договоров, дополнительных соглашений и выставления счетов; нехватка подвижного состава или отсутствие возможности его арендовать.
В транспортной цепи «производитель – перевозчик – потребитель» имеются следующие недостатки:
· низкий уровень взаимодействия
между предприятиями транспорта
и потребителями их услуг; значительная
разобщенность интересов
· низкий уровень информационной
связи между участниками
· значительные простои грузовых единиц (контейнеров, вагонов и т.п.) в узловых пунктах в ожидании обслуживания предприятиями транспорта;
· невозможность информирования потребителя о месте нахождении отправки и времени прибытия к месту назначения;
· несовершенная система документооборота, задержки по выпуску телеграмм;
· негибкая ценовая политика МПС.
Основными требованиями, предъявляемыми
потребителями к услугам
· минимальные сроки (продолжительность) доставки;
· регулярность доставки груза;
· гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
· удобства по приему и сдаче грузов;
· наличие дополнительных услуг;
· наличие различных уровней транспортного обслуживания;
· приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);
· отлаженная система информации и документирования;
· сопровождение груза до конечного пункта назначения;
· организация доставки груза «от двери до двери»;
· приемлемая стоимость перевозки;
· возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.);
· оптимальная дислокация
пунктов отправления и
· возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза;
· наличие необходимой транспортной тары;
· наличие необходимого перегрузочного оборудования в пунктах перевалки;
· ликвидация промежуточных перегрузочных операций.
По итогам проведенного анализа можно говорить о том, что около 30% времени подвижной состав экспедиторов ходит «в холостую» и простаивает при нахождении обратной загрузки. Перевозчики теряют много времени и денег из-за незнания обстановки на границах и дорогах транзитных стран. Многие не имеют постоянных и надёжных партнёров, что в свою очередь является дорогостоящим экономическим и трудоемким процессом.
Одной из основных проблем как потребителей транспортно – экспедиционных услуг, так и экспедиторов, как уже отмечалось ранее, является недостаточное количество исходной информации.
Рыночный потенциал
Одной из проблем компаний
– экспедиторов при осуществлении
деятельности является невозможность
компаний в полном объеме раскрыть
потенциал своих резервных
· невозможность получения конкурентоспособных ставок на тарифы от МПС РФ;
· наличие большого количества конкурирующих экспедиторских компаний;
· несовершенство программного
обеспечения (ПО) ЦФТО МПС России по
начислению сумм за перевозки, которое
«замораживает» на длительное время
значительную часть оборотных средств
(как следствие, крупные компании
– экспедиторы, исходя, прежде всего,
из своих финансовых возможностей,
вынуждены разрабатывать
· наличие проблем по обеспечению погрузочными ресурсами со стороны МПС РФ (следует отметить, что расширение обслуживаемого полигона производителей продукции и увеличение экспедируемых объемов перевозок, напрямую зависит от того, с какими клиентами (грузоотправителями) заключены договора с конкретными производителями. И на этот выбор экспедитор практически влияния не имеет в силу объективных причин).
Вывод:
Таким образом, в соответствии с выделяемыми типами рынков рынок транспортно – экспедиционных услуг можно отнести по своей форме к умеренно концентрированным рынкам.
Конкуренцию на рынке транспортно-
1. очень крупный потребитель грузов;
2. достаточно значительный
отправитель (на Московской